Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 71
Об утверждении Правил осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" деятельности по поддержке экспорта и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"

Оглавление

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 февраля 2016 г. N 71

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ЦЕНТР" ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКСПОРТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

Во исполнение частей 8 и 9 статьи 3.1 Федерального закона "О банке развития" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" деятельности по поддержке экспорта и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 февраля 2016 г. N 71

ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ЦЕНТР" ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКСПОРТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" (далее - Центр) деятельности в качестве института развития, участвующего в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта, в том числе оказывающего содействие в реализации государственных и иных проектов, предусматривающих экспорт товаров (работ, услуг), информации и интеллектуальной собственности (далее соответственно - экспорт, российская продукция), и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация) по вопросам осуществления деятельности, определенной Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", которая включает:

а) участие в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта, в том числе оказание содействия реализации государственных и иных проектов, предусматривающих экспорт товаров (работ, услуг), информации и интеллектуальной собственности;

б) осуществление информационной и консультационной поддержки экспортеров, российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации, их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам;

в) организацию доступа российских экспортеров и иных заинтересованных лиц к информации о мерах поддержки экспорта, а также о деятельности уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере поддержки экспорта;

г) содействие деятельности некоммерческих организаций, представляющих интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность;

д) содействие продвижению за рубежом промышленной продукции (товаров, работ, услуг), включая содействие выставочной, ярмарочной, маркетинговой и иной деятельности, во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

е) содействие деятельности организаций, являющихся посредниками при осуществлении экспортной деятельности;

ж) содействие производству продукции (товаров, работ, услуг), конкурентоспособной на международных рынках;

з) осуществление иной деятельности в целях поддержки экспорта.

2. Центр обеспечивает комплексную поддержку экспорта, в том числе организует предоставление как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки экспорта, включая содействие в подготовке и сборе необходимых документов, организации рассмотрения документов и формировании перечня услуг экспортеру, обеспечение оперативного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и организациями по предоставлению мер поддержки экспорта, а также обеспечивает поддержку инвестиционной деятельности российских лиц за рубежом.

Центр для обеспечения комплексной поддержки экспорта размещает, поддерживает в актуальном состоянии и использует справочники и классификаторы в сфере внешнеэкономической деятельности посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации.

3. Центр оказывает услуги по поддержке экспорта экспортерам и российским инвесторам, в том числе в электронной форме посредством личного кабинета экспортера на официальном сайте Центра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - личный кабинет, сеть "Интернет").

Доступ к личному кабинету может предоставляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

4. Центр осуществляет деятельность по поддержке экспорта самостоятельно, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и системы межведомственного электронного документооборота.

II. Участие Центра в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта

5. Участие Центра в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта осуществляется в следующих формах:

а) участие в разработке и подготовка предложений к проектам нормативных правовых актов по вопросам поддержки и развития экспорта;

б) подготовка заключений к проектам (проектам изменений) государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия, оказывающие влияние на развитие и поддержку экспорта, включая оценку мероприятий по развитию и поддержке экспорта, показателей их эффективности и финансового обеспечения;

в) подготовка по запросам федеральных органов исполнительной власти предложений о формировании позиции Российской Федерации по вопросам, связанным с экспортом, на международных переговорах, в рамках участия Российской Федерации в деятельности международных организаций, интеграционных объединений;

г) разработка и направление в органы государственной власти Российской Федерации предложений о совершенствовании нормативно-правовой базы по развитию экспорта и инструментов поддержки экспорта;

д) подготовка и направление по запросам федеральных органов исполнительной власти информации по вопросам реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере экспорта и инструментов поддержки экспорта;

е) осуществление аналитических исследований по вопросам развития внешнеэкономической деятельности, проблемам и перспективам развития экспорта, ведение статистики в сфере экспорта, анализ практики осуществления экспорта;

ж) анализ практики поддержки экспорта за рубежом с целью выявления наиболее эффективных методик и инструментов поддержки экспорта.

6. В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта федеральные органы исполнительной власти направляют в Центр для подготовки заключения проекты нормативных правовых актов, включая проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих вопросы государственной поддержки экспорта.

7. Центр вправе в 10-дневный срок со дня поступления проекта нормативного правового акта, указанного в пункте 6 настоящих Правил, представлять федеральным органам исполнительной власти и Корпорации заключение на этот проект.

8. Федеральные органы исполнительной власти и Корпорация обеспечивают внесение в Правительство Российской Федерации нормативных правовых актов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, вместе с заключением Центра.

В случае непредставления либо представления Центром своего заключения с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящих Правил, федеральный орган исполнительной власти вносит проекты нормативных правовых актов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, в Правительство Российской Федерации без заключения Центра.

