Постановление Правительства РФ от 02.10.1999 N 1102
О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации

Оглавление

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 октября 1999 г. N 1102

О ПРАВИЛАХ ПЛАВАНИЯ И ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДОВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ, ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, НА ВОЕННО-МОРСКИХ БАЗАХ, В ПУНКТАХ БАЗИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ И МОРСКИХ ПОРТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации.

Министерству обороны Российской Федерации опубликовать указанные Правила в "Извещениях мореплавателям".

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 октября 1999 г. N 1102

ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ И ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДОВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ, ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, НА ВОЕННО-МОРСКИХ БАЗАХ, В ПУНКТАХ БАЗИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ И МОРСКИХ ПОРТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Содержание и применение

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления эксплуатируемыми в некоммерческих целях иностранными военными кораблями (далее именуются - корабли) и другими государственными судами (далее именуются - суда) мирного прохода через территориальное море Российской Федерации, порядок их захода и пребывания во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации.

Обязанность кораблей и судов нести свой флаг

2. Корабли и суда во время плавания и пребывания в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации должны нести свой военно-морской или государственный флаг.

3. Во время стоянки корабля на военно-морской базе, в пункте базирования военных кораблей или морском порту Российской Федерации подъем и спуск флага могут производиться в соответствии с национальными правилами.

Иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства

4. Заход и пребывание в пределах территориального моря, внутренних морских вод, военно-морских баз, пунктов базирования военных кораблей и морских портов Российской Федерации иностранных подводных лодок и других подводных транспортных средств допускаются только в надводном положении и под своим флагом.

Обязанность кораблей и судов соблюдать навигационные и иные правила

5. Корабли и суда во время плавания и пребывания в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации должны соблюдать законодательство Российской Федерации и действующие в Российской Федерации правила в отношении:

безопасности судоходства и регулирования движения судов, включая пользование морскими коридорами и схемами разделения движения;

защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;

защиты подводных кабелей и трубопроводов;

использования средств навигации и радиосвязи;

изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических и других природных ресурсов;

сохранения окружающей среды, предотвращения и сокращения ее загрязнения;

проведения морских научных исследований и гидрографических съемок;

охраны памятников истории и культуры;

выполнения пограничных, таможенных, налоговых (фискальных), санитарных, иммиграционных, ветеринарных, фитосанитарных, навигационных и других процедур, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Указанные в пункте 5 настоящего Положения правила не могут касаться вопросов проектирования, конструкции и оборудования кораблей и судов, а также вопросов комплектования их экипажей, за исключением случаев, когда они вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты.

7. В случае вынужденного несоблюдения настоящих Правил командир корабля (капитан судна) должен немедленно сообщить об этом должностному лицу ближайшей военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или морского порта Российской Федерации.

Связь с кораблями и судами при их пребывании в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации

8. Радиосвязь между кораблем (судном) и российским береговым постом (военным кораблем, летательным аппаратом) осуществляется с соблюдением соответствующих международных процедур радиосвязи. Переговоры должны вестись с использованием некодированной радиосвязи и сигналов, предусмотренных Международным сводом сигналов.

9. При осуществлении мирного прохода через территориальное море Российской Федерации корабль или судно за 1 час до предполагаемого времени пересечения границы территориального моря Российской Федерации должен сообщить на ближайший пост береговой связи координаты и время пересечения этой границы.

10. При следовании во внутренние морские воды, на военно-морскую базу, в пункт базирования военных кораблей или морской порт Российской Федерации командир корабля или отряда кораблей (капитан судна) за 2 часа до прибытия в пункт назначения устанавливает радиосвязь с его береговой радиостанцией.

Если программой посещения предусмотрена встреча кораблей и судов кораблями Военно-Морского Флота, командир корабля или отряда кораблей (капитан судна) устанавливает радиосвязь со встречающим российским кораблем. Установление радиосвязи производится в соответствии с регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи.

11. Во время пребывания во внутренних морских водах, на военно-морской базе, в пункте базирования военных кораблей или морском порту Российской Федерации по предварительной договоренности со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне кораблям и судам может быть разрешено использование имеющихся на борту средств радиосвязи на заранее обусловленных частотах.

