Таможенные органы все чаще сталкиваются с делами о нарушении таможенных правил, заведенными в отношении юридических лиц, производство по которым требует скрупулезного сбора и исследования доказательств, нестандартных подходов при их анализе и оценке, знания наряду с таможенным административного, гражданского, валютного и международного законодательства.
Должностным лицам таможенных органов при производстве по таким делам нередко противостоят опытные, пользующиеся широкой известностью адвокаты, представляющие юридических лиц, которые выдвигают в защиту последних многочисленные доводы и доказательства, подлежащие тщательной проверке.
На наш взгляд, производство по таким сложным делам до их передачи начальнику таможенного органа или его заместителю для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. 362 ТК РФ, должно заканчиваться составлением заключения по результатам производства, которое подлежит приобщению к делу в качестве составной части его материалов.
В таком заключении необходимо изложить сущность дела: место и время совершения нарушения таможенных правил, способы, которыми такое правонарушение было совершено, и другие существенные обстоятельства; сведения о лице, совершившем правонарушение; смягчающие и отягчающие обстоятельства; доводы, приводимые лицом, привлеченным к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; выводы, какие обстоятельства по делу следует считать установленными, с указанием статей, предусматривающих ответственность за данное нарушение таможенных правил.
В заключении должны быть указаны данные о движении дела, о вещественных доказательствах, о наложенных арестах на товары и транспортные средства, об издержках по делу.
Такое заключение должно содержать ссылки на листы дела. Оно подписывается должностным лицом таможенного органа, у которого дело находилось в производстве, с указанием места и времени составления заключения.
В таких случаях постановление таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил, если по нему принято решение о наложении взыскания, должно содержать не только обязательные сведения, предусмотренные ст. 365 ТК РФ, но и исследованные при рассмотрении дела, доказательства, на которых основаны выводы постановления, мотивы, по которым были отвергнуты другие доказательства и доводы лица, привлеченного к ответственности, указания на обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
Прошу ориентировать подчиненные таможенные органы при окончании производства по наиболее сложным делам о нарушении таможенных правил на составление вышеописанных итоговых заключений с приведением в них, а затем и в постановлениях по делу о нарушении таможенных правил анализа собранных доказательств.
Заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации
В.Г.ДРАГАНОВ