Постановление Правительства РФ от 14.12.2010 N 1017
О порядке предоставления в 2012 - 2014 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов

Оглавление

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 декабря 2010 г. N 1017

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2012 - 2014 ГОДАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРЕДИТАМ ЛИБО ОБЛИГАЦИОННЫМ ЗАЙМАМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ОТОБРАННЫМИ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2012 - 2014 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов.

2. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на исполнение обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, предоставленным по кредитам либо облигационным займам, привлеченным юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов.

3. Поручить государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" выполнять в 2010 году функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов, по вопросам ведения аналитического учета этих государственных гарантий Российской Федерации, обязательств указанных юридических лиц, иных лиц в связи с предоставлением и исполнением таких государственных гарантий Российской Федерации, а также по вопросам взыскания задолженности указанных лиц.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2010 г. N 1017

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2012 - 2014 ГОДАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРЕДИТАМ ЛИБО ОБЛИГАЦИОННЫМ ЗАЙМАМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ОТОБРАННЫМИ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2012 - 2014 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в соответствии с Правилами отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1016 (далее - принципалы, Правила отбора), в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на срок от 4 до 20 лет на осуществление (финансирование) инвестиционных проектов на территории Российской Федерации (далее соответственно - гарантии, кредиты, облигационные займы, инвестиционные проекты), а также порядок и условия исполнения обязательств по гарантиям.

В 2012 году гарантии предоставляются в том числе по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым принципалами, отобранными в 2011 году в соответствии с Правилами отбора, если такие гарантии не были предоставлены в 2011 году.

Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств принципалов по возврату суммы кредита (по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении) и уплате процентов за пользование кредитом (по выплате дохода по облигациям в виде процентов) в объеме до 100 процентов названных обязательств. Гарантии предоставляются на сумму, составляющую не более 50 процентов стоимости инвестиционных проектов, на осуществление (финансирование) которых принципалами привлекаются кредиты либо облигационные займы.

В 2013 году гарантии предоставляются в том числе по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым принципалами, отобранными в 2013 году в соответствии с Правилами отбора, а также по кредитам либо облигационным займам принципалов, отобранных в 2012 году, если такие гарантии не были предоставлены в 2012 году.

В 2014 году гарантии по кредитам либо облигационным займам предоставляются в обеспечение исполнения обязательств принципалов, отобранных в 2014 году в соответствии с Правилами отбора, а также в обеспечение исполнения обязательств принципалов, отобранных в 2013 году в соответствии с Правилами отбора, если такие гарантии не были предоставлены в 2013 году.

2. Общий объем (доля) государственной поддержки, оказываемой Российской Федерацией и (или) субъектами Российской Федерации принципалу по осуществляемому (финансируемому) им инвестиционному проекту в различных формах (заключение концессионных соглашений, внесение взносов в уставный капитал принципала, субсидирование процентных ставок по привлекаемым принципалом кредитам (облигационным займам), предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации и другое), включая участие государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в финансировании соответствующего инвестиционного проекта и оказание государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами, не должен превышать 75 процентов стоимости инвестиционного проекта, осуществляемого (финансируемого) этим принципалом.

3. Гарантия предоставляется при условии отсутствия у принципала просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала, находящегося в процессе реорганизации или ликвидации, а также в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

4. Гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.

5. По гарантии Российская Федерация несет субсидиарную ответственность перед кредиторами (владельцами облигаций) по обязательствам принципала, обеспеченным гарантией.

6. Сумма гарантии, предоставляемой в валюте Российской Федерации, должна быть не менее 1 млрд. рублей (за исключением гарантии по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому на осуществление (финансирование) инвестиционного проекта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности). Сумма гарантии, предоставляемой в иностранной валюте, должна быть не менее 30 млн. долларов США либо суммы в иной иностранной валюте, эквивалентной 30 млн. долларов США.

6(1). Гарантия по кредиту либо облигационному займу, привлекаемому принципалом на реализацию (финансирование) одного инвестиционного проекта, предоставляется на сумму не менее:

а) 250 млн. рублей - по проекту в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

б) 500 млн. рублей - по проекту в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере промышленности.

7. В случае если одним принципалом на осуществление (финансирование) одного инвестиционного проекта привлекается несколько кредитов и (или) облигационных займов, гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала отдельно по каждому кредиту и (или) облигационному займу. При этом общая сумма гарантий, предоставляемых в обеспечение исполнения обязательств одного принципала по привлекаемым им кредитам и (или) облигационным займам на осуществление (финансирование) одного инвестиционного проекта, не может превышать 50 процентов стоимости этого инвестиционного проекта (с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящих Правил).

