Оглавление
В целях совершенствования процедур таможенного оформления, усиления таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, и создания благоприятных условий для ускорения товарооборота через таможенную границу Российской Федерации приказываю:
1. Создать в таможнях, а также на таможенных постах специальные подразделения - отделы таможенного оформления и таможенного контроля (далее - отделы оформления).
2. Утвердить типовое Положение об отделе таможенного оформления и таможенного контроля (Приложение 1).
Начальникам таможен в месячный срок на основе типового Положения разработать и утвердить положения об отделах таможенного оформления и таможенного контроля, а также должностные инструкции сотрудников этих отделов.
3. Утвердить Положение о взаимодействии структурных подразделений таможенных органов при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и проведении таможенного и валютного контроля в ходе таможенного оформления (Приложение 2).
4. Создание отделов оформления произвести на базе существующих грузовых отделов, отделов таможенного оформления и досмотровых отделов за счет передачи в их состав части штатных единиц структурных подразделений таможенных органов, производящих таможенное оформление и проводящих таможенный контроль, а также выделения дополнительной штатной численности в соответствии с Приказом ГТК России от 27.04.95 N 289 "О расширении прав руководителей таможенных органов при проведении организационно-штатных мероприятий".
Перераспределение штатных единиц не должно повлечь за собой ослабление иных структурных подразделений таможенных органов.
5. Установить, что предварительные и основные операции таможенного оформления, а также проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств (за исключением товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности) и их выпуск осуществляются в местах расположения отделов оформления должностными лицами таможенных органов, являющимися сотрудниками этих отделов, если иное не предусмотрено актами ГТК России.
В случае, если из-за небольшой численности личного состава и незначительного объема подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств создание отделов оформления на таможенных постах является нецелесообразным, упомянутые операции осуществляются в местах расположения постов. При этом таможенный контроль проводится поэтапно в соответствии с действующими нормативными актами ГТК России.
Другие подразделения таможенных органов в пределах своей компетенции осуществляют таможенный контроль, разрабатывают его методологию по направлениям своей деятельности в соответствии с нормативными актами ГТК России, которой руководствуются отделы оформления, осуществляют контроль за деятельностью сотрудников отделов оформления по своим направлениям, а также оказывают им содействие.
6. В таможенных органах, в которых из-за незначительного количества товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, отсутствует необходимость в создании специализированных подразделений для таможенного оформления таких товаров и транспортных средств, таможенное оформление и контроль осуществляются сотрудниками отделов оформления, специально выделяемыми для этих целей.
7. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения в месячный срок:
- представить в Управление организации таможенного контроля ГТК России (А.Г. Васильев) сведения о созданных отделах оформления согласно Приложению 3 к настоящему Приказу, а также изменения, которые необходимо внести в "Классификатор таможенных органов Российской Федерации и их структурных подразделений, производящих таможенное оформление" (приложение 9 к Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 25.04.94 N 162);
- провести корректировку штатных расписаний подчиненных таможен, определить потребность в дополнительной штатной численности для доукомплектования отделов оформления, а также потребности в служебных помещениях, средствах связи, вычислительной и оргтехнике, автотранспорте, другом имуществе, подготовить предложения по обеспечению физической защиты сотрудников отделов оформления и представить заявки и предложения в ГТК России по принадлежности и в Региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений Российской Федерации;
- представить в Региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений Российской Федерации предложения по строительству или реконструкции помещений, предназначенных для размещения отделов оформления;
- предусмотреть в сметах расходы, связанные с финансированием отделов оформления.
8. Управлению организации таможенного контроля (А.Г. Васильев), Таможенно-тарифному управлению (А.О. Кудряшов), Управлению федеральных таможенных доходов (Э.А. Сафаров), Управлению валютного контроля (А.Н. Кутепов), Управлению таможенной статистики и анализа (В.В. Орлов), Управлению по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (М.В. Ванин) и Управлению косвенного налогообложения (К.А. Ковальчук) в срок до 02.10.95 разработать и представить на утверждение порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
9. Управлению организации таможенного контроля (А.Г. Васильев) подготовить предложения о заключении с ГНИВЦ ГТК России (Ю.А. Чеботов) договора о разработке и внедрении в течение 1996 года системы имитационного моделирования для эффективного осуществления таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств по видам перевозок.