Лоцманская и ледокольная проводка

12. Во время плавания и пребывания в территориальном море Российской Федерации с целью захода во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации корабли и суда должны пользоваться услугами лоцманской, а при необходимости и ледокольной служб.

Сборы за услуги

13. Корабли и суда не облагаются налогами за их проход через территориальное море Российской Федерации.

14. Сборы с кораблей и судов, проходящих через территориальное море Российской Федерации, взимаются только для оплаты оказанных им услуг. Эти сборы взимаются без дискриминации.

Запретные для плавания и временно опасные для плавания районы

15. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации могут устанавливаться районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, лов рыбы придонными орудиями лова, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорной цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность.

16. В запретных для плавания районах плавание иностранных кораблей, судов и спускаемых с них плавсредств запрещается. Решения об установлении запретных для плавания районов, правил для таких районов и об открытии их для плавания принимает Правительство Российской Федерации по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".

17. Временно опасные для плавания районы устанавливаются на определенный срок. Решения об установлении временно опасных для плавания районов, а также правил для таких районов принимает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обороне. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".

18. Границы запретных для плавания районов указываются на навигационных картах, издаваемых специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Сведения об изменениях, касающихся таких районов, заблаговременно опубликовываются в "Извещениях мореплавателям" и объявляются по радио.

19. Все корабли, суда и спускаемые с них плавсредства обязаны выполнять правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности.

Действия специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в отношении кораблей и судов, нарушающих законодательство Российской Федерации в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации

20. В случае если корабль или судно не соблюдает законодательство Российской Федерации, касающееся прохода через территориальное море Российской Федерации или нахождения во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации, и игнорирует любое обращенное к нему требование о соблюдении законодательства Российской Федерации, должностные лица специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по пограничной службе, по обороне, по внутренним делам и по охране окружающей среды могут потребовать от него немедленно покинуть территориальное море, внутренние морские воды, военно-морскую базу, пункт базирования военных кораблей или морской порт.

21. В мирное время все не решенные на месте споры между должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и командиром корабля (капитаном судна) решаются исключительно дипломатическим путем.

22. При применении кораблем оружия против Российской Федерации, ее кораблей, судов, летательных аппаратов или граждан ответные меры для отражения нападения осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом Организации Объединенных Наций.

II. Мирный проход

Понятие прохода через территориальное море

23. Под проходом через территориальное море понимается плавание через территориальное море с целью:

пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод;

пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения.

24. Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием, либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, либо осуществлены в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

Мирный проход через территориальное море Российской Федерации

25. Проход через территориальное море Российской Федерации является мирным, если в результате этого прохода не нарушается мир, добрый порядок и безопасность Российской Федерации.

Условия мирного прохода

26. Проход через территориальное море Российской Федерации корабля или судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море корабль или судно осуществляет:

применение силы (угрозу применения силы) против суверенитета, территориальной целостности или независимости Российской Федерации, иные действия, нарушающие принципы международного права, определенные в Уставе Организации Объединенных Наций;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор и добывание информации в ущерб обороне или безопасности Российской Федерации;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность Российской Федерации;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации;

любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства Российской Федерации и нормам международного права;

любую рыбопромысловую деятельность;

проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

любой акт, направленный на создание помех функционированию систем связи либо других сооружений или установок Российской Федерации, использование активных средств излучения, не имеющих отношения к мирному проходу или превышающих необходимую для осуществления мирного прохода мощность;

любую другую деятельность, не имеющую отношения к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Право мирного прохода через территориальное море Российской Федерации кораблей и судов

27. Корабли и суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

28. В интересах безопасности Российской Федерации, в том числе в целях проведения учений с использованием оружия, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обороне и специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе могут временно приостановить в определенных районах территориального моря Российской Федерации осуществление права мирного прохода через него для кораблей и судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".

Правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также судов, перевозящих ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы

29. Корабли и суда с ядерными энергетическими установками, а также суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества и материалы, во время прохода через территориальное море Российской Федерации должны иметь на борту необходимые документы, соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких кораблей и судов международными договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них морским коридорам и схемам разделения движения.