Государственная гарантийная поддержка в соответствии с настоящими Правилами может быть оказана принципалу, осуществляющему (финансирующему) несколько инвестиционных проектов.

8. Решение о предоставлении гарантии принимается Правительством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации на основании соответственно решения межведомственной комиссии, образуемой при Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - межведомственная комиссия), или Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1166 (далее - Правительственная комиссия), об отборе инвестиционных проектов и принципалов, а также документов, представленных принципалом в соответствии с пунктом 8(1) настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней со дня получения указанных решений и документов подготавливает и направляет в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 23 и 39 настоящих Правил (в зависимости от вида заимствования).

8(1). Для подготовки Министерством финансов Российской Федерации проекта акта Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии принципал, отобранный в установленном порядке, представляет в Министерство финансов Российской Федерации документы, указанные в пунктах 1 и 2 приложения N 1 или приложения N 2 к настоящим Правилам (в зависимости от вида заимствования).

9. После принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении гарантии принципал представляет в Министерство финансов Российской Федерации документы по перечню согласно приложению N 1 или 2 (в зависимости от вида заимствования).

Полный комплект указанных документов должен быть представлен в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 декабря 2012 г. включительно - в случае предоставления гарантии в 2012 году, не позднее 1 декабря 2013 г. включительно - в случае предоставления гарантии в 2013 году, не позднее 1 декабря 2014 г. включительно - в случае предоставления гарантии в 2014 году. В случае изменения сведений, содержащихся в представленных документах, принципал дополнительно представляет в Министерство финансов Российской Федерации документы, содержащие обновленные сведения.

Представляемые в Министерство финансов Российской Федерации документы должны быть прошиты (каждый отдельно), подписаны или заверены (за исключением нотариально заверенных копий) уполномоченным лицом юридического лица, подпись которого должна быть скреплена печатью соответствующего юридического лица. Документы и иные материалы, представленные в Министерство финансов Российской Федерации, возврату не подлежат.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 N 708.

9(1). По получении заявления о предоставлении гарантии в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил Министерство финансов Российской Федерации запрашивает у Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации соответственно:

а) документы, подтверждающие факт внесения записи о кредиторе (если видом заимствования является кредит) и принципале в Единый государственный реестр юридических лиц, а также подтверждающие сведения о том, что принципал находится (не находится) в процессе реорганизации или ликвидации, что в отношении принципала возбуждено (не возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) (по состоянию на 1-е число каждого месяца);

б) справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала соответственно по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов, обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, пеней, штрафов и иных финансовых санкций (по состоянию на 1-е число каждого месяца);

в) сведения о выданной кредитору генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций (с указанием перечня банковских операций) (за исключением случаев, когда кредитором является государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" либо видом заимствования является облигационный заем).

9(2). Принципал вправе самостоятельно запрашивать, получать и представлять в Министерство финансов Российской Федерации указанные в пункте 9(1) настоящих Правил документы, справки и сведения.

9(3). Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации запрошенные им документы, справки и сведения, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 9(1) настоящих Правил (в отношении соответствующих принципалов и кредиторов, указанных в запросах Министерства финансов Российской Федерации), в следующие сроки:

а) по запросам, поступившим в отчетном месяце, - в течение первых 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным);

б) по запросам, поступившим в месяце, следующем за отчетным, - в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса (по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным).

10. Министерство финансов Российской Федерации совместно с агентом, привлекаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - агент Правительства Российской Федерации), осуществляет проверку и анализ документов, представленных в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктами 9 - 9(3) настоящих Правил, на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

11. Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня получения полного комплекта документов, представленных в соответствии с пунктами 9 - 9(3) настоящих Правил, на основании результатов проведенных в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил проверки и анализа принимает решение о заключении договора о предоставлении гарантии. При принятии решения о заключении договора о предоставлении гарантии и при предоставлении гарантии анализ финансового состояния принципала Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется.

Решение о заключении договора о предоставлении гарантии оформляется приказом Министерства финансов Российской Федерации, копии которого направляются принципалу и агенту Правительства Российской Федерации.

12. Исполнение в полном объеме или в какой-либо части гарантии ведет к возникновению права Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требовать от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных кредитору (владельцам облигаций) по гарантии. Предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессных требований к нему в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии не требуется.

Регрессное требование Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии подлежит удовлетворению в течение 5 рабочих дней со дня его предъявления принципалу.