10. Управлению кадров и учебных заведений (В.А. Шамахов) в соответствии с заявками региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения обеспечить выделение дополнительной штатной численности для укомплектования отделов оформления, а также подготовку кадров для этих отделов.
11. Управлению таможенной охраны (А.С. Черкасов), Управлению собственной безопасности (В.А. Маметьев) на основании предложений региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения разработать комплекс мероприятий по обеспечению физической защиты должностных лиц таможенных органов, являющихся сотрудниками отделов оформления.
12. Региональному таможенному управлению по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений Российской Федерации (Н.В. Уваров) обеспечить выделение средств связи, вычислительной и оргтехники, транспортных и иных материальных средств для организации работы отделов оформления.
13. Региональному таможенному управлению по капитальному строительству объектов таможенных учреждений Российской Федерации (А.И. Щередин) рассмотреть предложения по строительству или реконструкции помещений, предназначенных для размещения отделов оформления, и в установленном порядке обеспечить их выполнение.
14. Финансовому управлению (А.Д. Листопад) обеспечить финансирование в соответствии со сметами региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения.
15. Поручить начальникам региональных таможенных управлений и таможен назначить из числа своих заместителей ответственных за организацию таможенного оформления и контроля и подчинить им отделы оформления.
Установить, что заместители начальников региональных таможенных управлений и таможен, ответственные за организацию таможенного оформления и контроля, являются первыми заместителями начальников указанных таможенных органов.
16. Ранее изданные нормативные акты ГТК России применяются в части, не противоречащей настоящему Приказу.
17. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя ГТК России Бекова С.М.
18. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 ноября 1995 года.
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
А.С.КРУГЛОВ
Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 14.08.95 N 500
1. Общие положения
1.1. Отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее - отдел) является структурным подразделением таможенного органа и подчиняется заместителю начальника таможенного органа по организации таможенного оформления и таможенного контроля.
1.2. Отдел в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации о таможенном деле, нормативными актами ГТК России, актами регионального таможенного управления и таможни, а также настоящим Положением.
1.3. Отдел является основным подразделением таможни по производству таможенного оформления и проведению таможенного контроля.
Выпуск товаров и транспортных средств производится исключительно должностными лицами таможенных органов, являющимися сотрудниками указанного отдела.
2. Основные задачи отдела
Основными задачами отдела являются:
2.1. Реализация таможенной политики Российской Федерации.
2.2. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля.
2.3. Защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации, содействие развитию внешнеэкономических связей регионов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
2.4. В пределах своей компетенции производство таможенного оформления и проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
2.5. Организация и осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с другими подразделениями таможенного органа, иными контролирующими и правоохранительными органами Российской Федерации, перевозчиками, лицами, перемещающими товары и транспортные средства Российской Федерации, декларантами, включая декларантов на договорной основе (таможенными брокерами), иными лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
3. Основные функции отдела
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
3.1. Проводит аналитическую работу, обобщает материалы и готовит предложения по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля.
3.2. В пределах своей компетенции, в т.ч. и с применением средств вычислительной техники, определяет схемы таможенного оформления и таможенного контроля, исходя из необходимости выполнения задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации, и реализует их.
3.3. Принимает уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства и назначает время и место, куда товары и транспортные средства должны быть доставлены для осуществления дальнейшего таможенного оформления.
3.4. Помещает товары и транспортные средства под процедуру доставки и принимает уведомления о доставке товаров и транспортных средств в установленные места.
3.5. Проверяет оборудование транспортных средств, предназначенных для перевозки товаров под таможенным контролем.
3.6. Контролирует помещение товаров и транспортных средств на склады временного хранения, таможенные склады, свободные таможенные склады, а также соблюдение установленного порядка хранения и выдачи товаров и транспортных средств с указанных складов.
3.7. Принимает от перевозчиков краткие декларации, а от декларантов - таможенные декларации и иные документы, необходимые для проведения таможенного оформления и осуществления таможенного контроля.
3.8. Применяет средства идентификации товаров.
3.9. Производит основные операции таможенного оформления и выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с условиями заявляемых таможенных режимов.
3.10. Контролирует:
- соблюдение лицами, перемещающими товары и транспортные средства, а также иными лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, установленных мер экономической политики и иных ограничений на ввоз и вывоз;
- соблюдение указанными лицами валютного законодательства и нормативных актов по валютному регулированию и валютному контролю;
- классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД;
- правильность таможенной оценки товара;
- обоснованность предоставления тарифных преференций;
- обоснованность предоставления тарифных и налоговых льгот;
- начисление и уплату таможенных платежей.
