Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы

Оглавление

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

(Москва, 21 января 2010 года)

Федеральная таможенная служба, действующая на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе", в лице руководителя ФТС России Андрея Юрьевича Бельянинова, и Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", в лице руководителя ФНС России Михаила Павловича Мокрецова, именуемые в дальнейшем Стороны, в целях обеспечения координации и эффективного взаимодействия заключили настоящее Соглашение и договорились о следующем.

I. Общие положения

Статья 1

Сотрудничество Сторон основывается на взаимном предоставлении необходимых сведений из баз данных и оперативной информации, не относящихся к сведениям, составляющим государственную тайну. Каждая Сторона принимает необходимые меры по защите от неправомерного распространения информации, предоставляемой ей другой Стороной в соответствии с настоящим Соглашением, затрагивающей интересы третьих лиц и отнесенной к коммерческой и налоговой тайне.

Стороны вырабатывают в рамках настоящего Соглашения согласованную позицию при подготовке проектов законодательных, межведомственных правовых актов, касающихся совершенствования организации системы контроля за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 2

Стороны осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим основным направлениям:

обмен информацией для целей контроля за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые и таможенные органы;

разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в налоговой, таможенной и иных сферах, представляющих взаимный интерес;

обеспечение контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) путем оперативного информационного обмена и координации проведения проверок участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию;

разработка совместных ведомственных правовых актов по проведению проверок организаций - участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию;

унификация информации, используемой при проведении мероприятий налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных технологических решений по обмену информацией и ее защите;

разработка новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов Сторон.

II. Взаимодействие Сторон

Статья 3

Информационное взаимодействие Сторон осуществляется на безвозмездной основе.

Стороны осуществляют плановый (в установленные сроки) и оперативный (инициативный и по запросам) обмен информацией на основании статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 97 и части 1 статьи 99 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и пункта 3 статьи 82 первой части Налогового кодекса Российской Федерации.

Стороны в целях сокращения объема взаимной переписки могут устанавливать условия и порядок направления запросов путем подписания Сторонами соответствующего протокола, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Вопросы информационного взаимодействия Сторон по согласованию могут быть изменены и дополнены в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящего Соглашения.

Статья 4

Плановый обмен информацией в электронном виде осуществляется Сторонами на федеральном уровне через Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России (ГНИВЦ ФТС России) и Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). Стороны обеспечивают доведение плановой информации до региональных органов по ведомственной принадлежности.

Порядок и сроки представления информации, структура и форматы показателей, а также структурные подразделения Сторон, ответственные за подготовку, передачу и получение информации, отражаются в Протоколе информационного взаимодействия Сторон, который после подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Обмен информацией осуществляется по каналам связи с применением средств защиты информации или на магнитных носителях, а также путем предоставления взаимного доступа к информации из баз данных Сторон.

Статья 5

Оперативный (инициативный и по запросам) обмен информацией осуществляется Сторонами на федеральном, региональном и территориальном уровнях взаимодействия.

Статья 6

Информация, предоставляемая Федеральной таможенной службой в Федеральную налоговую службу на плановой основе:

информация из базы данных электронных копий грузовых таможенных деклараций ЕАИС таможенных органов (по согласованным позициям);

информация из базы данных по таможенному транзиту ЕАИС таможенных органов (по согласованным позициям);

данные таможенных приходных ордеров (по согласованным позициям);

данные паспортов сделок (по согласованным позициям);

данные о поступлении денежных средств на счета участников ВЭД от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам (по согласованным позициям);

бюллетени "Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации";

данные о задолженностях по обязательным платежам должников, числящихся в соответствующем таможенном органе (по согласованной форме);

данные пограничных таможен, подтверждающие количество и сроки вывоза товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации (по согласованным позициям при наличии технических возможностей);

сведения о дате вывоза, количестве и стоимости фактически вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступившие от таможенных органов государств - членов Таможенного союза (по согласованным позициям при наличии технических возможностей);

сведения о возбужденных таможенными органами делах об административных правонарушениях по выявленным нарушениям актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

нормативно-справочная информация ЕАИС таможенных органов (по согласованным позициям).