13. Кредиты (облигационные займы), обеспеченные гарантиями, являются целевыми и направляются исключительно на осуществление (финансирование) принципалами инвестиционных проектов, отобранных в установленном порядке.

Контроль за целевым использованием кредитов (облигационных займов), обеспеченных гарантиями, за исполнением принципалами обязательств по кредитам (облигационным займам) осуществляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти, определенный соответственно межведомственной комиссией или Правительственной комиссией (далее - уполномоченный орган), в установленном им порядке, в том числе на основании сведений (отчетов), представляемых принципалами и кредиторами.

Отчеты уполномоченного органа об использовании, обслуживании и погашении принципалами кредитов (облигационных займов), обеспеченных гарантиями, с информацией о наличии или отсутствии фактов их нецелевого использования представляются уполномоченным органом в Министерство финансов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по формам, устанавливаемым Министерством финансов Российской Федерации.

В случае выявления уполномоченным органом фактов нецелевого использования кредитов (облигационных займов), обеспеченных гарантиями, в отчете уполномоченного органа указываются сумма средств, использованных нецелевым образом, и календарный период их нецелевого использования.

14. В случае установления факта нецелевого использования принципалом любого кредита (облигационного займа), обеспеченного гарантией, предоставление в соответствии с настоящими Правилами гарантии по другому кредиту (облигационному займу), привлекаемому принципалом, не осуществляется.

15. Принципал несет ответственность за нецелевое использование кредита (облигационного займа), обеспеченного гарантией.

16. По поручению Министерства финансов Российской Федерации агент Правительства Российской Федерации от имени и в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в том числе осуществляет:

а) проверку и анализ документов, представленных в соответствии с настоящими Правилами в Министерство финансов Российской Федерации, на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами, проверку сведений о том, что в отношении принципалов не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и что принципалы не находятся в процессе реорганизации или ликвидации, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений;

б) ведение аналитического учета предоставленных гарантий, обязательств принципалов и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением гарантий;

в) анализ предъявленных Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требований кредиторов (владельцев облигаций) об исполнении гарантий с прилагаемыми к ним документами на предмет обоснованности и соответствия указанных требований и прилагаемых к ним документов условиям гарантий, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений;

г) предъявление регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалам в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантий;

д) мониторинг (анализ) финансового состояния принципалов после предоставления гарантий в течение срока действия гарантий и договоров о предоставлении гарантий, подготовку и представление в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих заключений;

е) меры по возврату (взысканию) задолженности принципалов и иных лиц перед Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации, возникшей в связи с предоставлением и исполнением гарантий.

II. Особенности предоставления и исполнения гарантии в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредиту

17. Гарантия по кредиту предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредиту, привлеченному принципалом в российском банке в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на срок от 4 до 20 лет на осуществление (финансирование) инвестиционного проекта, по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) уплате процентов за пользование кредитом в установленный кредитным договором срок в объеме до 100 процентов данных обязательств, но не более суммы, составляющей 50 процентов указанной в решении межведомственной комиссии или решении Правительственной комиссии об отборе инвестиционных проектов и принципалов стоимости этого инвестиционного проекта (с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящих Правил). При предоставлении гарантии общий объем (доля) государственной гарантийной поддержки, указанной в пункте 2 настоящих Правил (без учета предоставляемой гарантии), принимается равным объему, указанному в решении межведомственной комиссии или решении Правительственной комиссии об отборе инвестиционных проектов и принципалов. Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита и (или) уплате процентов за пользование кредитом, срок исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора наступает после 1 января 2015 г. - в случае предоставления гарантии в 2012 году, после 1 января 2016 г. - в случае предоставления гарантии в 2013 году, после 1 января 2017 г. - в случае предоставления гарантии в 2014 году.

Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения иных обязательств принципала по кредиту (кредитному договору), в том числе обязательств по возврату суммы кредита и (или) уплате процентов за пользование кредитом, срок исполнения которых в соответствии с условиями кредитного договора наступает ранее 1 января 2015 г. - в случае предоставления гарантии в 2012 году, ранее 1 января 2016 г. - в случае предоставления гарантии в 2013 году, ранее 1 января 2017 г. - в случае предоставления гарантии в 2014 году, по досрочному исполнению обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и уплате процентов за пользование кредитом, в том числе в случае предъявления принципалу требования об их досрочном исполнении, по уплате иных процентов по кредитному договору (кроме указанных в абзаце первом настоящего пункта), комиссий, неустойки (пеней, штрафов), а также ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитному договору и причинение убытков.

