Результаты осуществления прокурорского надзора и проверок деятельности таможенных органов иными правоохранительными и контролирующими органами свидетельствуют о недостатках в применении статьи 239 Таможенного кодекса Российской Федерации при привлечении лиц к ответственности за нарушения таможенных правил. На данное обстоятельство указывалось, в частности, в представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.07.98 N 1-ГП-98-98, в выводах комиссии Правительства Российской Федерации в январе - марте 1999 г.
Как показал анализ конкретных дел, необходимость и обоснованность применения статьи 239 Таможенного кодекса Российской Федерации в постановлениях о наложении взысканий часто не мотивируется, а в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для назначения взыскания ниже низшего предела или неназначения дополнительного взыскания.
В целях обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил, упорядочения практики наложения взысканий за нарушения таможенных правил с применением статьи 239 Таможенного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 248 Таможенного кодекса Российской Федерации, приказываю:
1. Должностным лицам таможенных органов, правомочным рассматривать дела о нарушениях таможенных правил, в случае установления при рассмотрении дела обстоятельств, указанных в статье 239 ТК России, и признания необходимости наложения на привлекаемое к ответственности лицо взыскания ниже низшего предела, предусмотренного ТК России за данное правонарушение, или неназначения дополнительного взыскания, которое является обязательным, допускать смягчение с обязательным указанием мотивов принятого решения в постановлении по делу.
Мотивы принятого решения должны быть конкретными и объективными, а обстоятельства, положенные в основу принятого решения, подтверждаться содержащимися в материалах дела о нарушении таможенных правил и оформленными в надлежащем процессуальном порядке справками, заключениями, ходатайствами, иными документами.
2. Исключить без особых к тому оснований наложение взысканий с применением статьи 239 ТК России при наличии обстоятельства, указанного в пункте 2 статьи 237 ТК России; к лицам, в отношении которых не прошел срок, указанный в статье 241 ТК России; к лицам, имеющим задолженности по постановлениям по делам о нарушении таможенных правил.
3. Возложить на начальников таможенных органов персональный контроль за соблюдением в таможенном органе требований таможенного законодательства при применении статьи 239 ТК России.
4. С момента подписания настоящего Приказа дела о нарушении таможенных правил, по которым на день окончания производства по делу стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, или сумма неуплаченных таможенных платежей (выплат и иных возмещений) превышала 10 млн. рублей (по спирту и алкогольной продукции - 1 млн. рублей), в случае принятия по ним решения с применением статьи 239 ТК России, для рассмотрения в порядке контроля (ст. 373 ТК России) в трехдневный срок со дня вынесения постановления по делу высылать в вышестоящий таможенный орган.
5. Вышестоящему таможенному органу осуществлять рассмотрение названных и пункте 4 дел в порядке статьи 373 ТК России.
По окончании рассмотрения дела в порядке контроля в вышестоящем таможенном органе материалы дела незамедлительно высылать в таможенный орган, принявший решение по делу, за исключением случаев необходимости наличия материалов дела в связи с подачей жалобы либо принесением протеста прокурора.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Максимцеву В.А.
Председатель Комитета
генерал - лейтенант
таможенной службы
М.В.ВАНИН