Статья 7

Таможенные органы предоставляют по запросам налоговых органов на всех уровнях:

а) сведения из таможенных органов, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, о количестве и дате фактически вывезенных товаров из Российской Федерации (за исключением случаев вывоза товаров через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен) в соответствии с таможенными процедурами экспорта, таможенного транзита либо при совершении таможенных операций в отношении припасов, если данная информация не направлялась на федеральном уровне в соответствии со статьей 6 настоящего Соглашения, или при наличии в запросе следующих оснований:

обнаружение несоответствия сведений о фактически вывезенных товарах, указанных в представленной налогоплательщиком декларации на товары (реестре таможенных деклараций), сведениям, указанным в других представленных налогоплательщиком документах, определенных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, работ, услуг (с указанием выявленных несоответствий);

обнаружение несоответствия сведений о фактически вывезенных товарах, указанных в представленной налогоплательщиком декларации на товары (реестре таможенных деклараций), сведениям, полученным в электронном виде на плановой основе из базы данных электронных копий грузовых таможенных деклараций ЕАИС таможенных органов (с указанием выявленных несоответствий);

наличие у налогоплательщика, заявившего налоговую ставку 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров, работ, услуг, либо у поставщика экспортируемого товара неисполнения вступивших в силу постановлений по делам об административных, налоговых правонарушениях или принятия компетентными органами решения о возбуждении уголовных дел, связанных с уплатой (возмещением) налога на добавленную стоимость;

в случае необходимости представления в судебные органы письменных доказательств, содержащих сведения о количестве и дате фактически вывезенных товаров;

б) сведения из таможенных органов, в которых производилось декларирование товаров:

о дате вывоза, количестве и стоимости фактически вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта товаров из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, а также о таможенном органе данного государства - члена Таможенного союза, от которого получена указанная информация (если данная информация не направлялась на федеральном уровне в соответствии со статьей 6 настоящего Соглашения);

о ввезенных в Российскую Федерацию товарах, помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории (по согласованным позициям) (если данная информация не направлялась на федеральном уровне в соответствии со статьей 6 настоящего Соглашения);

о подтверждении сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиками декларациях на товары (реестрах таможенных деклараций), в случае их расхождения со сведениями, полученными в электронном виде на плановой основе из базы данных электронных копий грузовых таможенных деклараций ЕАИС таможенных органов (с указанием выявленных несоответствий);

данные о результатах проверок правильности заявленной таможенной стоимости товаров по конкретным участникам ВЭД;

информация о факте декларирования товаров с приложением копий деклараций на товары и иных документов, представленных при декларировании товаров, для документального подтверждения фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе налоговых проверок, а также в случае необходимости представления в судебные органы письменных доказательств или при наличии расхождения сведений, содержащихся в декларациях на товары, со сведениями из базы данных электронных копий грузовых таможенных деклараций ЕАИС таможенных органов;

данные о наличии излишне уплаченных таможенных платежей, неизрасходованных авансовых платежей на дату поступления запроса, о суммах возвратов участникам ВЭД уплаченных ранее таможенных платежей, в том числе НДС и акцизов.

Статья 8

Таможенные органы предоставляют в налоговые органы на всех уровнях в обязательном оперативном порядке:

данные о возврате плательщикам денежных средств (по согласованной форме) - направляются в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет лица, которому производился возврат (в случае возврата денежных средств по поручению плательщика иному лицу данные направляются как в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет плательщика, так и в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет иного лица);

информация о результатах проверочных мероприятий, проведенных таможенными органами по сведениям, переданным налоговыми органами (по согласованным позициям).

Статья 9

Информация, предоставляемая Федеральной налоговой службой в Федеральную таможенную службу на плановой основе:

сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

информация из базы данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (по согласованным позициям);

перечень организаций-налогоплательщиков, не представляющих в течение двух и более отчетных периодов налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность;

сведения об организациях-налогоплательщиках, имеющих налоговую задолженность, за исключением отсроченной;

сведения о возбужденных налоговыми органами делах об административных правонарушениях по выявленным нарушениям актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

нормативно-справочная информация, используемая при ведении баз данных ФНС России;

информация о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Таможенного союза, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Статья 10

Налоговые органы предоставляют по запросам таможенных органов на всех уровнях:

а) информацию в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза, и иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию, включающую:

сведения из ЕГРЮЛ (в случаях несоответствия сведений, содержащихся в документах, представленных в таможенные органы, сведениям, представленным ФНС России на плановой основе, с указанием выявленных несоответствий; наличия сведений о реорганизации, ликвидации юридического лица, об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по организациям, имеющим задолженность перед таможенным органом);

сведения о применяемой системе налогообложения;