18. Гарантии предоставляются по кредитам российских банков, имеющих генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, а также по кредитам государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

19. Гарантия предоставляется и исполняется в валюте, в которой выражена сумма кредита (основного долга) по кредитному договору, обязательства по которому обеспечиваются этой гарантией.

20. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 160.

21. Срок гарантии определяется исходя из установленного условиями кредитного договора срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 70 дней.

22. Гарантия по кредиту вступает в силу со дня ее подписания.

23. В акте Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии по кредиту в соответствии с настоящими Правилами должно быть указано (отдельно в отношении каждого принципала, инвестиционного проекта, кредита и гарантии):

а) полное наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и основной государственный регистрационный номер принципала и кредитора;

б) полное наименование и стоимость инвестиционного проекта;

в) предельные сумма и срок кредита;

г) объем (сумма) обязательств принципала по кредиту, подлежащих обеспечению гарантией (с указанием отдельно суммы обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и уплате процентов за пользование кредитом);

д) предельная сумма гарантии;

е) наименование уполномоченного органа, на который возлагается обязанность осуществлять функции, установленные пунктом 13 настоящих Правил.

24. В договоре о предоставлении гарантии по кредиту, заключаемом Министерством финансов Российской Федерации с кредитором, принципалом и агентом Правительства Российской Федерации, в том числе указываются:

а) условия предоставления и исполнения гарантии;

б) права и обязанности сторон;

в) объем (сумма) обязательств принципала по кредитному договору, подлежащих обеспечению гарантией, с указанием отдельно суммы обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и уплате процентов за пользование кредитом;

г) порядок и условия сокращения суммы гарантии;

д) обязательства кредитора и принципала представлять в уполномоченный орган сведения (отчеты) о целевом использовании привлеченного под гарантию кредита и об исполнении принципалом обязательств по кредитному договору, а также меры ответственности кредитора и принципала за ненадлежащее исполнение указанных обязательств;

е) меры ответственности принципала за нецелевое использование кредита;

е(1)) обязательства принципала и кредитора предварительно согласовывать с Министерством финансов Российской Федерации изменения, которые вносятся в кредитный договор, и представлять в Министерство финансов Российской Федерации нотариально заверенные копии документов, подтверждающих внесение указанных изменений;

ж) условие об отзыве гарантии и расторжении Министерством финансов Российской Федерации в одностороннем порядке договора о предоставлении гарантии в случае внесения в кредитный договор изменений, не согласованных в предварительном порядке с Министерством финансов Российской Федерации;

з) порядок удовлетворения принципалом регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.

25. Гарантийный случай по гарантии наступает при неисполнении принципалом обязательств перед кредитором по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) уплате процентов за пользование кредитом в срок, установленный кредитным договором. До предъявления требования об исполнении гарантии кредитор не позднее 30 дней со дня наступления гарантийного случая предъявляет принципалу требование об исполнении просроченных обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) уплате процентов за пользование кредитом. Если принципал в течение 30 дней со дня предъявления ему кредитором требования об исполнении просроченных обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) уплате процентов за пользование кредитом не удовлетворит (откажется удовлетворить) указанное требование или не даст ответ кредитору, требование об исполнении гарантии может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в течение срока, на который предоставлена гарантия, с приложением документов, указанных в гарантии.

25(1). Требование об исполнении гарантии не может быть предъявлено гаранту в случае установления судом фактов недобросовестного, незаконного (неправомерного) поведения (действий или бездействия) кредитора или кредитора совместно с принципалом (а равно лица, выполняющего или выполнявшего функции единоличного исполнительного органа кредитора или принципала, лица, входящего или входившего в состав коллегиального органа или коллегиального исполнительного органа кредитора или принципала, лица, являющегося или являвшегося представителем или работником кредитора или принципала) при предоставлении, получении, использовании, возврате кредита, обеспеченного гарантией, приведшего к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств принципала, обеспеченных гарантией.

26. Требование об исполнении гарантии направляется кредитором в Министерство финансов Российской Федерации. Датой предъявления Российской Федерации требования кредитора об исполнении гарантии является дата его поступления в Министерство финансов Российской Федерации.

27. По получении требования кредитора об исполнении гарантии Министерство финансов Российской Федерации при участии агента Правительства Российской Федерации уведомляет принципала о предъявлении указанного требования.