30. В случае возникновения на корабле или судне аварийной ситуации, вызванной утечкой радиоактивных веществ или критическим режимом работы ядерной энергетической установки, сообщение, передаваемое командиром корабля (капитаном судна) военному командованию ближайшей военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или администрации порта Российской Федерации, должно содержать:

время, точное место нахождения корабля или судна и характер аварии;

предполагаемую или установленную причину аварии и предполагаемый характер развития аварии;

общую характеристику радиоактивного выброса (характер, физическую форму, количество, радиоизотопный состав и эффективную высоту радиоактивного выброса);

предпринятые или планируемые защитные меры командира корабля (капитана судна);

средства и меры, необходимые для оказания помощи при ликвидации аварии.

31. В случае возникновения на судне, перевозящем ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, инцидента, в результате которого произошел или может произойти сброс перевозимых веществ или материалов, сообщение, передаваемое капитаном судна военному командованию ближайшей военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или администрации порта Российской Федерации, должно содержать:

наименование судна;

причину возникновения инцидента;

дату, время и точное место нахождения судна в момент возникновения инцидента;

описание состояния ветра и моря в момент возникновения инцидента;

необходимые данные о состоянии судна;

конкретное наименование или описание ядерного или другого опасного или ядовитого по своей природе вещества или материала;

количество ядерного или другого опасного или ядовитого по своей природе вещества или материала, которое сброшено или может быть сброшено в море, его концентрацию и предполагаемое состояние;

описание упаковки и знаков маркировки;

средства и меры, необходимые для оказания помощи при ликвидации последствий инцидента.

Сообщение при необходимости может быть дополнено другими относящимися к инциденту сведениями, о которых запрашивает военное командование ближайшей военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или администрация порта Российской Федерации или которые считает необходимым передать капитан судна.

32. Сведения о последующих событиях и характере развития аварии или инцидента каждый раз при изменении обстановки передаются командиром корабля (капитаном судна) в порядке, установленном пунктами 30 и 31 настоящей статьи.

Морские коридоры и схемы разделения движения

33. Корабли и суда, осуществляющие мирный проход через территориальное море Российской Федерации с целью его пересечения без захода во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации, пользуются морскими коридорами и схемами разделения движения в тех местах, где они установлены или предписаны.

34. Мирный проход кораблей и судов через территориальное море Российской Федерации с целью захода во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации или выхода из них в открытое море допускается только в порядке, установленном разделом III настоящих Правил с использованием морских коридоров и схем разделения движения по предварительно согласованному маршруту.

III. Порядок захода и пребывания кораблей и судов во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации

Классификация заходов

35. Заходы кораблей и судов во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации подразделяются на:

официальные визиты, проводимые в связи с важными международными событиями и национальными торжествами, при следовании на кораблях или судах глав государств (правительств) или в целях укрепления дружественных отношений, а также в случаях, когда достигнута предварительная договоренность придать визиту официальный характер;

неофициальные визиты, осуществляемые по договоренности обеих сторон в целях развития сотрудничества, а также с учебными, научными или иными целями неофициального характера и не сопровождающиеся торжественными церемониями;

деловые заходы, проводимые главным образом в целях материально-технического обеспечения, решения задач оперативного характера и отдыха экипажа.

36. Официальные и неофициальные визиты и деловые заходы проводятся на основании решений руководителя федерального органа исполнительной власти по обороне, согласованных с федеральным органом исполнительной власти по безопасности. Решение о визитах и деловых заходах пограничных кораблей в аналогичном порядке принимается руководителем федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.

Руководитель федерального органа исполнительной власти по обороне может делегировать полномочия по принятию решений о проведении деловых заходов иностранных кораблей и судов специально уполномоченному должностному лицу по Военно-Морскому Флоту.

Решения указанных руководителей доводятся до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц, ответственных за их исполнение.

Государству флага корабля или судна разрешение на заход кораблей и судов во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации направляется по дипломатическим каналам.