сведения об обращении лица в налоговый орган для возмещения (возврата) НДС и акцизов в связи с осуществлением экспортных операций;

копию устава юридического лица (изменений устава);

сведения из бухгалтерского баланса, другой бухгалтерской отчетности;

сведения о результатах проведенных налоговых проверок, по следующим позициям:

вид налоговой проверки;

предмет налоговой проверки;

проверяемый период;

дата начала и окончания проверки;

перечень выявленных нарушений с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, по которым лицо привлечено к налоговой ответственности;

сумма доначисленных платежей, в том числе сумма НДС, отказанная к возмещению;

суммы штрафных санкций за совершение налогового правонарушения;

сведения обо всех открытых рублевых и валютных счетах;

б) информацию по индивидуальным предпринимателям, включающую:

сведения из ЕГРИП (в случаях несоответствия сведений, содержащихся в документах, представленных в таможенные органы, сведениям, представленным ФНС России на плановой основе, с указанием выявленных несоответствий; наличия информации о признании банкротом индивидуального предпринимателя, имеющего задолженность перед таможенным органом);

сведения о применяемой системе налогообложения;

сведения об обращении лица в налоговый орган для возмещения (возврата) НДС и акцизов в связи с осуществлением экспортных операций;

сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, составленные на основе его бухгалтерской отчетности (в зависимости от системы налогообложения);

сведения о результатах проведенных налоговых проверок, по следующим позициям:

вид налоговой проверки;

предмет налоговой проверки;

проверяемый период;

дата начала и окончания проверки;

перечень выявленных нарушений с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, по которым лицо привлечено к налоговой ответственности;

сумма доначисленных платежей, в том числе сумма НДС, отказанная к возмещению;

суммы штрафных санкций за совершение налогового правонарушения;

сведения обо всех открытых рублевых и валютных счетах;

в) информацию о факте уплаты (возмещения) НДС и акцизов в отношении товаров, заявленных к таможенному режиму реимпорта, свидетельствующую о том, что внутренние налоги уплачены в федеральный бюджет и не получены налогоплательщиком прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров.

Статья 11

Налоговые органы предоставляют в таможенные органы на всех уровнях в обязательном оперативном порядке:

а) данные о появлении (использовании, реализации, хранении) на территории Российской Федерации товаров, не прошедших таможенного оформления, включая подакцизные товары, подлежащие маркировке и реализуемые без акцизных марок;

б) сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации в отношении товаров и транспортных средств, выпущенных для свободного обращения (условно выпущенных) на таможенной территории Таможенного союза с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей и вовлеченных в оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной и технической помощи;

товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций;

автотранспорта, который не может быть использован иначе, как для профилактики и реабилитации инвалидов;

оборудования и приборов для научно-исследовательских целей;

сырья и комплектующих изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники;

в) данные о несоответствии наименования, количества и (или) стоимости, по которой оприходован товар импортером в бухгалтерском учете, данным о наименовании, количестве, цене товара и (или) валюте и общей сумме по счету, заявленной в декларации на товары;

г) сведения о нарушении участниками ВЭД актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых (бартерных) сделок, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;

д) информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами по сведениям, переданным таможенными органами (по согласованным позициям);

е) информация о вступивших в законную силу судебных решениях по искам налоговых органов о признании недействительной государственной регистрации и ликвидации организаций-налогоплательщиков по фактам, выявленным таможенными органами.

Статья 12

Запрос о представлении информации оформляется в письменном виде на бланке таможенных или налоговых органов соответственно в произвольной форме, сопровождается всеми необходимыми документами и должен содержать следующую информацию:

изложение причины запроса;

наименование лица, о котором запрашивается информация, ИНН, КПП, ОГРН (если известны);

суть запроса;

перечень конкретных расхождений (при наличии) в отношении товара, который перестал находиться под таможенным контролем не более трех лет назад.

Письменный запрос о представлении информации подписывается на федеральном уровне Руководителем (заместителем Руководителя) ФТС России или ФНС России, начальником (заместителем начальника) структурного подразделения ФТС России или ФНС России, на региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях - руководителем (начальником) таможенного или налогового органа (его заместителем).

Письменный запрос по информационно-техническим вопросам подписывается начальником (заместителем начальника) структурного подразделения, в компетенцию которого входят вопросы организации планового информационного взаимодействия Сторон на федеральном уровне.