9. Центр осуществляет подготовку заключений к проектам (проектам изменений) государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия, оказывающие влияние на развитие и поддержку экспорта, включая оценку мероприятий по развитию и поддержке экспорта, показателей их эффективности и финансового обеспечения в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".

10. Федеральные органы исполнительной власти и Корпорация рассматривают предложения Центра при подготовке информации по торгово-экономическому сотрудничеству в части экспорта, необходимой для выработки позиции к переговорам с зарубежными партнерами, международными организациями и региональными объединениями.

11. Федеральные органы исполнительные власти в рамках своей компетенции представляют Центру информацию по вопросам развития и поддержки экспорта. Порядок и форма представления сведений определяется соглашениями Центра и соответствующих федеральных органов исполнительной власти с учетом требований федеральных законов.

III. Организация финансовой поддержки экспорта

12. Центр организует предоставление финансовой поддержки экспорта (страховой, гарантийной, кредитной) во взаимодействии с акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" и Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерным обществом).

13. Центр может осуществлять деятельность по организации финансовой поддержки экспорта во взаимодействии с иными российскими, зарубежными и международными финансовыми организациями.

IV. Осуществление Центром информационной и консультационной поддержки, организация доступа экспортеров и иных заинтересованных лиц к информации о мерах поддержки экспорта

14. Информационная поддержка экспорта осуществляется на основании обращений экспортеров и иных заинтересованных лиц, а также путем размещения информации о мерах поддержки экспорта и порядке осуществления внешнеэкономической деятельности в сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и в форме публичных мероприятий с участием представителей Центра.

15. Обращения экспортеров и иных заинтересованных лиц в целях информационной и консультационной поддержки рассматриваются в порядке, установленном регламентом Центра.

16. Информация о мерах поддержки экспорта размещается на официальном сайте Центра в сети "Интернет" и личном кабинете. Ссылки на официальный сайт Центра и личный кабинет размещаются на Едином портале внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации в сети "Интернет".

17. Информационная поддержка экспорта осуществляется Центром по следующим основным направлениям:

а) информирование о порядке и особенностях прохождения процедур, необходимых для осуществления экспорта, в Российской Федерации и в иностранных государствах;

б) информирование о текущей конъюнктуре, перспективах развития мировых рынков товаров и услуг и рынках отдельных государств;

в) информирование о мерах поддержки экспорта, применяемых на федеральном и региональных уровнях, порядке и условиях их применения;

г) информирование о процедурах доступа на иностранные рынки российской продукции, в том числе о тарифных, нетарифных ограничениях, процедурах и требованиях подтверждения соответствия российской продукции, иных мерах, применяемых в иностранных государствах, которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на экспорт российской продукции;

д) информирование и консультирование по вопросам оценки (подтверждения) соответствия, в том числе международной сертификации российской продукции и сертификации российской продукции на страновых рынках, включая информирование об органах по сертификации и испытательных лабораториях, аккредитованных в зарубежных странах, а также об органах по сертификации и испытательных лабораториях, осуществляющих деятельность в рамках международных и региональных организаций и систем по сертификации, процедурах прохождения сертификации и порядке оформления и получения сертификата (декларации) соответствия российской продукции;

е) информирование об имеющихся на зарубежных рынках рисках, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, и о возможностях регистрации и (или) правовой охраны за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и (или) российской продукции;

ж) информирование о порядке доступа на иностранные рынки государственных закупок, официально объявленных тендерах и аукционах на поставку российской продукции, а также об условиях участия в таких тендерах и аукционах;

з) информирование о предстоящих бизнес-миссиях, мероприятиях, связанных с международной выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью в Российской Федерации и в иностранных государствах, а также об условиях участия в таких мероприятиях;

и) информирование потенциальных покупателей об экспортируемой российской продукции и условиях ее приобретения;

к) информирование о реализуемых экспортных и инвестиционных проектах за рубежом и возможностях кооперации экспортеров российской продукции в рамках указанных проектов для поставки российской продукции;

л) консультирование по вопросам налогообложения и отчетности экспорта;

м) консультирование по вопросам подготовки, заключения и исполнения экспортных контрактов;

н) информирование об организации обучения и повышения квалификации экспортеров в сфере экспорта;

о) информирование о предложениях иностранных участников внешнеэкономической деятельности по взаимодействию и сотрудничеству при реализации проектов, связанных с экспортом;

п) информирование о зарубежных участниках внешнеэкономической деятельности - потенциальных покупателях российской продукции.

18. Центр вправе осуществлять информирование и консультирование экспортеров также по иным вопросам, связанным с экспортом.