28. Министерство финансов Российской Федерации при участии агента Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней рассматривает требование кредитора об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами на предмет обоснованности и соответствия указанного требования и прилагаемых к нему документов условиям гарантии. Министерство финансов Российской Федерации вправе выдвигать в отношении указанного требования возражения, которые мог бы представить принципал, даже в том случае, если принципал отказался их представить и (или) признал свой долг.

Кредитор и принципал отвечают перед гарантом за свое недобросовестное и незаконное (неправомерное) поведение (действия или бездействие) при предоставлении, получении, использовании, возврате кредита, обеспеченного гарантией, и исполнении гарантии:

в случае установления судом фактов недобросовестного, незаконного (неправомерного) поведения (действий или бездействия) кредитора или кредитора совместно с принципалом (а равно лица, выполняющего или выполнявшего функции единоличного исполнительного органа кредитора или принципала, лица, входящего или входившего в состав коллегиального органа или коллегиального исполнительного органа кредитора или принципала, лица, являющегося или являвшегося представителем или работником кредитора или принципала) при предоставлении, получении, использовании, возврате кредита, обеспеченного гарантией, приведшего к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств принципала, обеспеченных гарантией, гарантия не подлежит исполнению (требования об исполнении гарантии признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению);

в случае если исполнение гарантии в полном объеме или в какой-либо части осуществлено до установления судом указанных фактов, денежные средства, уплаченные по гарантии, подлежат возврату кредитором в федеральный бюджет.

29. В случае признания обоснованным и соответствующим условиям гарантии требования кредитора об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня его предъявления исполняет обязательство по гарантии в размере указанной в требовании кредитора об исполнении гарантии суммы неисполненных просроченных обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) уплате процентов за пользование кредитом, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

30. Исполнение гарантии не осуществляется ранее установленных кредитным договором сроков исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала, действовавших на дату заключения договора о предоставлении гарантии, в том числе в случае предъявления кредитором принципалу требований о досрочном исполнении указанных обязательств принципала либо наступления событий, в силу которых срок исполнения обязательств по кредитному договору считается наступившим. При этом в случае внесения (с соблюдением условий, установленных подпунктом "е(1)" пункта 24 настоящих Правил) после даты заключения договора о предоставлении гарантии изменений в кредитный договор, влекущих изменение (в пределах общего срока возврата суммы кредита (погашения основного долга) в полном объеме, первоначально установленного кредитным договором и соответствующего предельному сроку кредита, указанному в решении об отборе инвестиционного проекта и принципала и акте Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии) сроков исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала, исполнение гарантии не осуществляется ранее сроков, установленных в результате внесения таких изменений.

31. В случае признания необоснованным и (или) не соответствующим условиям гарантии требования кредитора об исполнении гарантии и (или) прилагаемых к нему документов Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня предъявления указанного требования направляет кредитору мотивированное уведомление об отказе в удовлетворении этого требования.

III. Особенности предоставления и исполнения гарантии в обеспечение исполнения обязательств принципала по облигационному займу

32. Гарантия по облигационному займу предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по выплате номинальной стоимости неконвертируемых процентных (купонных) облигаций принципала со сроком погашения не ранее чем через 4 года и не позднее чем через 20 лет, подлежащих размещению и обращению в Российской Федерации (далее - облигации), при погашении облигаций и (или) по выплате дохода по облигациям в виде процентов в установленные условиями выпуска облигаций сроки в объеме до 100 процентов названных обязательств, но не более суммы, составляющей 50 процентов указанной в решении межведомственной комиссии или решении Правительственной комиссии об отборе инвестиционных проектов и принципалов стоимости инвестиционного проекта, осуществляемого (финансируемого) принципалом за счет средств облигационного займа (с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящих Правил). При предоставлении гарантии общий объем (доля) государственной поддержки, указанной в пункте 2 настоящих Правил (без учета предоставляемой гарантии), принимается равным объему, указанному в решении межведомственной комиссии или решении Правительственной комиссии об отборе инвестиционных проектов и принципалов. Гарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала по выплате номинальной стоимости облигаций и (или) дохода по облигациям в виде процентов, срок исполнения которых в соответствии с условиями выпуска облигаций наступает после 1 января 2015 г. - в случае предоставления гарантии в 2012 году, после 1 января 2016 г. - в случае предоставления гарантии в 2013 году, после 1 января 2017 г. - в случае предоставления гарантии в 2014 году.

Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения иных обязательств принципала по облигациям и (или) в связи с их эмиссией, в том числе обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций и (или) дохода по облигациям в виде процентов, срок исполнения которых в соответствии с условиями выпуска облигаций наступает ранее 1 января 2015 г. - в случае предоставления гарантии в 2012 году, ранее 1 января 2016 г. - в случае предоставления гарантии в 2013 году, ранее 1 января 2017 г. - в случае предоставления гарантии в 2014 году, по досрочной выплате номинальной стоимости облигаций при их досрочном погашении и досрочной выплате дохода по облигациям в виде процентов (в том числе в случае предъявления принципалу требования о досрочном исполнении указанных обязательств), по уплате процентов за несвоевременную выплату номинальной стоимости облигаций и (или) дохода по облигациям в виде процентов, обязательств по уплате иных процентов (кроме указанных в абзаце первом настоящего пункта обязательств по выплате дохода по облигациям в виде процентов), комиссий, неустойки (пеней, штрафов), а также ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по облигациям и причинение убытков.

33. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 160.

34. Утратил силу с 1 января 2012 года. - Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249.

35. Номинальная стоимость облигаций может быть выражена в валюте Российской Федерации или иностранной валюте.

36. Гарантия по облигационному займу предоставляется и исполняется в валюте, в которой выражена номинальная стоимость облигаций, обязательства по которым обеспечиваются этой гарантией.

37. Срок гарантии по облигационному займу определяется исходя из установленного условиями выпуска облигаций срока исполнения обеспечиваемых гарантией обязательств, увеличенного на 70 дней.

38. Гарантия по облигационному займу вступает в силу со дня государственной регистрации выпуска облигаций.

39. В акте Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии по облигационному займу в соответствии с настоящими Правилами должно быть указано (отдельно в отношении каждого принципала, инвестиционного проекта, облигационного займа и гарантии):

а) полное наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и основной государственный регистрационный номер принципала;

б) полное наименование и стоимость инвестиционного проекта;

в) условия выпуска облигаций (категория (тип) и форма облигаций, их количество, номинальная стоимость, срок погашения облигаций и выплаты дохода по облигациям в виде процентов);

г) объем (сумма) обязательств принципала по облигационному займу, подлежащих обеспечению гарантией (с указанием отдельно суммы обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении и дохода по облигациям в виде процентов);

д) предельная сумма гарантии;

е) наименование уполномоченного органа, на который возлагается обязанность осуществлять функции, установленные пунктом 13 настоящих Правил.

40. В договоре о предоставлении гарантии по облигационному займу, заключаемом Министерством финансов Российской Федерации с принципалом и агентом Правительства Российской Федерации, в том числе указываются:

а) условия предоставления и исполнения гарантии;

б) условия выпуска облигаций;

в) объем (сумма) обязательств принципала по облигационному займу, подлежащих обеспечению гарантией, с указанием отдельно суммы обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении и дохода по облигациям в виде процентов;

г) права и обязанности сторон;

д) обязательства принципала представить в Министерство финансов Российской Федерации нотариально заверенные копии утвержденного уполномоченным органом управления принципала и зарегистрированного в установленном порядке решения о выпуске ценных бумаг (облигаций), зарегистрированного в установленном порядке проспекта ценных бумаг (облигаций), зарегистрированного в установленном порядке отчета об итогах выпуска ценных бумаг (облигаций) либо зарегистрированного в установленном порядке уведомления об итогах выпуска ценных бумаг (облигаций);

е) порядок и условия сокращения суммы гарантии;

ж) обязательства принципала представлять в уполномоченный орган сведения (отчеты) о целевом использовании привлеченного под гарантию облигационного займа, об исполнении принципалом обязательств по облигационному займу;

з) меры ответственности принципала за нецелевое использование привлеченного под гарантию облигационного займа;

з(1)) обязательство принципала предварительно согласовывать с Министерством финансов Российской Федерации изменение условий выпуска облигаций, которое влечет изменение прав владельцев, закрепленных облигацией, условий размещения облигаций, объема, и (или) сроков, и (или) условий исполнения обязательств принципала по облигациям, объема, и (или) сроков, и (или) условий исполнения обязательств гаранта по гарантии, и представлять в Министерство финансов Российской Федерации соответствующие документы, подтверждающие внесение указанных изменений;

з(2)) условие об отзыве гарантии и расторжении Министерством финансов Российской Федерации в одностороннем порядке договора о предоставлении гарантии в случае внесения не согласованных в предварительном порядке с Министерством финансов Российской Федерации указанных в подпункте "з(1)" настоящего пункта изменений в условия выпуска облигаций;

и) порядок удовлетворения принципалом регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии.

