Оглавление
В целях организации таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (мобильного инспекционно-досмотрового комплекса) в морском (речном) пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 34, ст. 3533; 2004, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15; 2006, N 3, ст. 280; 2006, N 8, ст. 854; 2006, N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 24, ст. 2831; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 31, ст. 3995, ст. 4011; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 26, ст. 3022) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (мобильного инспекционно-досмотрового комплекса) в морском (речном) пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Порядок).
2. Начальникам региональных таможенных управлений обеспечить приведение в соответствие с Порядком должностных инструкций (должностных регламентов) должностных лиц подчиненных таможенных органов, оснащаемых инспекционно-досмотровыми комплексами.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
Приложение
к Приказу ФТС России
от 29 сентября 2008 г. N 1205
I. Общие положения
1. Порядок таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (мобильного инспекционно-досмотрового комплекса) в морском (речном) пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Порядок) разработан на основании ст. 371, 372 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Порядок определяет особенности организации таможенного контроля крупногабаритных грузов, контейнеров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) и мобильного ИДК (МИДК) в морских (речных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также последовательность действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле крупногабаритных грузов, контейнеров и автотранспортных средств с использованием ИДК (МИДК).
2. Начальник таможенного органа, оснащенного ИДК, обязан обеспечить рациональное и эффективное использование ИДК с учетом его максимальной загрузки.
3. Решение о применении таможенного осмотра с использованием ИДК принимает начальник таможенного поста (лицо, им уполномоченное) на основании рапорта должностного лица, осуществляющего документальный контроль при регистрации уведомления о прибытии, помещении товаров на временное хранение, декларировании либо оформлении разрешения на внутренний таможенный транзит (международный таможенный транзит), срок принятия решения не должен превышать времени, установленного правовыми актами ФТС России, для проведения соответствующих таможенных процедур.
4. Основаниями проведения таможенного осмотра с использованием ИДК являются:
- профиль риска, установленный системой управления рисками;
- наличие письменного обращения перевозчика, ориентировки оперативно-розыскных подразделений таможенных органов <*>;
--------------------------------
<*> При наличии ориентировки оперативно-розыскных подразделений таможенных органов в проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК допускается участие сотрудников оперативно-розыскных подразделений (инициатора мероприятия).
- собственное решение должностного лица таможенного органа, принимаемое при проверке сведений, заявленных в товаросопроводительных документах.
5. Таможенный контроль крупногабаритных грузов, контейнеров и автотранспортных средств с использованием ИДК не проводится в случае, если размеры крупногабаритного груза, контейнера и (или) автотранспортного средства не соответствуют техническим возможностям ИДК и (или) товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения (живые животные, живые микроорганизмы и т.п.).
6. Если в отношении товаров и автотранспортных средств принято решение о проведении таможенного досмотра, решение о необходимости проведения таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с применением ИДК принимает должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о проведении таможенного досмотра товаров и автотранспортных средств.
7. В состав рабочей смены ИДК входят начальник смены ИДК и уполномоченные должностные лица, допущенные к работе на ИДК в течение рабочего времени, установленного трудовым законодательством и правовыми актами таможенного органа.
8. Начальник смены ИДК при проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК обязан организовывать и координировать действия уполномоченных должностных лиц смены ИДК, контролировать соблюдение требований охраны труда, следить за отсутствием ошибок в работе ИДК, состоянием его основных элементов, непосредственно руководить процедурами поступления и распределения полученных рентгеновских изображений, документов и (или) их электронных копий между уполномоченными должностными лицами смены ИДК, осуществляющими анализ изображений, передачи, сохранения, архивирования изображений и (или) данных, составления и передачи актов таможенного осмотра товаров и транспортных средств, ведения отчетности о работе ИДК.
9. Уполномоченные должностные лица смены ИДК обязаны при проведении таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК осуществлять внешний визуальный осмотр автотранспортного средства, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля без вскрытия автотранспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.