19. В целях повышения эффективности взаимодействия между экспортерами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, уполномоченными на осуществление поддержки экспорта, и иными заинтересованными лицами, выработки согласованных подходов в сфере поддержки экспорта, выявления и устранения проблем, связанных с осуществлением экспорта, содействия кооперации экспортеров, производителей экспортируемой российской продукции, а также повышения конкурентоспособности экспортируемой российской продукции Центр обеспечивает проведение ежегодного всероссийского экспортного форума.

V. Оказание Центром содействия продвижению за рубежом российской продукции

20. С целью оказания содействия продвижению за рубежом российской продукции Центр:

а) участвует в формировании федеральными органами исполнительной власти ежегодных планов проведения деловых мероприятий с иностранными партнерами по продвижению экспорта российской продукции (далее - деловые мероприятия) и их повестки;

б) самостоятельно организует проведение деловых мероприятий;

в) участвует в ежегодном планировании федеральными органами исполнительной власти мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью;

г) информирует и привлекает экспортеров к участию в деловых мероприятиях и мероприятиях, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью;

д) участвует в проведении деловых мероприятий и мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью;

е) организует и проводит конференции и иные публичные деловые мероприятия по вопросам поддержки экспорта;

ж) готовит предложения об устранении торговых барьеров при экспорте российской продукции на внешние рынки во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми деловыми ассоциациями;

з) содействует российским производителям в подготовке документов, необходимых для приведения российской продукции в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения);

и) организует и проводит мероприятия, направленные на повышение информированности экспортеров в области адаптации российской продукции на внешних рынках;

к) обобщает предложения экспортеров по отраслям и страновым приоритетам относительно выявленных ими ограничений, запретов и дискриминации экспорта российской продукции, а также иных ограничительных мер, оказывающих влияние на доступ российской продукции на зарубежные рынки, и направляет их в федеральные органы исполнительной власти;

л) представляет в федеральные органы исполнительной власти информацию о рисках возникновения административных и иных ограничений в торговле на внешних рынках в отношении российской продукции;

м) по запросу федерального органа исполнительной власти участвует в выработке позиции Российской Федерации и реализации мер по вопросам регулирования и поддержки экспорта российской продукции, принимаемых в рамках интеграционных экономических объединений;

н) по запросу федеральных органов исполнительной власти принимает участие в подготовке позиции Российской Федерации при урегулировании международных торговых и экономических споров, в том числе с учетом позиций и предложений заинтересованных представителей бизнес-сообщества;

о) по запросу федеральных органов исполнительной власти может привлекаться к представлению и защите интересов Российской Федерации при урегулировании международных торговых и экономических споров;

п) оказывает содействие экспортерам в урегулировании на досудебном этапе споров по защите их прав в связи с осуществляемым экспортом;

р) по запросам экспортеров взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения защиты прав и законных интересов экспортеров при осуществлении экспорта;

с) по запросам экспортеров оформляет и выдает необходимые для ввоза российской продукции в иностранные государства документы в форме сертификата свободной продажи, в том числе на иностранных языках, подтверждающие, что у экспортера на указанную продукцию оформлены документы, необходимые в соответствии с законодательством Российской Федерации для обращения указанной продукции на территории Российской Федерации. Сертификат свободной продажи выдается Центром на основе проверки наличия на экспортируемую продукцию документов, установленных законодательством Российской Федерации для обращения продукции на территории Российской Федерации, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в рамках своей компетенции.

21. Федеральные органы исполнительной власти запрашивают предложения Центра при ежегодном планировании деловых мероприятий и мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью.

22. Взаимодействие по вопросам участия Центра в формировании плана деловых мероприятий и мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью, определяется соглашением между Центром и федеральным органом исполнительной власти.

23. В целях подготовки предложений о необходимых мероприятиях по устранению ограничений при экспорте российской продукции на внешние рынки федеральные органы исполнительной власти направляют в Центр информацию по результатам анализа выявленных ими таких ограничений.

24. Центр обеспечивает взаимодействие с отраслевыми деловыми ассоциациями в целях подготовки предложений, указанных в пункте 23 настоящих Правил.

25. Центр обобщает предложения российских производителей и экспортеров по отраслям и страновым приоритетам относительно выявленных ими ограничений, запретов и дискриминации экспорта российской продукции, а также иных ограничительных мер, оказывающих влияние на доступ российской продукции на зарубежные рынки, и направляет такие предложения в Министерство экономического развития Российской Федерации.

26. Центр обобщает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации информацию о рисках возникновения административных и иных ограничений в торговле на внешних рынках в отношении российской продукции.

27. Порядок взаимодействия Центра с торговыми представительствами Российской Федерацией за рубежом, иными загранучреждениями федеральных органов исполнительной власти определяется соглашениями Центра с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

28. Федеральные органы исполнительной власти вправе запрашивать предложения Центра для подготовки позиции Российской Федерации при урегулировании международных торговых и экономических споров.