Статья 13

Запрос каждой из Сторон принимается к исполнению незамедлительно после получения соответствующим органом и должен быть выполнен в течение 30 календарных дней.

В случае если требуется большее время на исполнение запроса, то Стороне, запросившей информацию, направляется промежуточное письмо с указанием предполагаемых сроков исполнения запроса.

В случае если Сторона не имеет информации, запрашиваемой другой Стороной, либо данная информация была ранее представлена на плановой основе или в случае, когда информация не может быть представлена по объективным причинам, Сторона письменно информирует об этом заинтересованную в получении информации Сторону о невозможности исполнения запроса с указанием конкретных причин. Исключение составляют запросы по делам об административных правонарушениях и уголовным делам, которые подлежат исполнению в порядке и сроки, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Статья 14

При письменном запросе должностные лица Сторон с разрешения запрашиваемой Стороны имеют право:

изучать документы и другие данные непосредственно в органе запрашиваемой Стороны;

получать надлежащим образом заверенные копии документов, относящихся к исполнению запроса.

Статья 15

В процессе передачи и приема информации Стороны обеспечивают в рамках предоставленных полномочий меры по ее защите.

Информация, полученная таможенными и налоговыми органами в рамках настоящего Соглашения, должна использоваться исключительно в служебных целях и не может быть передана третьим лицам без согласования с источником информации, за исключением случаев, определяемых законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация о валютных операциях, получаемая ФНС России от ФТС России, может быть использована только для целей контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы.

За разглашение получаемых сведений должностные лица таможенных и налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16

В целях реализации настоящего Соглашения Стороны могут согласовывать и утверждать планы совместной работы, разрабатывать методические указания, оказывать взаимную методологическую помощь.

Статья 17

Стороны по отдельным планам проводят совместные мероприятия по повышению профессиональной подготовки своих сотрудников (семинары, конференции, консультации, стажировки и т.п.).

Стороны организуют изучение сотрудниками зарубежного опыта в области таможенного и налогового контроля внешнеэкономической деятельности.

Статья 18

Стороны в рамках настоящего Соглашения обязуются:

своевременно информировать друг друга об изменениях в таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле и в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, а также об изданных правовых актах ФТС России и ФНС России, касающихся осуществления таможенного, валютного и налогового контроля;

проводить ознакомление с новыми методиками налогового и таможенного контроля;

своевременно информировать друг друга о выявленных новых тенденциях и схемах таможенных и налоговых правонарушений и преступлений во внешнеэкономической сфере деятельности.

Статья 19

Стороны при выполнении возложенных на них задач взаимодействуют в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений в таможенной, налоговой и валютных сферах, и в этих целях разрабатываются совместные ведомственных правовые акты.

Взаимодействие при проведении налогового и таможенного контроля может осуществляться как на федеральном уровне, так и на уровне региональных (межрегиональных) и территориальных налоговых и таможенных органов. Стороны координируют взаимодействие своих территориальных органов.

Стороны при выполнении возложенных на них задач могут осуществлять координацию проведения проверок участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию.

В случае необходимости Стороны могут создавать совместные рабочие группы из представителей заинтересованных подразделений Сторон.

По предварительному согласию Стороны могут привлекать в качестве экспертов сотрудников таможенных и налоговых органов для эффективного решения стоящих перед ними задач в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

III. Заключительные положения

Статья 20

Настоящее Соглашение вступает в силу после подписания руководителями Сторон.

Соглашение заключается на неопределенный срок, но может быть расторгнуто по письменному уведомлению одной из Сторон. Сторона, намеревающаяся расторгнуть Соглашение, должна выразить свое намерение не менее чем за три месяца до расторжения Соглашения. Стороны до расторжения Соглашения должны выполнить принятые в соответствии с Соглашением обязательства.

Настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон может быть изменено или дополнено. Все изменения и дополнения к настоящему Соглашению являются неотъемлемой частью Соглашения и вступают в силу только после подписания их обеими Сторонами.

Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Статья 21

После вступления в силу настоящего Соглашения утрачивает силу Соглашение о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 14.07.2005.

Протокол информационного взаимодействия Сторон и дополнение N 1 к нему утрачивают силу после утверждения Протокола информационного взаимодействия Сторон, предусмотренного статьей 4 к настоящему Соглашению, и технической готовности обеих Сторон.

Руководитель Федеральной
таможенной службы
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
21 января 2010 г. N 01-69/1

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ
21 января 2010 г. N ММ-27-2/1