Письмо ТК СССР от 06.11.1991 N 11-55/5487
О классификации и взимании импортного налога с товаров, поставляемых в разобранном или некомплектном виде

ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПИСЬМО от 6 ноября 1991 г. N 11-55/5487

О КЛАССИФИКАЦИИ И ВЗИМАНИИ ИМПОРТНОГО НАЛОГА С ТОВАРОВ, ПОСТАВЛЯЕМЫХ В РАЗОБРАННОМ ИЛИ НЕКОМПЛЕКТНОМ ВИДЕ

В последнее время заметно участились случаи поставок по импорту в СССР отдельных деталей и узлов различных товаров, в основном - машинно - технических (компьютеров, телевизоров, видеомагнитофонов, магнитофонов и т.п.), с целью последующей их сборки с использованием простых крепежных деталей (винтов, гаек, болтов и т.п.), а также с помощью заклепок или сварки, имея в виду, что выполняются лишь простые сборочные и регулировочные операции (далее - "отверточная" сборка).

В этой связи при классификации таких товаров и обложении их - при необходимости - импортным налогом, надлежит руководствоваться следующим:

1. При одновременной поставке полного комплекта деталей и узлов, предназначенных для последующей "отверточной" сборки

В соответствии с Общим правилом интерпретации ТН ВЭД СССР 2-а

"любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна пониматься как включающая в себя товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара. Это также должно пониматься как включение в соответствующую товарную позицию комплектного или завершенного товара (или классифицируемого в силу данного правила как комплектный или завершенный), представленного в несобранном или разобранном виде" <*>,

-------------------------------

<*> В 1-м издании ТН ВЭД СССР (1990 г.) приведен неточный перевод Общего правила интерпретации 2-а. В соответствии с положением о необходимости, в случае неоднозначности понимания текста ТН ВЭД СССР, обращаться к оригинальным изданиям Совета таможенного сотрудничества (ТН ВЭД СССР, стр. 2), уточненный перевод данного Правила приводится по оригинальному изданию СТС на английском языке (The Harmonized Commodity Description and Coding System, Brussels, Customs Co-operation Council, 1986).

а также с учетом пояснений к данному Правилу (пояснения имеются в таможенных учреждениях на магнитных носителях), согласно которым

"изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, означают изделия, которые собираются из соответствующих элементов с помощью простых крепежных деталей (винтов, гаек, болтов и т.д.), а также с помощью заклепок или сварки, имея в виду, что требуются лишь простые сборочные (и регулировочные) операции",

данный комплект деталей и узлов должен классифицироваться как собранное изделие.

В грузовую таможенную декларацию (ТД1 - ТД2) декларант обязан вносить код, соответствующий собранному изделию. При этом взимается импортный налог, соответствующий готовому изделию.

Пример N 1.

Комплект частей, предназначенный для сборки цветного телевизора, состоящий из:

- кинескопа (размер по диагонали менее 42 см);

- основной электрической платы;

- корпуса телевизора;

- крышки корпуса.

В случае одновременного предоставления для таможенной очистки всех этих элементов данный комплект, в силу вышеупомянутых положений, должен классифицироваться в товарную субпозицию 852810710 как собранный цветной телевизор и облагаться соответствующим импортным налогом.

2. При раздельной поставке комплектующих элементов

В этом случае данные товары должны классифицироваться как комплектующие части в соответствующие товарные субпозиции ТН ВЭД СССР и облагаться импортным налогом, предусмотренным именно для комплектующих элементов.

Пример N 2.

Части цветного телевизора (см. пример N 1), поставляемые отдельно, должны классифицироваться в следующие товарные субпозиции и, соответственно, облагаться следующим импортным налогом:

- кинескоп - 854011100 (импортным налогом не облагается);

- основная электрическая плата - 852990900 (ставка импортного налога - 200%);

- корпус телевизора - 852990590 (ставка импортного налога - 200%);

- крышка корпуса - 852990590 (ставка импортного налога - 200%).

Однако если таможня, в зоне деятельности которой находится импортер комплектующих элементов, установит по совокупности различных документов (декларациям, счетам - проформам (инвойсам), спецификациям, контрактам, отчетам о производственной деятельности предприятий и т.д.), что целью получения вышеупомянутых комплектующих элементов является их последующая "отверточная" сборка и реализация в качестве завершенного в производстве товара, или же сам импортер предоставит таможне подобные сведения <*>, таможня должна произвести перерасчет суммы взимаемого импортного налога как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, с учетом того, что ставка импортного налога соответствует уже не отдельным комплектующим элементам, а завершенному в производстве товару.

-------------------------------

<*> Заинтересованная сторона вправе представить в таможню необходимые документы, подтверждающие тот факт, что из импортируемых комплектующих элементов с помощью "отверточной" сборки изготавливаются изделия, на которые ставка импортного налога ниже, чем ставка налога на отдельные комплектующие элементы.

На основании имеющихся документов таможня устанавливает, какое количество комплектующих элементов было использовано для "отверточной" сборки.

Исходя из этого, начальник таможни принимает решение, оформляемое в виде постановления, о перерасчете импортного налога. Перерасчет производится только для той части комплектующих элементов, которые были использованы для "отверточной" сборки.

Пример N 3.

Комплект из двух элементов (видеодеки и телевизора), предназначенный для сборки в единый видеотелевизионный комплекс, имеющий единый корпус и общие органы управления. Оба элемента импортируются раздельно.

Ввиду раздельной поставки данные товары классифицируются независимо друг от друга в следующие товарные субпозиции ТН ВЭД СССР:

- видеодеки - 852110900 (ставка импортного налога - 600 %);

- телевизоры - 852810710 (ставка импортного налога - 400%).

Однако после "отверточной" сборки из этих элементов образуется новое изделие - видеотелевизионный комплекс (так называемая "двойка"), который в силу Общего правила интерпретации 2-а должен рассматриваться как единое устройство, классифицируемое - в силу Общего правила интерпретации 3-б - в товарную субпозицию 852810710 (письмо Таможенного комитета СССР N 11-55/2145 от 08.05.91 п. 3-г).

В этом случае начальник таможни на основании представленных документов принимает решение, оформляемое в виде постановления, о соответствующем пересчете (в сторону уменьшения) суммы импортного налога, начисленного на видеодеки.

Примечание. В случае, если для видеокомплексов, описанных в примере N 3, импортируются только видеодеки для последующей их сборки с отечественными телевизорами, Общее правило интерпретации ТН ВЭД СССР 2-а неприменимо, т.к. импортируемая видеодека не является составляющим компонентом другого импортируемого изделия, представленного в несобранном или разобранном виде.

В этом случае импортный налог, взимаемый при ввозе видеодек, не подлежит пересчету, даже при условии предоставления заинтересованной стороной документов, подтверждающих, что данные видеодеки собираются с отечественными телевизорами в видеокомплексы, классифицируемые в товарной субпозиции 852810710.

Заместитель Председателя
Таможенного комитета СССР
В.Г.ДРАГАНОВ