19 февраля 1993 года | N 4530-1 |
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России и общепризнанными нормами международного права определяет правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации и закрепляет правовые, экономические и социальные гарантии защиты и реализации прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, вынужденных покинуть место своего постоянного жительства.
Статья 1. Определение понятия "вынужденный переселенец"
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в связи с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.
Вынужденным переселенцем может быть признано также не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой настоящей статьи.
Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший в Российскую Федерацию по обстоятельствам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, и приобретший гражданство Российской Федерации, находясь на территории Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
Статья 2. Порядок обращения с ходатайством о признании вынужденным переселенцем
Лицо для признания его вынужденным переселенцем после того, как оно покинуло место своего постоянного жительства по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, обязано обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством в месте своего нового пребывания в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России - орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а при его отсутствии - в соответствующий орган исполнительной власти.
Указанный в части первой настоящей статьи орган принимает решение о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем в течение пяти дней со дня обращения с ходатайством.
В случае экстренного массового прибытия на определенную территорию Российской Федерации лиц по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, решение о регистрации указанных лиц принимается Федеральной миграционной службой России незамедлительно.
Лицо, желающее быть признанным вынужденным переселенцем до оставления места своего постоянного жительства, вправе заранее обратиться с ходатайством по месту предполагаемого переселения в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России, а при его отсутствии - в соответствующий орган исполнительной власти либо в дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации в стране своего пребывания. Указанные представительства направляют данное ходатайство в Федеральную миграционную службу России.
Статья 3. Права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем
В случае регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем лицо, подавшее ходатайство, получает направление на временное поселение, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ему обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения. Особо нуждающимся лицам, подавшим ходатайства о признании их вынужденными переселенцами (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, одинокая мать с ребенком до трех лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет), обеспечивается право бесплатного проезда и провоза багажа к месту временного поселения на территории Российской Федерации.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицо, указанное в части первой настоящей статьи и находящееся на территории Российской Федерации, до решения вопроса о признании его вынужденным переселенцем вправе:
проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами;
получать питание по установленным нормам;
пользоваться медицинской и лекарственной помощью;
получать единовременное и иное пособия в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицо, подавшее ходатайство о признании его вынужденным переселенцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Лицо, подавшее ходатайство о признании его вынужденным переселенцем и находящееся на территории Российской Федерации, обязано:
соблюдать установленный порядок проживания в месте временного поселения;
проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.
При отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Отказ в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления об отказе. Данное лицо освобождается от оплаты расходов, связанных с рассмотрением ходатайства на всех его стадиях.
Статья 4. Порядок признания лица вынужденным переселенцем
Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим органом миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, городов Москвы, Санкт-Петербурга, а по ходатайству, поступившему через дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации, - Федеральной миграционной службой России в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем.
Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается удостоверение установленного образца.
При отказе в признании лица вынужденным переселенцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Отказ в признании лица вынужденным переселенцем может быть обжалован в Федеральную миграционную службу России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления.
До принятия окончательного решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, пользуется правами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона.
Статья 5. Обеспечение прав вынужденного переселенца в местах временного поселения
До решения вопроса о постоянном месте жительства в порядке, установленном правительством Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России обеспечивает вынужденному переселенцу:
проживание в месте временного поселения (по желанию вынужденного переселенца он может проживать у родственников либо иных лиц с их согласия независимо от размеров занимаемой ими жилой площади);
помощь в трудоустройстве по месту временного поселения;
бесплатное питание в случае его нетрудоспособности, подтвержденной надлежаще оформленными медицинскими документами;
оказание медицинской и лекарственной помощи;
выдачу пособия в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Вынужденному переселенцу предоставляется право выбора постоянного места жительства на территории Российской Федерации по собственному желанию, в том числе в населенном пункте, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание, либо в населенном пункте из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы России.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вынужденному переселенцу обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту постоянного жительства. Особо нуждающиеся лица, признанные вынужденными переселенцами (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, одинокая мать с ребенком до трех лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет), обеспечиваются правом бесплатного проезда и провоза багажа к месту постоянного жительства.
