В связи с поступающими от таможенных органов и участников ВЭД вопросами, касающимися соотношения между нормами по определению таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", и нормами по определению таможенной стоимости товаров, помещенных под режим временного ввоза, при завершении этого таможенного режима выпуском товаров для свободного обращения, установленными пунктом 2 статьи 214 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Минфин России сообщает следующее.
Законодательным актом, устанавливающим общие нормы (в том числе методы) определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон). В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 13 Закона его положения по определению таможенной стоимости ввозимых товаров применяются к товарам, фактически пересекшим таможенную границу Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, при первом помещении этих товаров под таможенный режим.
При этом определение таможенной стоимости товаров, в том числе при изменении таможенного режима, привязано к фактическому пересечению товарами таможенной границы. Так, в статье 13 Закона (абзац 2 пункта 1) установлено, что при изменении таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.
Особенности определения таможенной стоимости товаров при изменении в их отношении таможенного режима временного ввоза на иной таможенный режим, применимый к ввозимым товарам, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Так, в абзаце втором пункта 2 статьи 214 Кодекса установлена общая норма, предусматривающая, что при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения таможенная стоимость товаров определяется на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза. Эта норма однозначна, неизменна и корреспондирует как с положениями статьи 13 Закона, так и с положениями ратифицированной Российской Федерацией Стамбульской конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года, которой не предусмотрено уменьшение таможенной стоимости товаров в подобных случаях.
Между тем в следующем предложении рассматриваемого абзаца отмечается, что "декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы". Однако данное положение должно рассматриваться как в совокупности с иными нормами законодательства, так и не противоречить общей норме, приведенной в первом предложении данного абзаца.
Наряду с общими нормами определения таможенной стоимости ввозимых товаров необходимо учитывать специальные нормы, установленные "Правилами определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500 (далее - Правила). Эти Правила согласно пункту 2 применяются для определения таможенной стоимости:
а) ввозимых товаров, поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, произошедших до первого помещения товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством Российской Федерации;
б) товаров, рассматриваемых для таможенных целей как ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в поврежденном состоянии вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Установленная пунктом 2 Правил норма исходит из базового принципа таможенного законодательства, предусматривающего, что в таможенных целях при перемещении товаров через таможенную границу рассматриваются товары, фактически пересекающие таможенную границу (включая случаи расхождения (отличия) фактического состояния товаров от состояния, зафиксированного в соответствующих коммерческих и товаросопроводительных документах).
Именно с этих позиций следует рассматривать вопрос о "корректировке таможенной стоимости" в соответствии с пунктом 2 статьи 214 Кодекса, а именно: таможенная стоимость ввозимых товаров, определенная при первом их помещении под таможенный режим исходя из "неповрежденного" состояния товаров (например, качества и/или количества товаров, зафиксированных коммерческими и товаросопроводительными документами), может быть "скорректирована" лишь в связи с выявлением факта изменения их состояния (несоответствия исходному) к моменту пересечения ими таможенной границы Российской Федерации (т.е. если будет установлено, что на день принятия таможенным органом таможенной декларации при первом помещении товаров под таможенный режим после пересечения ими таможенной границы Российской Федерации таможенная стоимость была определена без учета их фактического состояния на эту дату).
С учетом изложенного положение пункта 2 статьи 214 Кодекса о возможности уменьшения таможенной стоимости товаров может применяться в случаях, когда изменения с ввозимыми товарами относятся либо к периоду от даты заключения сторонами соответствующего договора, согласно которому товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, до даты пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации (пункт 2 "а" Правил), либо к случаю, предусмотренному статьей 221 Таможенного кодекса (пункт 2 "б" Правил). При этом положение о возможности уменьшения таможенной стоимости, с учетом изложенного выше, относится к товарам:
если они повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы (прямая норма Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500);
если их фактически ввозимое количество не соответствует количеству, зафиксированному в коммерческих документах (что повлияет на общую стоимость партии товаров при неизменности цены единицы товара), в том числе в случае естественной убыли (то есть усушка, утруска, испарение и тому подобные потери в процессе перевозки и хранения);
если имеет место их физический износ, не предусмотренный коммерческими документами (например, по договору куплен новый товар, но он эксплуатировался покупателем до его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации).
Таким образом, изменение (определение заново) принятой таможенным органом в установленном порядке таможенной стоимости товаров, помещенных после пересечения ими таможенной границы Российской Федерации под таможенный режим временного ввоза, при заявлении в отношении этих товаров иных таможенных режимов, применимых к ввозимым товарам (т.е. изменение таможенного режима без пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации), допускается только в случаях, рассмотренных выше.
С.Д.ШАТАЛОВ