10. Таможенный осмотр с использованием ИДК осуществляется в зонах таможенного контроля.
II. Порядок таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием инспекционно-досмотрового комплекса
11. Базирование и размещение ИДК, перемещение товаров и автотранспортных средств в рабочую зону ИДК, определение площадок для работы ИДК, а также проведение таможенного контроля крупногабаритных грузов, контейнеров и автотранспортных средств с использованием ИДК производится с учетом специфики конкретного морского (речного) порта.
12. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, осуществляющее документальный контроль, после принятия решения о проведении таможенного осмотра с применением ИДК:
- проставляет на экземпляре транспортного (перевозочного) документа с отметками "Груз таможенный" отметку "Подлежит таможенному осмотру с применением ИДК", датирует и заверяет оттиском личной номерной печати;
- передает старшему смены ИДК указанный экземпляр транспортного (перевозочного) документа. Допускается в целях ускорения таможенного контроля осуществлять передачу документа через заинтересованное лицо (перевозчика, экспедитора, владельца склада временного хранения, таможенного брокера (представителя), получателя, лица, осуществляющего грузовые операции в порту);
- информирует перевозчика (экспедитора) или представителя морского терминала, принявшего на хранение товары и автотранспортные средства, о необходимости доставки товаров и автотранспортных средств в рабочую зону ИДК, вручает ему Памятку для водителя автотранспортного средства при направлении автотранспортного средства для прохождения таможенного осмотра с использованием рентгеновской установки - ИДК (МИДК) (приложение N 1 к Порядку).
13. Направляемые для прохождения таможенного осмотра с использованием ИДК крупногабаритные грузы, контейнеры и автотранспортные средства доставляются в рабочую зону ИДК своим ходом либо специальным транспортом (автопогрузчики, тягачи, ролл-трейлеры и др.).
14. Направляемое на таможенный осмотр с использованием ИДК автотранспортное средство в соответствии со схемой организации движения в морском (речном) пункте пропуска при проведении таможенного контроля с использованием ИДК (МИДК) (приложение N 2 к Порядку) следует в рабочую зону ИДК. Перемещение автотранспортного средства в рабочую зону допускается только с разрешения уполномоченного должностного лица. После закрытия въездных ворот и удаления людей из рабочей зоны ИДК проводится рентгеновское сканирование товаров и транспортных средств, по завершении которого полученное рентгеновское изображение в электронном виде передается на автоматизированное рабочее место должностного лица, осуществляющего анализ изображения (далее - оператор ИДК).
15. Оператор ИДК в соответствии с эксплуатационной документацией ИДК исследует, анализирует и сопоставляет сведения, указанные в транспортных (перевозочных) документах либо товаротранспортных накладных, со сведениями, полученными в результате анализа рентгеновского изображения, с целью выявления их несоответствия, обнаружения признаков нарушений таможенного законодательства.
16. Если в результате таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК признаков нарушений таможенного законодательства либо рисков не выявлено, на оборотной стороне транспортного (перевозочного) документа либо товаротранспортной накладной (или их копий) оператор ИДК проставляет отметку "Осмотрено с использованием ИДК. Нарушений не выявлено", заверяет личной номерной печатью и подписью. При этом акт таможенного осмотра не составляется.
17. В случаях выявления в ходе таможенного осмотра с использованием ИДК признаков нарушений таможенного законодательства либо рисков оператор ИДК:
- докладывает начальнику смены ИДК о выявленных признаках нарушений таможенного законодательства либо рисках;
- в установленном порядке составляет акт таможенного осмотра с использованием ИДК, при этом регистрирует акт таможенного осмотра в журнале регистрации актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлялось использование ИДК, в котором дает краткое описание выявленного нарушения в порядке, определенном эксплуатационной документацией ИДК, с приложением к нему рентгеновских изображений и при необходимости комментариев к ним;
(в ред. Приказа ФТС РФ от 16.07.2009 N 1298)
- проставляет на транспортном (перевозочном) документе либо товаротранспортной накладной (или их копиях) номер акта таможенного осмотра;
- передает составленный акт таможенного осмотра и указанные документы должностному лицу таможенного органа (лицу, его замещающему), принимающему решение о направлении товаров и автотранспортных средств на таможенный осмотр с применением ИДК.