Статья 6. Обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев
Соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны:
предоставить вынужденному переселенцу перечень населенных пунктов, рекомендуемых Федеральной миграционной службой России и ее органами для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;
предоставить вынужденному переселенцу при выборе им постоянного места жительства по рекомендации Федеральной миграционной службы России или ее органа жилье из специального жилищного фонда, выделенного для вынужденных переселенцев, либо включить такое лицо в список граждан, которым в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации дано право первоочередного получения (приобретения) жилья из государственного или муниципального жилищного фонда;
оказывать вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве, включая получение (приобретение) земельного участка и строительных материалов, а также предоставлять льготные кредиты на указанные цели в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
содействовать вынужденному переселенцу в трудоустройстве в соответствии с его профессией (специальностью), квалификацией и с учетом уровня занятости населения в соответствующем регионе; при необходимости обеспечить ему возможность получения профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации;
выплачивать вынужденному переселенцу на время профессиональной подготовки (переподготовки) стипендию в размере, определяемом Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
предоставлять вынужденному переселенцу в случае его трудоустройства в сельской местности льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, переселяющихся в сельскую местность;
предоставлять предприятиям, учреждениям и организациям, принявшим на работу вынужденных переселенцев, дополнительные налоговые льготы и компенсации в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством указанных лиц;
регистрировать вынужденного переселенца в качестве безработного в случаях невозможности трудоустройства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в определенной местности на территории Российской Федерации;
предоставлять в первоочередном порядке одиноким вынужденным переселенцам - престарелым и инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе, места в учреждениях социальной защиты населения;
оказывать содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также в переводе учащихся и студентов в соответствующие учреждения среднего и высшего профессионального образования;
оказывать вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.
Статья 7. Компенсация потерь вынужденному переселенцу
Федеральная миграционная служба России принимает меры к возвращению вынужденному переселенцу оставленного в месте его прежнего постоянного жительства имущества, владение которым подтверждается соответствующими документами. Если имущество возвратить невозможно, то вынужденному переселенцу выплачивается компенсация в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Гарантии прав вынужденного переселенца
Вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию (в населенный пункт), которую он покинул по основаниям, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона.
Решения и действия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие права вынужденного переселенца, установленные законодательством Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд.
Статья 9. Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца, если оно:
приобрело гражданство другого государства;
выехало на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Лицо лишается Федеральной миграционной службой России или ее органом статуса вынужденного переселенца, если оно умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.
Статья 10. Оказание помощи вынужденным переселенцам
Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости вынужденных переселенцев решают Федеральная миграционная служба России и ее органы.
Федеральная миграционная служба России координирует деятельность министерств и ведомств Российской Федерации по проблеме вынужденных переселенцев.
Статья 11. Взаимодействие органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления с общественными объединениями и иными неправительственными организациями по оказанию помощи вынужденным переселенцам
Соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления содействуют общественным объединениям и иным неправительственным организациям в их работе по оказанию помощи вынужденным переселенцам, разрабатывают и осуществляют совместно с ними и с их согласия соответствующие программы.
Статья 12. Фонд помощи вынужденным переселенцам
В целях обеспечения вынужденным переселенцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их обустройством в местах нового постоянного жительства на территории Российской Федерации, при Правительстве Российской Федерации учреждается Фонд помощи вынужденным переселенцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи вынужденным переселенцам).
Фонд формируется за счет: поступлений из республиканского бюджета Российской Федерации; прямых ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации; кредитов и ссуд на хозяйственное обзаведение, выплачиваемых по линии Центрального банка Российской Федерации, Крестьянского банка Российской Федерации или Сберегательного банка Российской Федерации; поступлений из бюджетов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, территории которых покинули вынужденные переселенцы; средств, получаемых от других государств и международных организаций на основе договоров (соглашений), заключаемых Российской Федерацией; добровольных пожертвований, а также поступлений из других источников.
Статья 13. Источники возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством вынужденных переселенцев
Расходы органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, связанные с приемом и обустройством на их территориях вынужденных переселенцев, возмещаются из республиканского бюджета Российской Федерации и Фонда помощи вынужденным переселенцам, учреждаемого в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.
Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, территории которых покинули вынужденные переселенцы, полностью компенсируют расходы Фонда помощи вынужденным переселенцам, связанные с приемом и обустройством указанных лиц, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Возмещение расходов, понесенных органами государственной власти и управления Российской Федерации в связи с приемом и обустройством вынужденных переселенцев из других государств, а также выплатой компенсаций указанным лицам, осуществляется на основании договоров (соглашений) Российской Федерации с соответствующими государствами.
Статья 14. Международное сотрудничество по проблеме вынужденных переселенцев
Российская Федерация принимает меры к заключению с другими государствами договоров (соглашений) по проблеме вынужденных переселенцев, прибывающих или намеренных прибыть в Российскую Федерацию из этих государств, предусматривая в этих актах защиту социальных, экономических и других прав, а также законных интересов вынужденных переселенцев и государственных интересов Российской Федерации.
Если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров (соглашений), за исключением случаев, когда применение правил указанных актов может привести к ограничению прав и законных интересов вынужденных переселенцев, регламентированных настоящим Законом и иными законами Российской Федерации.
Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России.
19 февраля 1993 года.
N 4530-1