Приказ ГТК РФ от 10.10.2002 N 1082
Об утверждении Общего положения о таможенном посте

Оглавление

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 декабря 2002 г. N 3992

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 10 октября 2002 г. N 1082

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ ПОСТЕ

В целях реализации статьи 8 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 30, ст. 3586; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2002, N 22, ст. 2026; 2002, N 27, ст. 2620) приказываю:

1. Утвердить Общее положение о таможенном посте (приложение).

(п. 1 в ред. Приказа ФТС РФ от 12.01.2005 N 7)

2. Таможенным постам осуществлять свою деятельность на основе Общего положения о таможенном посте, указанного в пункте 1 настоящего Приказа.

(п. 2 в ред. Приказа ФТС РФ от 12.01.2005 N 7)

3. Признать утратившим силу Приказ ГТК России от 10.01.96 N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России от 16.02.96 N 1032).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять статс-секретарю - заместителю председателя ГТК России Ю.Ф. Азарову.

Председатель Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН

Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 10.10.2002 N 1082

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Утратило силу. - Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 N 7.

Приложение 2
к Приказу ГТК России
от 10.10.2002 N 1082

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ТАМОЖНЕ

Утратило силу. - Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 N 7.

Приложение
к Приказу ГТК России
от 10.10.2002 N 1082

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ТАМОЖЕННОМ ПОСТЕ

I. Общие положения

1. Таможенный пост входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни.

2. Регион деятельности таможенного поста определяет ГТК России. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.

3. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет ГТК России.

4. Таможенный пост в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России, а также настоящим Положением.

5. Таможенный пост решает возложенные на него задачи непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

6. Финансирование таможенного поста осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

7. Таможенный пост может быть образован также как юридическое лицо решением ГТК России, в том числе по представлению либо с учетом мнения РТУ или таможни, непосредственно подчиненной ГТК России.

Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, самостоятельный баланс, счета в органах федерального казначейства, банках и иных кредитных организациях, обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, обладает правом самостоятельно вести хозяйственную деятельность, осуществляет функции государственного заказчика.

8. Особенности деятельности отдельных таможенных постов может определять ГТК России специальными нормативными правовыми актами.

II. Основные задачи таможенного поста

9. Непосредственное осуществление таможенного дела в регионе деятельности.

10. Участие в осуществлении в регионе деятельности правового, экономического, информационно-технического и организационного механизмов, осуществлении таможенной политики Российской Федерации.

11. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении в регионе деятельности мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу, а также в обеспечении в регионе деятельности защиты экономических интересов Российской Федерации.

12. Таможенное оформление и таможенный контроль.

13. Применение в регионе деятельности мер экономической политики.

14. Обеспечение соблюдения и единообразного применения в своей деятельности законодательства Российской Федерации.

15. Борьба с административными правонарушениями, производство по которым отнесено КоАП России к компетенции таможенных органов Российской Федерации (далее - административные правонарушения).

15.1. Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых им.

(п. 15.1 введен Приказом ГТК РФ от 03.03.2003 N 201)

III. Основные функции таможенного поста

16. Участвует в пределах своей компетенции в осуществлении программ развития таможенного дела.

17. Участвует в пределах своей компетенции в выявлении и урегулировании проблем обеспечения единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации.

18. Способствует ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации.

19. Осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств.

20. Определяет в соответствии с таможенным законодательством и порядком, определяемым ГТК России, места и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации, места остановки транспортных средств, следующих через таможенную границу Российской Федерации, и продолжительность их стоянки с учетом времени, необходимого для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.

21. Контролирует правильность исчисления и уплаты таможенных платежей.

22. Осуществляет таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации.

23. Обеспечивает проведение:

- проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

- таможенного досмотра, в том числе личного досмотра, являющегося исключительной формой контроля;

- учета товаров и транспортных средств;

- устного опроса физических лиц, законных представителей юридических лиц и должностных лиц;

- проверки в пределах своей компетенции системы учета и отчетности;

- осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

- таможенного контроля в других формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Осуществляет контроль за достоверностью сведений, представляемых для таможенных целей.

24. Применяет в пределах компетенции таможенных органов меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Подготавливает предложения о совершенствовании этих мер и направляет указанные предложения в вышестоящий таможенный орган.

25. Применяет в пределах своей компетенции экспортный контроль, лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

26. Участвует в осуществлении системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров.

27. Осуществляет контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами.

28. Принимает в пределах своей компетенции решения об определении и о контроле таможенной стоимости товаров.

29. Принимает в пределах своей компетенции решения по определению страны происхождения товаров.

30. Принимает в пределах своей компетенции решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

31. Обеспечивает в пределах своей компетенции соблюдение законодательства Российской Федерации в части применения таможенных режимов.

