Постановление Правительства РФ от 15.11.1993 N 1157
Об утверждении Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю

Оглавление

СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 1993 г. N 1157

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю.

Председатель Совета Министров - Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 15 ноября 1993 г. N 1157

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ

I. Общие положения

1. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (далее - Федеральная служба) является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Совета Министров - Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю.

2. В своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также настоящим Положением.

Федеральная служба осуществляет межотраслевую координацию и регулирование по вопросам, находящимся в ее ведении.

Предложения по вопросам валютного и экспортного контроля, вносимые заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти в Совет Министров - Правительство Российской Федерации, подлежат предварительному согласованию с Федеральной службой.

3. Федеральная служба состоит из центрального аппарата и создаваемых ею территориальных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

4. Федеральная служба осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с другими определенными законодательством Российской Федерации органами и агентами валютного и экспортного контроля, разрабатывает и внедряет в пределах своей компетенции единую систему их взаимодействия, включая методическое и информационное обеспечение в этой области.

II. Задачи и функции

5. Главной задачей Федеральной службы является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Федеральная служба в рамках своей компетенции обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации центральными органами федеральной исполнительной власти, организациями, предприятиями, банками, физическими лицами, участвующими в регулировании и осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

6. Федеральная служба в рамках своей компетенции выполняет следующие функции:

а) осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;

б) осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

в) участвует в осуществлении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;

г) осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;

д) организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

е) контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;

ж) организует проведение с участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти, независимых экспертов и с привлечением иностранных фирм и специалистов аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов;

з) участвует в работе по учету, оценке и контролю за целевым использованием конфискованных валютных ценностей;

и) подготавливает на основании результатов проверок деятельности материалы для передачи в соответствующие административные, налоговые и правоохранительные органы и в пределах своей компетенции оказывает им содействие;

к) проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

л) представляет в органы представительной и исполнительной власти Российской Федерации отчеты об организации валютного и экспортного контроля и результатах деятельности Федеральной службы;

м) участвует совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля, заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти и организациями в создании единой информационной системы по валютному и экспортному контролю и межведомственному обмену информацией по контролю за экспортом стратегически важных сырьевых товаров;

н) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области валютного и экспортного контроля по каналам международных, региональных и национальных правительственных и неправительственных организаций;

о) руководит деятельностью территориальных органов по валютному и экспортному контролю и своих представителей в учреждениях Российской Федерации за рубежом и в уполномоченных банках;

п) взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обеспечения территориальных органов по валютному и экспортному контролю служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников - жильем, социально-бытовым и медицинским обслуживанием в установленном порядке;

р) обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

с) представляет Российскую Федерацию по поручению Совета Министров - Правительства Российской Федерации самостоятельно или совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля в международных переговорах с целью заключения международных договоров и соглашений по вопросам организации и осуществления валютного и экспортного контроля;

т) проводит мероприятия по подбору, профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

у) осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

III. Права и обязанности

7. Федеральная служба в соответствии с возложенными задачами и выполняемыми функциями имеет право:

а) получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы для эффективного осуществления своих задач;

б) проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений (договоров) и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;

в) получать от юридических и физических лиц документы и копии с них, касающиеся валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций и необходимые для оценки соблюдения ими норм законодательства Российской Федерации, а также справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

г) обращаться к правительственным и неправительственным организациям, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием при проведении проверок деятельности за рубежом российских юридических и физических лиц, а также их активов с соблюдением законодательства соответствующих стран;

д) ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению предприятий и организаций из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам Федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;

е) привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции;

ж) создавать в установленном порядке территориальные органы по валютному и экспортному контролю, иметь по согласованию с Центральным банком Российской Федерации своих представителей в уполномоченных банках, а по согласованию с соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти - в учреждениях Российской Федерации за рубежом;

з) участвовать в подготовке законодательных и иных нормативных актов по вопросам валютного и экспортного контроля;

и) разрабатывать и утверждать в установленном порядке совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля нормативные акты и методические материалы по вопросам валютного и экспортного контроля, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;

к) разрабатывать и издавать в пределах своей компетенции инструкции, положения, правила, методические материалы, учебные программы по вопросам организации и осуществления валютного и экспортного контроля;

л) запрашивать у министерств, ведомств и организаций официальные разъяснения относительно толкования и применения нормативных актов, издаваемых ими по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;

м) давать предложения в установленном порядке о приостановлении или об отмене ведомственных нормативных актов по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций;

н) заключать договоры с научно-исследовательскими и другими организациями, а также с отдельными специалистами для проведения экспертиз, аудиторских проверок и разработки методических материалов, приглашать в указанных целях иностранных специалистов и фирмы;

о) представлять Российскую Федерацию в международных организациях по поручению Совета Министров - Правительства Российской Федерации.

8. Федеральная служба имеет право получать информацию от Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации о ставших им известных фактах нарушения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, касающихся квотирования, лицензирования и осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

9. Результаты проверки юридических и физических лиц должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, установленных норм и правил проведения валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю дают обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами указания об устранении выявленных нарушений и имеют право требовать выполнения их предписаний.

10. Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении своих функций коммерческую тайну юридических и физических лиц, а также не разглашать сведения о средствах в иностранной валюте юридических и физических лиц, полученных и используемых ими на законном основании.

IV. Руководство и организация деятельности

11. Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации.

12. Руководитель Федеральной службы имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

13. В Федеральной службе образуется коллегия в составе руководителя Федеральной службы (председатель) и его заместителей по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата.

14. Руководитель Федеральной службы:

а) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную службу задач и функций, определяет степень ответственности своих заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата за порученные участки работы;

б) самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы;

в) издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для выполнения центральным аппаратом Федеральной службы, территориальными органами по валютному и экспортному контролю и зарубежными представителями;

г) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы;

д) организует взаимодействие с органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы;

е) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федеральной службы.

15. Руководитель Федеральной службы утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда структуру центрального аппарата, штатное расписание, а также смету расходов на его содержание в пределах ассигнований на соответствующий период.

Экономия ассигнований по фонду оплаты труда и на содержание центрального аппарата управления, а также централизованного фонда социального развития остается в распоряжении Федеральной службы и используется в текущем и последующих годах на социально-бытовое обеспечение работников Федеральной службы.

16. Руководитель Федеральной службы утверждает Положение о территориальных органах по валютному и экспортному контролю, определяет их численный состав, назначает и освобождает от должности руководителей этих органов.

17. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и необходимые реквизиты со своим наименованием, расчетный и иные, в том числе валютные, счета в учреждениях банков.