3.11. Производит досмотр товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
3.12. Принимает меры по профилактике, выявлению и пресечению таможенных правонарушений.
3.13. Оказывает содействие другим подразделениям таможенного органа при проведении ими таможенного и валютного контроля, а также иным правоохранительным и контрольным органам при осуществлении ими своей деятельности.
3.14. Составляет протоколы о таможенных правонарушениях, а также оказывает отделам по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и дознания необходимую помощь в проведении производства по делам о нарушении таможенных правил и осуществлении ими дознания по уголовным делам о таможенных преступлениях.
3.15. Участвует в формировании таможенной статистики, осуществляя электронный прием данных, ведя учет товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также документов и сведений, используемых в таможенных целях.
3.16. Осуществляет в пределах своей компетенции, а также совместно с другими подразделениями таможенного органа профессиональную подготовку должностных лиц отдела.
4. Права отдела
Для выполнения возложенных на него задач отдел вправе:
4.1. Привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов и экспертов при осуществлении таможенного контроля.
4.2. Брать пробы и образцы товаров, а также разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, осматривать товары и отбирать их пробы и образцы.
4.3. Требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, декларантов, владельцев складов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производства грузовых и иных операций, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
4.4. Требовать от декларантов и иных лиц, располагающих документами и сведениями, необходимыми для производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, представления этих документов и сведений, а также устанавливать сроки их представления.
4.5. Требовать от декларантов оказания содействия в производстве таможенного оформления.
4.6. При проведении таможенного контроля использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
4.7. Принимать от заинтересованных лиц документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, составленные на иностранном языке.
4.8. Применять меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации о таможенном деле при перевозке товаров и документов на них при таможенном оформлении.
4.9. Предоставлять отсрочку в подаче краткой декларации.
4.10. В случаях, предусмотренных нормативными актами ГТК России, а также при необходимости рассмотрения отдельных вопросов, связанных с таможенным оформлением конкретных товаров и транспортных средств, требующих углубленного контроля, передавать имеющиеся в его распоряжении документы, сведения, образцы и т.п. на заключение в другие специализированные подразделения таможенного органа.
5. Заключительные положения
5.1. Место расположения отдела, его штатное расписание и режим работы определяются начальником таможни в зависимости от количества товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю, исходя из необходимости максимального приближения таможенного оформления и таможенного контроля к местам концентрации предприятий, организаций и граждан, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, а также разделения документального контроля и фактического досмотра.
5.2. Структура отдела включает группы:
- приема и регистрации деклараций;
- документального контроля;
- досмотровая.
Старшими групп могут быть должностные лица таможенных органов Российской Федерации, занимающие должности не ниже ведущих инспекторов.
Допускается производство одним должностным лицом отдела не более двух этапов таможенного контроля.
5.3. Отдел комплектуется из числа квалифицированных специалистов, как правило имеющих высшее образование, прошедших специальную подготовку, аттестованных руководителями специализированных отделов таможни и допущенных приказом начальника таможни к производству таможенного оформления и проведению таможенного контроля. Порядок аттестации и допуска устанавливается начальником таможни.
Права, обязанности и ответственность должностных лиц отдела определяются должностными инструкциями, утверждаемыми начальником таможни.
Должностные лица отдела несут персональную ответственность за производство таможенного оформления и проведение таможенного контроля на порученных участках работы.
Должностные лица отдела обязаны в порядке взаимозаменяемости знать и применять на практике вопросы, входящие в компетенцию не менее чем двух разных специалистов, реализующих различные стадии таможенного оформления и таможенного контроля.
5.4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее в порядке, установленном ГТК России.
Начальник отдела:
- несет персональную ответственность за организацию таможенного оформления и таможенного контроля, выполнение возложенных на отдел задач, осуществление его функций и реализацию прав;
- руководит должностными лицами отдела;
- в пределах своей компетенции осуществляет подбор и расстановку кадров, включая, при необходимости, перераспределение должностных обязанностей с учетом взаимозаменяемости должностных лиц отдела и заключения соответствующих специализированных отделов;
- принимает окончательное решение по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
- применяет к подчиненным должностным лицам меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
5.5. В зависимости от объема работы начальник отдела может иметь одного или более заместителей.