Порядок направления запроса о получении разрешения на заход кораблей и судов на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации

37. Запрос о выдаче разрешения на заход кораблей и судов на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации направляется государством флага по дипломатическим каналам не позднее 30 дней до предполагаемой даты захода, а для кораблей и судов с ядерными энергетическими установками - не позднее 90 дней, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В запросе указываются:

государственная принадлежность, число и класс кораблей и судов;

цель и характер захода (официальный визит, неофициальный визит, деловой заход);

название военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или морского порта Российской Федерации, в которые планируется осуществить заход;

предполагаемая дата захода и планируемая продолжительность пребывания кораблей и судов на военно-морской базе, в пункте базирования военных кораблей или морском порту Российской Федерации;

название и основные параметры кораблей и судов (водоизмещение, длина, ширина, осадка);

воинские звания и фамилии командира отряда кораблей и командира каждого корабля (капитана судна);

общая численность офицеров, старшинского и рядового состава, членов экипажа из числа гражданского персонала (раздельно) и пассажиров на каждом корабле или судне;

наличие на борту иностранных граждан, их фамилии, гражданство, занимаемые должности и наличие въездных виз;

радиочастоты, которые корабли и суда намерены использовать во время захода, а также сведения о мощности радиопередатчиков.

38. В отношении кораблей и судов государств, в которых установлены специальные ограничения захода в их морские порты кораблей и судов Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения.

39. При планировании посещения военно-морских баз и пунктов базирования военных кораблей Российской Федерации, расположенных на территории иностранных государств, запрашивающая сторона должна получить разрешение и у правительств этих государств.

Корабли и суда, для захода которых предварительного разрешения не требуется

40. Положения пунктов 37 - 39 настоящих Правил не распространяются:

а) на корабли и суда, на борту которых находятся главы государств или правительств, и на корабли и суда, их сопровождающие;

б) на корабли и суда, совершающие вынужденный заход.

41. В отношении кораблей и судов, указанных в подпункте "а" пункта 40, не позднее чем за 7 суток до предполагаемой даты захода направляется предварительное уведомление по дипломатическим каналам, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Особенности захода и пребывания кораблей и судов на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации

42. Заход (выход) кораблей и судов на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации рекомендуется осуществлять в светлое время суток.

43. Прибытие (убытие) кораблей и судов на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации с неофициальными визитами и деловыми заходами нецелесообразно планировать в выходные дни и дни государственных праздников.

44. Фирма, обеспечивающая визит иностранных кораблей и судов, определяется по согласованию со старшим должностным лицом военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или морского порта Российской Федерации.

Количество кораблей и судов, одновременно пребывающих на военно-морской базе, в пункте базирования военных кораблей или морском порту Российской Федерации

45. Одновременно проходить через территориальное море Российской Федерации с целью захода на военно-морскую базу, в пункт базирования военных кораблей или морской порт Российской Федерации могут не более трех кораблей и судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или специальными решениями Правительства Российской Федерации по случаю праздничного дня или знаменательной даты.

Срок пребывания кораблей и судов на военно-морской базе, в пункте базирования военных кораблей и морском порту Российской Федерации

46. Наибольший срок пребывания каждого корабля или судна на военно-морской базе, в пункте базирования военных кораблей или морском порту Российской Федерации не должен превышать 7 суток, если в разрешении не предусмотрено иное.

47. При возникновении исключительных обстоятельств кораблю или судну может быть предложено покинуть военно-морскую базу, пункт базирования военных кораблей или морской порт и территориальное море Российской Федерации до истечения установленного срока пребывания.

Старший морской начальник

48. Встреча и обеспечение пребывания кораблей на военно-морской базе, в пункте базирования военных кораблей и морском порту Российской Федерации организуются старшим морским начальником, являющимся официальным представителем российского военно-морского командования.

49. В порту, где нет старшего морского начальника или лица, специально назначенного замещать его в вопросах приема кораблей, обязанности старшего морского начальника исполняются начальником гарнизона или старшим должностным лицом федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.

50. В гарнизонах, где старший морской начальник подчиняется начальнику гарнизона, старший морской начальник согласовывает организацию мероприятий, предусмотренных программой визита, с начальником гарнизона.

51. Старший морской начальник уведомляет, а при необходимости согласовывает программу визита кораблей на военно-морскую базу, в пункт базирования военных кораблей или морской порт Российской Федерации с главами городской и портовой администраций.

Встреча кораблей

52. Для встречи кораблей за пределами территориального моря Российской Федерации может направляться российский корабль. Место встречи согласовывается заранее.

53. Для связи старшего морского начальника с командиром корабля (отряда кораблей) назначается офицер связи, являющийся официальным представителем старшего морского начальника.