VI. Поддержка правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом

29. Центр оказывает поддержку правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом в следующих формах:

а) подготовка предложений о потребностях экспортеров в механизмах и формах поддержки правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом, разработка предложений об инструментах, мерах поддержки и условиях их предоставления, направление этих предложений в федеральные органы исполнительной власти;

б) консультирование экспортеров по вопросам правовой охраны, защиты и продвижения интеллектуальной собственности за рубежом.

30. Центр оказывает поддержку экспортерам по вопросам правовой охраны, защиты и продвижения интеллектуальной собственности за рубежом в следующих формах:

а) консультирование и сопровождение по вопросам подготовки и подачи международных патентных заявок в соответствии с договором о патентной кооперации;

б) консультирование и сопровождение по вопросам подготовки и подачи патентных заявок в зарубежных странах;

в) консультирование в области правовой охраны, судебной защиты и лицензирования российских результатов интеллектуальной деятельности за рубежом;

г) консультирование в области проведения патентных исследований, в том числе с целью обеспечения патентной чистоты экспортируемой российской продукции в отношении стран экспорта;

д) организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности и развития компетенций экспортеров в области правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом;

е) консультирование по вопросам обеспечения защиты экспортеров от исков о нарушении прав третьих лиц, а также предотвращения нарушения прав экспортеров третьими лицами;

ж) оказание услуг по управлению, включая доверительное управление, патентами российских производителей и экспортеров для получения справедливого вознаграждения за использование результатов интеллектуальной деятельности, созданных в Российской Федерации;

з) оказание услуг по взаимодействию с зарубежными патентными поверенными по вопросам получения правовой охраны и защиты прав российских правообладателей в судебных и административных инстанциях за рубежом;

и) оказание услуг по проведению маркетинговых исследований, в том числе с целью поиска потенциальных лицензиатов;

к) оказание услуг по подготовке документов для лицензирования, уступки или приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности.

VII. Особенности взаимодействия Центра с отдельными федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией

31. Особенности взаимодействия Центра с отдельными федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией определяются соглашениями, заключаемыми между федеральными органами исполнительной власти, Корпорацией и Центром.

32. Соглашения, заключаемые между Центром, отдельными федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией, должны содержать в том числе следующие условия:

а) основные направления взаимодействия сторон при осуществлении функций по поддержке экспорта;

б) сроки рассмотрения обращений (запросов) сторон с учетом особенностей направлений взаимодействия;

в) наименование структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Корпорации и Центра, сведения о должностных лицах, ответственных за организацию взаимодействия между сторонами;

г) особенности взаимодействия федерального органа исполнительной власти, Корпорации и Центра при разработке федеральным органом исполнительной власти и Корпорацией проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы экспорта;

д) порядок формирования рабочих групп (в случае необходимости);

е) порядок урегулирования спорных вопросов, в том числе в случаях, когда стороны не выполняют условия соглашения;

ж) порядок взаимодействия Центра с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при наличии таких территориальных органов;

з) порядок обмена информацией, включая технические условия обмена информацией;

и) обязательства по защите информации, полученной в рамках взаимодействия;

к) порядок внесения изменений в соглашение.

32(1). В соглашениях, заключаемых Центром и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу документов, установленных законодательством Российской Федерации для обращения продукции на территории Российской Федерации, определяются перечни документов, наличие которых у экспортера будет являться основанием для оформления и выдачи Центром сертификата свободной продажи, в том числе на иностранном языке, необходимого в иностранных государствах для ввоза российской продукции.

VIII. Порядок оказания Центром услуг по поддержке экспорта экспортерам

33. Центр заключает с экспортерами договоры об оказании услуг по поддержке экспорта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

34. Порядок оказания Центром услуг по поддержке экспорта определяется регламентами, утверждаемыми органами управления Центра.

35. Для заключения с Центром договора об оказании услуг по поддержке экспорта экспортер направляет в Центр письменное обращение с приложением документов, перечень которых определяется регламентом Центра по оказанию услуг.

36. На основании информации, содержащейся в обращении, дополнительных сведений, получаемых Центром, Центр самостоятельно определяет перечень услуг по поддержке экспорта для конкретного запрашивающего лица.

37. Центр в срок не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации обращения направляет экспортеру информацию об услугах по поддержке экспорта, которые могут быть ему оказаны, об условиях оказания таких услуг либо о необходимости предоставления дополнительной информации. В исключительных случаях срок ответа на обращение может быть продлен еще на 5 рабочих дней, о чем экспортер должен быть уведомлен.

38. Особенности комплексного оказания услуг по поддержке экспорта определяются договором об оказании услуг по поддержке экспорта, заключаемым между Центром и экспортером.

39. Органы управления Центра устанавливают размер платы за оказание услуг по поддержке экспорта.