5.6. При выполнении отделом стоящих перед ним задач не допускается загружать его другой работой, включая представление различного вида отчетов по направлениям деятельности специализированных подразделений таможенного органа.
Приложение 2
к Приказу ГТК России
от 14.08.95 N 500
1. Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее - отдел оформления) с иными структурными подразделениями таможенного органа при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее - товары и транспортные средства), и проведении таможенного и валютного контроля в ходе такого оформления.
2. Операции таможенного оформления и выпуск товаров в соответствии с условиями таможенных режимов производятся специалистами отдела оформления в соответствии с положением об этом отделе.
3. Иные структурные подразделения таможенного органа участвуют в таможенном оформлении, проведении таможенного и валютного контроля до выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с положениями об этих подразделениях при решении специфических вопросов таможенного и валютного контроля, являющихся их исключительной прерогативой.
4. Таможенный и валютный контроль за товарами и транспортными средствами после их выпуска отделом оформления проводятся соответствующими структурными подразделениями на основании документов и сведений, полученных отделом оформления, а также иных источников.
5. В случае, если участие иных структурных подразделений в производстве таможенного оформления и осуществлении таможенного контроля установлено нормативными актами ГТК России, взаимодействие отдела оформления с такими подразделениями осуществляется в соответствии с указанными нормативными актами.
6. Во всех иных случаях взаимодействие осуществляется путем:
а) непосредственного обращения специалистов отдела оформления в соответствующие структурные подразделения в порядке, определяемом начальником таможенного органа;
б) поручения начальника таможенного органа либо его заместителя, а также представления начальника отдела оформления начальнику соответствующего структурного подразделения рассмотреть и дать заключение по специфическому вопросу, входящему в компетенцию указанного подразделения.
При этом заключения структурных подразделений либо их специалистов должны быть даны не позднее следующего рабочего дня, за исключением случаев, когда обстоятельства требуют незамедлительного решения поставленного вопроса.
Продление сроков предоставления заключения допускается только по разрешению начальника таможенного органа либо его первого заместителя.
7. В целях организации эффективного таможенного и валютного контроля, содействия отделу оформления при выполнении им своих основных функций и реализации его прав иные структурные подразделения таможенного органа в порядке, определяемом начальником таможенного органа, и в соответствии с нормативными актами ГТК России:
- осуществляют методическое руководство деятельностью сотрудников отделов оформления;
- принимают участие в профессиональном обучении указанных сотрудников и их аттестации;
- оказывают консультационную помощь отделам оформления;
- контролируют деятельность отдела оформления;
- в отдельных случаях по поручению начальника таможенного органа либо его первого заместителя на основании представления отдела оформления принимают решение о выпуске товаров и транспортных средств, которое является обязательным к исполнению отделом оформления.
8. Структурные подразделения таможенного органа при осуществлении методического руководства сотрудниками отделов оформления, а также контроля за их деятельностью не вправе сужать или расширять задачи, функции и права отделов оформления, требовать представления документов и сведений, не предусмотренных нормативными актами ГТК России, либо имеющихся в иных документах и сведениях, представляемых отделами оформления в соответствии с установленным ГТК России порядком, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что сотрудниками отделов оформления совершены либо могут совершаться незаконные действия.
9. В целях обеспечения эффективного взаимодействия отдела оформления с иными структурными подразделениями таможенного органа в случае его расположения вне мест нахождения указанных подразделений между отделом оформления и каждым из этих подразделений должна быть организована надежная оперативная связь (модемная, телефонная, телетайпная, курьерская и т.п.).
Приложение 3
к Приказу ГТК России
от 14.08.95 N 500
_____________ управление ГТК России (таможня центрального подчинения) СВОДКА О СОЗДАНИИ ОТДЕЛОВ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ┌───────────────────────┬─────────┬──────────────────────────────┐ │ Наименование отдела │ Адрес │ Код │ │ │ ├───────────────┬──────────────┤ │ │ │ имеющейся │ необходимый │ ├───────────────────────┴─────────┴───────────────┴──────────────┤ │ I _____________ таможня │ │ │ │ II ____________ таможенный пост │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Итого создано отделов - Итого реорганизовано таможенных постов - Находится в стадии создания отделов - Находится в стадии реорганизации постов - Начальник _______________________ управления ГТК России (таможни центрального подчинения)