54. Офицер связи, лоцман, переводчик, связист со средствами связи, сигнальщик и другие встречающие лица, включая представителей военного атташе государства флага, если позволяют условия, доставляются на борт корабля выделенным для встречи российским кораблем или лоцманским судном.

55. Офицер связи сообщает командиру корабля (отряда кораблей) правила и указания, которыми должен будет руководствоваться командир корабля (отряда кораблей) во время пребывания на военно-морской базе (в пункте базирования военных кораблей или морском порту Российской Федерации).

Протокол и церемониал во время посещения кораблями военно-морских баз, пунктов базирования военных кораблей и морских портов Российской Федерации

56. Протокольные и церемониальные мероприятия во время посещения кораблями военно-морских баз, пунктов базирования военных кораблей и морских портов Российской Федерации с официальными и неофициальными визитами и деловыми заходами осуществляются на основании заранее согласованной обеими сторонами программы визита (делового захода).

57. Программа визита, как правило, должна предусматривать:

время и место встречи с кораблем (отрядом кораблей);

мероприятия, организуемые российской стороной при встрече и проводах кораблей;

время и координаты приема на борт встречающих лиц и лоцмана;

обмен салютами (время и координаты начала салюта, количество залпов, темп стрельбы, тип и месторасположение стреляющего орудия);

возможные варианты швартовки (постановки на якорь) и ее организация;

посещение кораблей главой дипломатического представительства государства флага;

протокольные мероприятия от имени приглашенной стороны (протокольные визиты к представителям военного командования и местных гражданских властей, приемы и возложение венков к памятникам и мемориалам);

протокольные мероприятия представителей российского военного командования и местных гражданских властей (ответные визиты, посещение российских кораблей);

мероприятия, организуемые командиром корабля или отряда кораблей (посещение кораблей российскими гражданами, концерты, выступления, встречи и т.д.);

мероприятия, организуемые российской стороной;

мероприятия, проводимые совместно (совместные учения кораблей, тренировки, пресс-конференции, брифинги, встречи, спортивные мероприятия);

увольнение на берег;

пополнение запасов.

Программа визита может содержать отдельные программы для командира отряда, официальной группы, экипажа, оркестра или ансамбля.

58. Программа делового захода в отличие от программы визита ограничивается мероприятиями, отвечающими целям такого захода.

Место стоянки

59. Место стоянки корабля назначается старшим морским начальником и сообщается офицером связи командиру корабля (отряда кораблей).

Увольнение на берег личного состава

60. Увольнение на берег личного состава кораблей и решение всех вопросов, связанных с этим (число увольняемых, время увольнения, время возвращения на корабль и т.п.), производятся командиром корабля по согласованию со старшим морским начальником.

Сход на берег личного состава с оружием

61. Личному составу кораблей сходить на берег с оружием, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 62 и 71 настоящих Правил, запрещается.

62. С разрешения старшего морского начальника офицеры и младший командный состав кораблей могут сходить на берег с холодным оружием, если это предусмотрено формой одежды.

Выделение иностранных патрулей

63. На время увольнения личного состава кораблей с разрешения старшего морского начальника из числа их экипажей могут выделяться невооруженные патрули.

64. Места пребывания, маршруты движения и состав патрулей согласовываются со старшим морским начальником.

Допуск на борт и сход на берег лиц, не входящих в состав экипажа корабля

65. Допуск на борт корабля и сход с корабля на берег лиц, не входящих в состав его экипажа, осуществляются в порядке, определяемом командиром корабля (отряда кораблей) по согласованию со старшим морским начальником, и с соблюдением соответствующих таможенных и паспортных правил Российской Федерации.

Таможенные правила и пошлины

66. Корабли, заходящие на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации, освобождаются от таможенного досмотра и таможенных пошлин, за исключением:

лиц, не являющихся членами экипажей, в случае их схода на берег;

товаров и грузов, выгружаемых с корабля на берег, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Санитарные правила

67. Корабли и суда при нахождении на военно-морской базе, в пункте базирования военных кораблей или морском порту Российской Федерации должны выполнять требования Международных медико-санитарных правил и принимать меры к предупреждению заноса заразных болезней.

68. Сведения о санитарном состоянии корабля сообщаются прибывающему на корабль представителю санитарного надзора по форме Морской медико-санитарной декларации.