18. Должностное лицо, уполномоченное принимать решение о проведении таможенного осмотра с применением ИДК, получив указанные в п. 17 документы, информирует перевозчика о принятом решении и докладывает начальнику таможенного поста (лицу, им уполномоченному) о необходимости проведения таможенного досмотра, и действует по его указанию.
19. После завершения рентгеновского сканирования объекты сканирования (крупногабаритные грузы, контейнеры и автотранспортные средства) с разрешения уполномоченного должностного лица смены ИДК перемещаются из рабочей зоны ИДК на площадку ожидания результатов таможенного осмотра товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК.
20. Оператор ИДК после завершения анализа изображения передает транспортные (перевозочные) документы либо товаротранспортные накладные с проставленными в соответствии с п. 16 настоящего Порядка отметками перевозчику (экспедитору) и направляет осмотренные с использованием ИДК товары и автотранспортные средства на площадку для перегрузки и складирования контейнеров и крупногабаритных грузов.
III. Порядок таможенного контроля товаров (контейнеров) и автотранспортных средств с использованием мобильного инспекционно-досмотрового комплекса
21. МИДК от места постоянного базирования направляется в рабочую зону МИДК на специально оборудованную площадку, соответствующую требованиям эксплуатационной документации МИДК и отвечающую требованиям радиационной безопасности.
22. Должностные лица таможенного органа, входящие в состав смены МИДК, осуществляют его перемещение в рабочую зону МИДК, обеспечивают развертывание и функционирование МИДК.
23. Уполномоченное должностное лицо смены МИДК, ответственное за организацию движения автотранспорта, обозначает рабочую зону МИДК специальными техническими средствами (предупреждающими, информационными знаками), контролирует процесс помещения специальных автотранспортных средств и автотранспортных средств, следующих своим ходом, в рабочую зону МИДК в морском (речном) пункте пропуска и убытия их из рабочей зоны МИДК.
24. Действия, связанные с осуществлением таможенного осмотра с использованием МИДК, проводятся в соответствии с пунктами 15 - 20 настоящего Порядка.
25. МИДК может быть передислоцирован в регионе деятельности одного регионального таможенного управления по представлению начальника службы организации таможенного контроля регионального таможенного управления и по решению начальника регионального таможенного управления либо первого заместителя начальника регионального таможенного управления.
26. МИДК может быть передислоцирован в регионе деятельности одного таможенного органа (таможни) по решению начальника таможни с обязательным информированием службы организации таможенного контроля регионального таможенного управления.
27. МИДК может быть передислоцирован из пункта пропуска, расположенного в регионе деятельности одного регионального таможенного управления, в пункт пропуска, расположенный в регионе деятельности другого регионального таможенного управления, по представлению начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России и по решению руководителя ФТС России либо заместителя руководителя ФТС России.
28. Решения о передислокации МИДК из одного морского (речного) пункта пропуска в другой оформляются в виде распоряжения таможенного органа, принимающего решение в соответствии с пунктами 25 - 27 настоящего Порядка с ограничительной пометкой "для служебного пользования".
