Приказ ГТК РФ от 26.12.2003 N 1545
О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля

Оглавление

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 26 декабря 2003 г. N 1545

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

В целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, повышения эффективности деятельности таможенных органов по контролю за соблюдением разрешительного порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (приложение).

2. Главному управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М. Ухлинов) и ГНИВЦу ГТК России (С.Л. Гусев) совместно с Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования (А.О. Кудряшев) и Главным управлением организации таможенного контроля (А.В. Галактионов) в течение трех месяцев со дня подписания настоящего Приказа модернизировать программные средства, используемые таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, для обеспечения практического применения таможенными органами Инструкции, указанной в п. 1.

3. Заместителю председателя ГТК России А.Е. Жерихову осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа.

Председатель Комитета
действительный
государственный советник
таможенной службы
Российской Федерации
М.В.ВАНИН

Приложение
к Приказу ГТК России
от 26.12.2003 N 1545

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕННЫХ СВЕДЕНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРИЗНАКАМИ ТОВАРОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее - Инструкция), подготовлена в целях повышения эффективности деятельности таможенных органов по обеспечению соблюдения разрешительного порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, результатов интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (далее - контролируемые товары) <*>, указанных в списках (перечнях) контролируемых товаров, утвержденных указами Президента Российской Федерации (далее - контрольные списки).

--------------------------------

<*> Понятие используется в значении, определенном Федеральным законом "Об экспортном контроле" и Таможенным кодексом Российской Федерации.

Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2) и статьями 13, 59, 63, 131, 153, 158, 363, 403, 408 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066).

2. Инструкция устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, влияющие на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, должным образом не подтверждены.

3. Признаками контролируемых товаров являются:

а) Общие признаки:

- соответствие классификационного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - код ТН ВЭД) декларируемого товара коду ТН ВЭД, указанному в графе "Код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности" контрольных списков;

(в ред. Приказа ФТС РФ от 11.01.2010 N 6)

- наличие на материальных носителях, классифицируемых в товарных позициях 4901100000, 4901990000, 4906000000, 4911 91 000 0, 4911990000, 8471300000, 8471 41 000 0, 8471 49 000 0, 8471 50 000 0, 847170, 8523 (кроме грампластинок), технической информации в виде программного обеспечения, научно-технических отчетов, чертежей, схем, диаграмм, моделей, формул, технических проектов и спецификаций, справочных материалов, инструкций и других технических документов;

(в ред. Приказа ФТС РФ от 28.12.2006 N 1378)

б) Частные признаки:

- соответствие наименования декларируемого товара общетехническому наименованию <*>, указанному в графе "Наименование" контрольных списков;

--------------------------------

<*> Общетехническое наименование - наименование группы изделий, однородных по общим принципам конструирования или функциональному назначению. Например, лазеры различных модификаций относятся, несмотря на свои конструктивные различия, к группе лазеров, станки различного назначения и принципа действия - к группе станков и т.д.

- пригодность декларируемого товара для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (по данным специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля).

4. Принадлежность товаров к контролируемым товарам определяется соответствием их технических параметров и описания товарам, указанным в графе "Наименование" контрольных списков. Коды ТН ВЭД, приведенные в контрольных списках, носят справочный характер, используются для вспомогательных целей и не являются подтверждением принадлежности декларируемого товара к контролируемым товарам.

5. Идентификация товаров для целей экспортного контроля, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, включенными в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности.

6. Правом подтверждать соответствие (несоответствие) товаров, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам, включенным в контрольные списки, согласно законодательству Российской Федерации, наделены специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля и организации, получившие в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров.

7. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров с признаками контролируемых товаров осуществляются в соответствии с порядком, установленным актами таможенного законодательства, и с учетом положений, установленных Инструкцией.

8. Инструкция не применяется в случаях, когда товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита, по лицензиям Комитета Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, по воинским пропускам, а также в рамках соглашений о кооперации по оборонным отраслям промышленности.