Плавсредства кораблей и судов

69. Невооруженные плавсредства кораблей и судов могут передвигаться в пределах внутренних вод и акваторий военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей и морского порта Российской Федерации только в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами, установленными в Российской Федерации, и после получения предварительного разрешения на это старшего морского начальника.

Указанные плавсредства не могут использоваться для перевозки вооруженного личного состава, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

Действия, которые запрещается совершать кораблям во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации

70. Кораблям во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации помимо действий, указанных в пункте 26 настоящих Правил, запрещается:

использовать радиотехнические и гидроакустические средства, лазеры, а также другие активные источники излучения, кроме заявленных средств радиосвязи;

фотографировать, производить кино- и видеосъемку кораблей и военных объектов на берегу;

самовольно менять места стоянки, использовать портовые сооружения или системы;

спускать на воду людей или предметы, а также осуществлять любую деятельность под водой;

проводить любые мероприятия, не предусмотренные программой визита (делового захода);

осуществлять любую деятельность, противоречащую законодательству Российской Федерации.

Действия, которые могут быть разрешены старшим морским начальником

71. Старшим морским начальником по предварительной просьбе командира корабля или отряда кораблей (капитана судна) может быть разрешено:

производство подводных работ, связанных с обследованием или ремонтом подводной части корпуса корабля или судна;

сход на берег команд с оружием (без боеприпасов) для участия в парадах или траурных церемониях.

IV. Вынужденный заход

Вынужденный заход кораблей и судов в территориальное море, во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации

72. Вынужденный заход корабля или судна в территориальное море, во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации - заход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоятельств:

авария, стихийное бедствие или сильный шторм, угрожающий безопасности корабля или судна;

ледоход или ледовые условия, угрожающие безопасности корабля или судна;

буксировка поврежденного корабля или судна;

доставка спасенных людей;

необходимость оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру и другие чрезвычайные обстоятельства.

Право вынужденного захода

73. Правом вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды, на военно-морские базы, в пункты базирования военных кораблей и морские порты Российской Федерации пользуются все корабли и суда без какой бы то ни было дискриминации, в соответствии с нормами международного права.

Осуществление вынужденного захода

74. Командир корабля (капитан судна) в случае вынужденного захода в территориальное море, во внутренние морские воды, на военно-морскую базу, в пункт базирования военных кораблей или морской порт Российской Федерации обязан незамедлительно сообщить об этом командованию ближайшей военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей, капитану морского порта и в дальнейшем действовать в соответствии с полученными от них указаниями либо в соответствии с указаниями командира военного корабля (летательного аппарата), капитана морского или речного судна Российской Федерации, прибывших для оказания помощи или выяснения обстоятельств вынужденного захода.

75. Сообщение о вынужденном заходе должно содержать:

название корабля (судна);

наименование государства флага;

имя и фамилию командира корабля (капитана судна);

данные о типе двигательной установки (ядерная или обычная);

причину вынужденного захода;

данные о наличии на борту ядерных или других опасных или ядовитых по своей природе веществ или материалов;

информацию о потребности в помощи и о ее характере;

предполагаемое время вынужденного захода, а также другие сведения.

Оценка причин вынужденного захода

76. Оценку причин вынужденного захода и технического состояния (при необходимости) корабля или судна (без нарушения его иммунитета) осуществляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти по пограничной службе самостоятельно или с привлечением специалистов военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или морского порта Российской Федерации, направляемых соответствующим должностным лицом.

77. По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, корабль или судно обязаны покинуть военно-морскую базу (пункт базирования военных кораблей, морской порт), внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, получив разрешение на выход у должностного лица военно-морской базы (пункта базирования, морского порта). Указанное разрешение до его выдачи согласовывается с должностным лицом федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и должностным лицом таможенного органа.

Отказ в осуществлении права вынужденного захода

78. В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным кораблям и судам с ядерными энергетическими установками или судам, перевозящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде, значительно больший, чем ущерб, угрожающий аварийному кораблю или судну.

79. Решение об отказе в осуществлении права вынужденного захода принимает должностное лицо федерального органа исполнительной власти по пограничной службе самостоятельно или по согласованию с должностным лицом военно-морской базы, пункта базирования военных кораблей или морского порта Российской Федерации.