Начальник Главного управления
организации таможенного оформления
и таможенного контроля
А.Б.БОЛДЫРЕВ
Приложение N 1
к Порядку таможенного контроля
товаров и автотранспортных
средств с использованием
инспекционно-досмотрового
комплекса (мобильного
инспекционно-досмотрового
комплекса) в морском (речном)
пункте пропуска через
государственную границу
Российской Федерации
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ НАПРАВЛЕНИИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОСМОТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕНТГЕНОВСКОЙ УСТАНОВКИ - ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВОГО КОМПЛЕКСА (МОБИЛЬНОГО ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВОГО КОМПЛЕКСА)
1. Действия водителя транспортного средства, осуществляющего перемещение товаров:
- поставить транспортное средство на стоянку у въезда на территорию ИДК;
- ждать разрешающего сигнала светофора и указаний должностного лица таможенного органа на въезд в тоннель ИДК;
- остановить транспортное средство в месте, указанном должностным лицом таможенного органа;
- поставить транспортное средство в тоннеле ИДК на ручной тормоз, заглушить двигатель, покинуть транспортное средство вместе со всеми людьми, которые в нем находятся, ценные вещи забрать с собой;
- ждать в указанном месте;
- не входить в досмотровый тоннель ИДК до тех пор, пока должностное лицо таможенного органа не даст на это разрешение;
- следовать указаниям, полученным при выезде с территории ИДК.
2. Необходимо знать, что:
- рентгеновская проверка не наносит вреда здоровью;
- во время рентгеновской проверки нахождение людей и живых животных в транспортном средстве запрещено. Если у вас есть основания предполагать, что в транспортном средстве находятся люди, информируйте об этом должностное лицо таможенного органа;
- рентгеновская проверка может повлиять на фотоматериалы, такие как фотопленка, непроявленная фотобумага или непроявленная рентгеновская пленка;
- на транспортное средство и его оборудование рентгеновская проверка не влияет.
По всех интересующим вопросам вы можете обращаться по тел. XXXX XXX XX XX <*>, тел. доверия XXXX XXX XX XX <*>. |
--------------------------------
<*> Указываются номера телефонов соответствующих подразделений таможенного органа.
Приложение N 2
к Порядку таможенного контроля
товаров и автотранспортных
средств с использованием
инспекционно-досмотрового
комплекса (мобильного
инспекционно-досмотрового
комплекса) в морском (речном)
пункте пропуска через
государственную границу
Российской Федерации
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ В МОРСКОМ (РЕЧНОМ) ПУНКТЕ ПРОПУСКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИДК (МИДК)
/──────────────────────┐ < Морское (речное) судно│ ┌───────────┐ \──────────┬───────────┘ │Пограничный│ │ ┌─────────────┤контроль │ │ │ └───────────┘ ┬────────────────────────────────────┼─┼──────────────────────────────────┬ │ ┌─┴─┼┐ │ │ │ │ │ │ └─┬──┘ │ │ │ │ │ \/ │ │ ┌────────────────────────────────────────┐ │ │ │ Открытые, закрытые площадки для │ │ │ ┌─────────────┤перегрузки и складирования контейнеров и│<─────────────┐ │ │ │ │ крупногабаритных грузов │ │ │ │ │ └────────────────────────────────────────┘ │ │ │ │ /\┌────────────────┐ │ │ │ │ │ │Признаки │ │ │ │ │ │ │нарушений │ │ │ │ │ │ │таможенного │ │ │ │ │ │< законодательства│ │ │ │ │ │ │не выявлены │ │ │ │ │ ┌─────────┐ │ └────────────────┘ │ │ │ │ ┌─────────>│ ИДК ├────────────┐ │ ┌────────────┴┐│ │ │ │ │(рабочая │ \/ │ │┌───────────┐││ │ │ /────────┴───────/ │зона ИДК)│ /───────────┴────/ ││Досмотровая│││ │ │ /Площадка / └─────────┘ /Площадка / ││ площадка │││ │\// ожидания ТС / / ожидания ТС /───>│└───────────┘││ │ / (от 2 и более)/ / (от 2 и более)/ /\ └─────────────┘│ │────────────────── ────────────────── │ │ └──────────────────────────────────────────────────────┼──────────────────┘ ┌────────────────────/\───────┐ ┌────────────────┴────────────┐ │Территория морского (речного)│ │Выявлены признаки │ │пункта пропуска (таможенный │ │нарушений таможенного │ │контроль) │ │законодательства либо риски │ └─────────────────────────────┘ └─────────────────────────────┘