II. Порядок проведения уполномоченным должностным лицом таможенного органа <*> документального контроля <**>

--------------------------------

<*> Должностные лица таможенных органов, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями входят конкретные функции, права и обязанности по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров согласно понятию, используемому в Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356.

<**> Под понятием "документальный контроль" понимается проверка документов и сведений согласно Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356.

9. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа при проведении документального контроля проводит анализ сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации (ГТД) и указанных в прилагаемых к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров.

10. При обнаружении у декларируемого товара признаков контролируемого товара уполномоченное должностное лицо таможенного органа проверяет наличие одного из следующих документов, подтверждающих заявленные сведения о товаре:

а) лицензии специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;

б) разрешения межведомственного координационного органа по экспортному контролю;

в) заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза контролируемых товаров;

г) заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.

11. При наличии одного из документов, перечисленных в пункте 10 Инструкции (далее - разрешительный документ), уполномоченное должностное лицо проверяет правильность внесения соответствующих сведений о нем в графу 44 ГТД.

12. В случае отсутствия разрешительного документа уполномоченное должностное лицо таможенного органа, проводящее документальный контроль, для проведения дополнительной проверки сведений о товаре на предмет его возможной принадлежности к контролируемым товарам согласно порядку, устанавливаемому соответствующим нормативным правовым актом ГТК России, формирует направление для принятия решения о выпуске (далее - Направление) в уполномоченный функциональный отдел таможни (Отдел нетарифного и экспортного контроля, далее - ОНЭК).

III. Порядок проведения дополнительной проверки сведений о товаре на предмет его принадлежности к контролируемым товарам и принятия решений по ее результатам

13. Дополнительная проверка заявленных сведений о товаре проводится в целях принятия уполномоченным должностным лицом ОНЭК решения о необходимости проведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, независимой идентификационной экспертизы товара для целей экспортного контроля или решения о выпуске товаров без ее проведения.

14. Для целей проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, представляемая декларантом техническая документация на товар, а также информация, поступающая по линии правоохранительных и контролирующих органов.

К технической документации относятся: формуляр, паспорт, этикетка или аналогичные документы, оформленные непосредственным товаропроизводителем.

15. При отсутствии в комплекте документов, поступивших с Направлением, технической документации на товар уполномоченное должностное лицо ОНЭК формирует требование или уведомление о необходимости ее представления и направляет его согласно порядку, установленному Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров".

16. Проведение дополнительной проверки включает следующие этапы:

а) проверку наличия технической документации на декларируемый товар и соответствия ее следующим основным требованиям:

- документы имеют регистрационные реквизиты организации, издавшей документ, и необходимые подписи и печати;

- копии четко различимы и заверены руководителем предприятия (подпись, печать на каждом листе либо подшивка в целом);

б) проверку правильности и идентичности записи сведений о товаре в графе 31 ГТД технической документации и коммерческим документам. Наименование товара в коммерческих документах должно полностью соответствовать наименованию товара в технической документации;

в) работу с контрольными списками для целей:

- выявления в контрольных списках позиций, в которых указан соответствующий перемещаемому товару код ТН ВЭД;

- выявления в контрольных списках общетехнического наименования декларируемого товара;

- сопоставления наименования декларируемого товара, значений его технических параметров, указанных в технической документации, с общетехническим наименованием, описанием и параметрами контролируемого аналога;

г) изучение коммерческих документов для выявления признаков, указывающих на необходимость проведения дополнительной проверки внешнеэкономической сделки в части соблюдения законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

д) проверку информации, поступающей из ГТК России, на предмет возможного использовании декларируемого товара при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также возможной причастности конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;

е) оценку критериев риска, связанных с несоблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемых ГТК России и региональным таможенным управлением.

17. На основании обобщения результатов, полученных на всех этапах проверки, ОНЭК принимает одно из следующих решений:

а) о необходимости подтверждения заявленных о товаре сведений посредством представления одного из разрешительных документов, указанных в подпункте "г" пункта 10 Инструкции;

б) о возможности выпуска товара;

в) о необходимости представления заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля о возможности осуществления внешнеторговой сделки.