41. Гарантийный случай по гарантии наступает при неисполнении принципалом предусмотренных условиями эмиссии облигаций обязательств перед владельцем этих облигаций по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении и (или) дохода по облигациям в виде процентов в установленные условиями выпуска облигаций сроки. До предъявления требования об исполнении гарантии владелец облигаций не позднее 30 дней со дня наступления гарантийного случая предъявляет принципалу требование об исполнении просроченных обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении и (или) дохода по облигациям в виде процентов. Если принципал в течение 30 дней со дня предъявления ему владельцем облигаций требования об исполнении просроченных обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении и (или) дохода по облигациям в виде процентов не удовлетворит (откажется удовлетворить) указанное требование или не даст ответ владельцу облигаций, требование об исполнении гарантии может быть предъявлено Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в течение срока, на который предоставлена гарантия, с приложением документов, указанных в гарантии.

42. Требование об исполнении гарантии направляется владельцем облигаций агенту Правительства Российской Федерации, и датой предъявления Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации требования владельца облигаций об исполнении гарантии является дата его получения агентом Правительства Российской Федерации.

43. По получении требования владельца облигаций об исполнении гарантии агент Правительства Российской Федерации уведомляет Министерство финансов Российской Федерации и принципала о предъявлении указанного требования.

44. Агент Правительства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения требования владельца облигаций об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами рассматривает на предмет обоснованности и соответствия указанного требования и прилагаемых к нему документов условиям гарантии и направляет в Министерство финансов Российской Федерации соответствующее заключение.

45. Министерство финансов Российской Федерации вправе выдвигать в отношении требования владельца облигаций об исполнении гарантии возражения, которые мог бы представить принципал, даже в том случае, если принципал отказался их представить и (или) признал свой долг.

46. В случае признания требования владельца облигаций об исполнении гарантии с прилагаемыми к нему документами обоснованным и соответствующим условиям гарантии Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня его предъявления исполняет обязательство по гарантии в размере указанной в требовании владельца облигаций об исполнении гарантии суммы неисполненных просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

47. Исполнение гарантии не осуществляется ранее установленных условиями выпуска облигаций сроков исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала, действовавших на дату заключения договора о предоставлении гарантии, в том числе в случае предъявления принципалу требований о досрочном исполнении указанных обязательств принципала либо наступления событий, в силу которых срок исполнения обязательств принципала по облигациям считается наступившим. При этом в случае внесения (с соблюдением условий, установленных подпунктом "з(1)" пункта 40 настоящих Правил) после даты заключения договора о предоставлении гарантии изменений в условия выпуска облигаций, влекущих изменение (в пределах общего срока погашения облигаций в полном объеме, первоначально установленного условиями выпуска облигаций и соответствующего предельному сроку погашения облигаций в полном объеме, указанному в решении об отборе инвестиционного проекта и принципала и акте Правительства Российской Федерации о предоставлении гарантии) сроков исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала, исполнение гарантии не осуществляется ранее сроков, установленных в результате внесения таких изменений.

48. В случае признания требования владельца облигаций об исполнении гарантии и (или) прилагаемых к нему документов необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии Министерство финансов Российской Федерации в течение 30 дней со дня предъявления указанного требования направляет владельцу облигаций мотивированное уведомление об отказе в удовлетворении этого требования.

49. Государственная регистрация выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гарантией, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принципал в течение 10 дней с даты государственной регистрации выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гарантией, направляет в Министерство финансов Российской Федерации нотариально заверенную копию утвержденного уполномоченным органом управления принципала и зарегистрированного в установленном порядке решения о выпуске ценных бумаг и нотариально заверенную копию зарегистрированного в установленном порядке проспекта ценных бумаг.

50. Принципал в течение 25 дней с даты завершения размещения облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гарантией, направляет в Министерство финансов Российской Федерации нотариально заверенную копию зарегистрированного в установленном порядке отчета об итогах выпуска ценных бумаг либо зарегистрированного в установленном порядке уведомления об итогах выпуска ценных бумаг.

51. В случае признания выпуска облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается гарантией, несостоявшимся или недействительным обязательства Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по гарантии прекращаются.

Приложение N 1
к Правилам предоставления
в 2012 - 2014 годах государственных
гарантий Российской Федерации
по кредитам либо облигационным
займам, привлекаемым юридическими
лицами, отобранными в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации,
на осуществление
инвестиционных проектов

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЦИПАЛОМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГАРАНТИИ ПО КРЕДИТУ, ПРИВЛЕКАЕМОМУ ПРИНЦИПАЛОМ

1. Заявление принципала о предоставлении гарантии с указанием:

полного наименования, места нахождения, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера принципала и кредитора;

наименования и стоимости инвестиционного проекта;

суммы и срока кредита, привлекаемого для осуществления (финансирования) инвестиционного проекта;

объема (суммы) обязательств принципала по кредитному договору, подлежащих обеспечению гарантией, с указанием отдельно суммы обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и уплате процентов за пользование кредитом;

предельной суммы и срока гарантии.