Осуществляет контроль за помещением под таможенные режимы товаров и транспортных средств при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и при ведении внешнеэкономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации.

32. Осуществляет контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств, за соблюдением лицами ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров и транспортных средств.

33. Участвует в контроле за деятельностью в пределах своей компетенции декларантов, таможенных перевозчиков и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы.

34. Участвует в контроле за созданием и функционированием в пределах своей компетенции предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле складов и иных объектов, контроль за функционированием которых возложен на таможенные органы.

35. Обеспечивает в своей деятельности единообразное и точное исполнение законодательства Российской Федерации.

36. Участвует в выявлении правовых проблем в собственной деятельности и потребностей в ее правовом обеспечении.

Обобщает правоприменительную практику, результаты представляет в вышестоящий таможенный орган.

37. Участвует в подготовке предложений об издании, отмене, изменении или дополнении нормативных и иных правовых актов ГТК России, а также правовых актов РТУ и таможни.

38. Осуществляет систематизированный учет поступающих на таможенный пост законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов РТУ, таможни, обеспечивает их законность.

39. Исключен. - Приказ ФТС РФ от 16.10.2006 N 1002.

40. Участвует в осуществлении мероприятий по пропаганде законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

41. Возбуждает дела об административных правонарушениях, проводит административное расследование.

Осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

Обеспечивает своевременное направление в вышестоящий таможенный орган поступивших жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях вместе с материалами дела.

42. Участвует в осуществлении мер по профилактике административных правонарушений, обеспечивает соблюдение законности при осуществлении этой деятельности.

Взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования административных правонарушений.

43. Обеспечивает соблюдение законности в своей деятельности при принятии решений и совершении действий, связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к административной ответственности.

44. Рассматривает жалобы юридических и физических лиц и протесты прокуроров на решения, действия или бездействие должностных лиц таможенного поста.

Выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов юридических и физических лиц, и принимает меры по их устранению.

45. Рассматривает обращения юридических и физических лиц.

46. Обращает к исполнению постановления таможенного поста о наложении взысканий за административные правонарушения, совершенные физическими лицами, самостоятельно или через органы и организации, уполномоченные на то законодательством Российской Федерации.

47. Участвует в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении постановлений таможенного поста о наложении взысканий за административные правонарушения и иных постановлений таможенного поста.

48. Осуществляет сбор первичных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, обеспечивая их достоверность, представляет такие данные вышестоящему таможенному органу.

49. Участвует в пределах своей компетенции в осуществлении мероприятий по обеспечению функционирования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС) и систем связи и передачи данных таможенных органов деятельности.

Обеспечивает в пределах своей компетенции информационную безопасность и применение технических средств таможенного контроля.

50. Контролирует использование должностными лицами таможенного поста предоставляемой информации исключительно в таможенных целях, а также ее конфиденциальность.

51. Участвует в осуществлении мероприятий, обеспечивающих собственную безопасность, государственную защиту должностных лиц таможенного поста и их близких.

52. Участвует в осуществлении контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля, охраны объектов таможенной инфраструктуры, закрепленных за таможенным постом.

Участвует в контроле за применением должностными лицами таможенного поста специальных средств и огнестрельного оружия.

53. Взаимодействует в пределах своей компетенции с другими таможенными органами и организациями системы ГТК России.

54. Взаимодействует с органами пограничного, ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

55. Взаимодействует в пределах своей компетенции с налоговыми и финансовыми органами в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания, обеспечения своевременного прохождения денежных средств.

56. Анализирует состояние исполнительской дисциплины на таможенном посте, осуществляет меры по усилению контроля за исполнительской дисциплиной, в пределах своей компетенции организовывает собственное делопроизводство и архивное дело.

57. Участвует в осуществлении работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров таможенного поста, формирует резерв кандидатов для выдвижения на должности руководящего состава.

Представляет в вышестоящий таможенный орган кандидатуры должностных лиц для назначения на должность и освобождения от должности руководящего состава в случаях, предусмотренных настоящим Положением.

Участвует в проведении первичной профессиональной, боевой, физической подготовки должностных лиц таможенного поста.

Участвует в осуществлении программ и планов развития социальной базы таможенных органов.

Осуществляет мероприятия по охране труда, соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности.

58. Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, также:

- открывает с разрешения вышестоящего таможенного органа лицевые счета в органах федерального казначейства;

- осуществляет функции получателя бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- принимает в пределах своей компетенции решения об обеспечении обязательств перед таможенными органами и о способах их обеспечения;

- обеспечивает соблюдение планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины;

- принимает в соответствии с порядком, определяемым ГТК России, решения о постановке на собственный баланс материальных ценностей, о списании с него пришедших в негодность малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей;

- приобретает материально-технические средства децентрализованно планируемой и закупаемой номенклатуры;

- обеспечивает размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для таможенных нужд путем проведения конкурсов и другими способами закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечивает выполнение законодательства Российской Федерации в области организации и проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для таможенных нужд;

- обеспечивает техническое обслуживание и ремонт закрепленных за таможенным постом материально-технических средств;

- осуществляет оперативно-розыскную деятельность;

- издает в пределах своей компетенции правовые акты ненормативного характера;

- защищает собственные права, имущественные и иные интересы в судебных органах при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений;

- разрабатывает и осуществляет практические мероприятия по противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации;

(абзац введен Приказом ГТК РФ от 03.03.2003 N 201)

- обеспечивает соблюдение режима секретности при осуществлении работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и нормативных правовых актов Российской Федерации о защите государственной тайны.

(абзац введен Приказом ГТК РФ от 03.03.2003 N 201)

59. Определяет на основе утверждаемых ГТК России табелей положенности и оснащенности свои потребности в материально-технических средствах централизованно планируемой и распределяемой номенклатуры, в материально-технических средствах регионально планируемой и распределяемой номенклатуры, а также в материально-технических средствах децентрализованно планируемой и закупаемой номенклатуры.

Направляет в вышестоящий таможенный орган соответствующие заявки и предложения.

Обеспечивает на таможенном посту эффективное использование и правильную эксплуатацию вычислительной техники, технических средств таможенного контроля, технических средств охраны, средств связи, оргтехники, транспортных средств, вооружения и других материально-технических средств.

Участвует в осуществлении мероприятий по обеспечению сохранности денежных средств, материально-технических средств, включая вооружение, соблюдения порядка их хранения и расходования, рационального использования, а также по предупреждению недостач, хищений и непроизводительных расходов.

Проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, своевременно и правильно определяет результаты и отражает их в учете.

60. Обеспечивает сбор, обработку и незамедлительную передачу в вышестоящий таможенный орган информации об оперативной обстановке на таможенном посте, а также о чрезвычайных происшествиях и конфликтных ситуациях.

61. Выполняет в пределах своей компетенции другие функции, возложенные на таможенные органы законодательством Российской Федерации.

IV. Основные права таможенного поста

62. Таможенный пост для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

- давать согласие на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенного органа;

- останавливать принудительно транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств;

- давать разрешение либо отказывать в разрешении на оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации;

- идентифицировать товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;

- проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены льготы в части уплаты таможенных платежей;

- принимать решения по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;

- отменять или изменять по жалобам лиц, протестам прокуроров, в порядке контроля решения должностных лиц таможенного поста, а также принимать предусмотренные законодательством меры в отношении их неправомерных действий (бездействия);

- брать пробы и образцы товаров, назначать экспертизу, разрешать лицам и другим органам государственного контроля, обладающим полномочиями в отношении товаров, брать пробы и образцы;

- требовать и безвозмездно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций;

- взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами;

- привлекать для оказания содействия таможенному посту специалистов других правоохранительных, контролирующих органов, организаций, а также экспертов.

63. Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, также имеет право:

- быть истцом и ответчиком в суде;

- заключать в пределах своей компетенции и выделенных денежных средств с юридическими и физическими лицами договоры, связанные с собственной хозяйственной деятельностью.

V. Заключительные положения

64. Структуру, штатную численность таможенного поста утверждает ГТК России.

65. Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом РТУ России.

Начальник таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности приказом ГТК России.

Бухгалтер таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности приказом ГТК России.

Иные должностные лица таможенного поста назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможенного поста, а таможенного поста, не имеющего статуса юридического лица, - приказом таможни.

66. Начальник таможенного поста:

- руководит деятельностью таможенного поста на основе принципа единоначалия;

- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможенный пост задач и функций, состояние правовой деятельности таможенного поста, а таможенного поста со статусом юридического лица - и за правильность и обоснованность расходования средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины, а также за своевременность и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности;

- вносит в установленном порядке в таможню представления о присвоении специальных званий подчиненным сотрудникам таможенного поста;

- осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

67. Начальник таможенного поста, являющегося юридическим лицом, также:

- подписывает (утверждает) на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации, правовых актов вышестоящих таможенных органов и в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и иные правовые акты ненормативного характера и документы;

- применяет в пределах предоставленных ему прав в отношении должностных лиц таможенного поста меры поощрения и дисциплинарного воздействия;

- несет персональную ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну.

(абзац введен Приказом ГТК РФ от 03.03.2003 N 201)

68. Правовые акты ненормативного характера о таможенном деле, изданные таможенным постом, являющимся юридическим лицом, в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.