Причины принятия одного из перечисленных решений уполномоченное должностное лицо ОНЭК указывает в соответствующем заключении (далее - Заключение).

Решения, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 17 Инструкции, принимаются на основании объективной оценки технических параметров и свойств товара либо описания технологии.

18. Решение о необходимости подтверждения заявленных о товаре сведений посредством представления одного из разрешительных документов, указанных в подпункте "г" пункта 10 Инструкции, оформляет уполномоченное должностное лицо ОНЭК путем проставления соответствующих отметок на Направлении и приложения к нему Заключения.

Данное решение принимается, если наименование декларируемого товара соответствует общетехническому наименованию товара, включенного в контрольные списки, при условии:

а) непредставления в ОНЭК технической документации на этот товар;

б) несоответствия технической документации требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 16 Инструкции;

в) отсутствия в технической документации наименований параметров или единиц измерения технических характеристик, идентичных характеристикам в контрольном списке;

г) соотнесения декларируемого товара со своим контролируемым аналогом по функциональному назначению, принципу действия и технической схожести;

д) наличия на материальном носителе технической информации <*> в виде программного обеспечения, научно-технических отчетов, чертежей, схем, диаграмм, моделей, формул, технических проектов и спецификаций, справочных материалов, инструкции и т.п. технических и технологических документов;

--------------------------------

<*> Техническая информация, реализуемая через розничную торговую сеть, контролю не подлежит.

е) в иных случаях обоснованных сомнений в достоверности данных, заявленных в отношении декларируемого товара, либо в несоответствии декларируемого товара его контролируемому аналогу.

В Заключении должны быть указаны:

а) номера позиций списков контролируемых товаров, с которыми соотносится или может соотноситься декларируемый товар, со ссылками на указы Президента Российской Федерации, которыми эти списки утверждены;

б) иные признаки, указывающие на соотнесение либо возможную принадлежность декларируемого товара к контролируемому товару.

19. Решение о возможности выпуска товара оформляет уполномоченное должностное лицо ОНЭК путем проставления соответствующих отметок на Направлении и приложении к нему Заключения.

Основанием для принятия решения о возможности выпуска является:

а) в случае соотнесения декларируемого товара с контрольными списками по общему признаку - отсутствие в контрольных списках наименования декларируемого товара или его технического аналога;

б) в случае соотнесения декларируемого товара с контрольными списками по общему и частному признакам либо только по частному признаку - несоответствие декларируемого товара требованиям, установленным для его контролируемого аналога, указанным в графе "Наименование" контрольных списков;

в) отсутствие информации, указывающей на необходимость проведения дополнительной проверки внешнеторговой сделки на предмет ее соответствия законодательству Российской Федерации в области экспортного контроля.

В Заключении должны быть указаны:

а) номера позиций списков контролируемых товаров, с которыми соотносится декларируемый товар, со ссылкой на указы Президента Российской Федерации, которыми эти списки утверждены;

б) фактические технические характеристики товара (в соответствии с технической документацией на товар, предъявленный для таможенного оформления);

в) вывод по результату сопоставления описаний общетехнического наименования декларируемого товара и контролируемого аналога;

г) перечень документов, которые были использованы для обоснования принятого решения.

Оригинал Заключения хранится согласно установленному порядку вместе с первым экземпляром ГТД.

20. Решение о необходимости представления заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля о возможности осуществления внешнеторговой сделки оформляется согласно порядку, предусмотренному пунктом 18 Инструкции.

Указанное решение принимается при наличии в таможенном органе информации о возможном использовании декларируемого товара при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также возможной причастности конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

21. Копии Заключений, указанных в пункте 17 Инструкции, и документов, на основании которых они были подготовлены, хранятся в ОНЭК в соответствии с установленным порядком.

Первый заместитель начальника
Главного управления тарифного
и нетарифного регулирования
генерал-майор таможенной службы
А.М.МАКСИМОВ