2. Нотариально заверенные копии учредительных документов принципала и кредитора (за исключением случая, когда кредитором является государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)") со всеми приложениями и изменениями.

3 - 4. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 N 708.

5. Нотариально заверенная копия кредитного договора со всеми приложениями и изменениями.

6. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) принципала и кредитора на совершение сделок от имени принципала и кредитора, главного бухгалтера принципала (иного должностного лица принципала, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) и кредитора (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, трудовой договор, доверенность и другое), а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати принципала и кредитора.

7. Документы, подтверждающие принятие уполномоченными органами управления принципала и кредитора решений об одобрении (предоставлении согласия на совершение) сделок (взаимосвязанных сделок) по привлечению (предоставлению) кредита, обеспечиваемого гарантией, и заключению договора о предоставлении гарантии (в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, учредительными и иными документами принципала и кредитора).

8 - 10. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 N 708.

11. Заверенные принципалом копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала за год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (с отметкой налогового органа об их принятии), и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала на каждую отчетную дату отчетного периода текущего года (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) по установленным формам. Если в период между датой подачи документов и датой принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о заключении договора о предоставлении гарантии наступает очередная отчетная дата составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала, указанная отчетность представляется в Министерство финансов Российской Федерации дополнительно.

12. Заверенная принципалом копия аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала за год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку).

Приложение N 2
к Правилам предоставления
в 2012 - 2014 годах государственных
гарантий Российской Федерации
по кредитам либо облигационным
займам, привлекаемым юридическими
лицами, отобранными в порядке,
установленном Правительством
Российской Федерации,
на осуществление
инвестиционных проектов

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЦИПАЛОМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГАРАНТИИ ПО ОБЛИГАЦИОННОМУ ЗАЙМУ, ПРИВЛЕКАЕМОМУ ПРИНЦИПАЛОМ

1. Заявление принципала о предоставлении гарантии с указанием:

полного наименования, места нахождения, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера принципала;

наименования и стоимости инвестиционного проекта;

условий выпуска облигаций (категория (тип) и форма облигаций, их количество, номинальная стоимость, срок погашения облигаций и выплаты дохода по облигациям в виде процентов);

объема (суммы) обязательств принципала по облигационному займу, подлежащих обеспечению гарантией, с указанием отдельно суммы обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций при их погашении и дохода по облигациям в виде процентов;

предельной суммы и срока гарантии.

2. Нотариально заверенные копии учредительных документов принципала со всеми приложениями и изменениями.

3. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 N 708.

4. Проект решения о выпуске ценных бумаг.

5. Проект проспекта ценных бумаг.

6. Заверенная принципалом копия договора с депозитарием и (или) регистратором, имеющими лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (в случае выпуска именных облигаций).

7. Документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) принципала на совершение сделок от имени принципала, главного бухгалтера (иного должностного лица принципала, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) принципала (решение об избрании, приказ о назначении, приказ о вступлении в должность, трудовой договор, доверенность и другое), а также нотариально заверенные образцы подписей указанных лиц и оттиска печати принципала.

8. Документы, подтверждающие принятие уполномоченным органом управления принципала решений об одобрении (предоставлении согласия на совершение) сделок (взаимосвязанных сделок) по привлечению облигационного займа, обеспечиваемого гарантией, и заключению договора о предоставлении гарантии (в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, учредительными и иными документами принципала), в том числе решение уполномоченного органа управления принципала о размещении облигаций принципала.

9 - 11. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 25.07.2014 N 708.

12. Заверенные принципалом копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала за год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (с отметкой налогового органа об их принятии), и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала на каждую отчетную дату отчетного периода текущего года (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) по установленным формам. Если в период между датой подачи документов и датой принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о заключении договора о предоставлении гарантии наступает очередная отчетная дата составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала, указанная отчетность представляется в Министерство финансов Российской Федерации дополнительно.

13. Заверенная принципалом копия аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности принципала за год, предшествующий году обращения с заявлением о предоставлении гарантии (для юридических лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны проходить ежегодную аудиторскую проверку).