Оглавление
Утвержден
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 30 декабря 2005 г. N 536-ст
Дата введения -
1 июля 2006 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)".
2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 536-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает виды экспертизы проекта стандарта или изменения к стандарту (далее - проект стандарта), правила организации и проведения экспертизы проекта стандарта, а также основные требования к экспертам по стандартизации.
1.2. Настоящий стандарт распространяется на экспертизу проектов:
- национальных стандартов Российской Федерации (далее - национальные стандарты);
- межгосударственных стандартов, разработчиком которых является Российская Федерация;
- стандартов организаций.
1.3. Настоящий стандарт не распространяется на экспертизу проектов международных стандартов, а также межгосударственных стандартов, разрабатываемых другими странами.
1.4. Настоящий стандарт не распространяется на экспертизу проектов стандартов на оборонную продукцию и продукцию, сведения о которой составляют государственную тайну, а также на работы и услуги, связанные с разработкой, производством, транспортированием, хранением, применением и утилизацией данной продукции. Экспертизу проектов указанных стандартов проводят в порядке, согласуемом национальным органом по стандартизации с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и иными организациями.
1.5. Положения настоящего стандарта предназначены для применения:
- национальным органом Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации);
- техническими комитетами по стандартизации (далее - технический комитет);
- иными организациями, которым поручено проведение экспертизы проектов стандартов;
- экспертами по стандартизации.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.8-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.11-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.3-2002. Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2001. Общероссийский классификатор стандартов
ОК 002-93. Общероссийский классификатор услуг населению
ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции, услуг
ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Специализированная экспертиза проекта стандарта: экспертиза проекта стандарта определенного вида, для которого необходимо углубленное рассмотрение по одному или нескольким видам экспертизы.
Примечание. Примерами специализированной экспертизы являются специализированная терминологическая экспертиза проекта стандарта на термины и определения, а также специализированная метрологическая экспертиза проекта стандарта на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
3.2. Эксперт по стандартизации: специалист, который обладает компетентностью, необходимой для проведения экспертизы стандартов, и имеет сертификат соответствия эксперта в системе добровольной сертификации персонала, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Примечание. В настоящем стандарте к экспертам по стандартизации (далее - эксперт) также отнесены специалисты национального органа по стандартизации, члены технических комитетов и специалисты, имеющие длительный опыт работы в организациях, функционирующих в области стандартизации, если эти специалисты уполномочены для осуществления деятельности в качестве экспертов по стандартизации национальным органом по стандартизации в устанавливаемом им порядке.
4. Принципы организации и проведения экспертизы
При организации и проведении экспертизы руководствуются следующими принципами:
- проведение экспертизы национальных стандартов с начала их разработки;
- обеспечение широкого обсуждения проекта стандарта на основе открытости процесса его разработки на всех стадиях в соответствии с установленным порядком;
- привлечение к участию в экспертизе всех заинтересованных юридических и физических лиц;
- обеспечение рассмотрения и учета всех поступивших замечаний;
- ответственность за результат экспертизы;
- проведение комплексной проверки качества разработанного проекта стандарта.
5. Организация и проведение экспертизы проектов национальных стандартов
5.1. Проведение экспертизы экспертами
5.1.1. Разработчик представляет заявку на разработку национального стандарта в Программу разработки национальных стандартов и при этом указывает технический комитет для экспертизы проекта стандарта.
Технический комитет с начала разработки стандарта назначает по согласованию с разработчиком эксперта, а также, при необходимости, организацию для проведения специализированной экспертизы. В случае затруднения с выбором технического комитета и/или эксперта, например по причине их отсутствия для данной области стандартизации, национальный орган по стандартизации выбирает один из вариантов:
- назначает эксперта в близкой области стандартизации;
- назначает с участием разработчика для проведения экспертизы организацию из близкой области стандартизации (далее - организация).
В случае, если организация, ведущая секретариат технического комитета (или его ответственный секретарь), является разработчиком стандарта, то эксперта (организацию) для проведения экспертизы назначает национальный орган по стандартизации.
5.1.2. Национальный орган по стандартизации проверяет обоснованность выбора технического комитета (соответствие области его деятельности и объекта стандартизации). Национальный орган по стандартизации может назначать дополнительных экспертов (организации) для экспертизы любого вида, определив при этом источник финансирования данных работ. Назначение дополнительных экспертов (организаций) может быть осуществлено на любом этапе разработки стандарта.
5.1.3. Эксперт (организация) принимает участие в рассмотрении проекта стандарта с начала его разработки, обеспечивая, по возможности, единые сроки научно-технической экспертизы и экспертизы других видов, чтобы разработчик мог учесть все замечания до обсуждения окончательной редакции проекта стандарта техническим комитетом. Замечания эксперта (организации) и реакция разработчика на эти замечания, так же как и на замечания членов данного технического комитета, других технических комитетов, других юридических и физических лиц, должны быть отражены в сводке замечаний и предложений на проект стандарта, которую составляет разработчик стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (Приложение А).
Эксперт (организация) проводит экспертизу проекта стандарта в соответствии с правилами, приведенными в разделе 8.
5.1.4. Результатом экспертизы проекта стандарта является заключение о возможности утверждения национального стандарта. Эксперт (организация) готовит данное заключение по форме, приведенной в Приложении А. Заключение подписывает эксперт или руководитель организации, проводившей экспертизу.
5.2. Передача проекта стандарта в технический комитет
5.2.1. На этапе передачи проекта стандарта от разработчика в технический комитет проводят входной контроль.
5.2.2. При входном контроле рассматривают:
- соответствие наименования проекта стандарта наименованию стандарта в Программе разработки национальных стандартов (если стандарт включен в данную Программу);
- соответствие проекта стандарта требованиям ГОСТ Р 1.5;
- правильность присвоения кодов по ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001, ОК 002, ОК 004, ОК 005;
- соответствие предлагаемой даты введения в действие разрабатываемого стандарта и дат введения в действие взаимосвязанных стандартов;
- наличие опубликованных уведомлений о разработке проекта стандарта и завершении публичного обсуждения проекта стандарта.
5.3. Проведение экспертизы техническим комитетом
5.3.1. Технический комитет проводит экспертизу проекта стандарта в процессе рассмотрения его окончательной редакции по ГОСТ Р 1.2 (пункты 4.3.4 - 4.3.6). При этом члены технического комитета проводят научно-техническую экспертизу проекта стандарта.
Примечание. При отсутствии технического комитета с соответствующей областью деятельности его функции выполняет организация, назначенная национальным органом по стандартизации.
5.3.2. В научно-технической экспертизе проекта стандарта могут принять участие (на добровольной основе) члены технического комитета, для которых тематика рассматриваемого проекта стандарта не является объектом их непосредственной деятельности в техническом комитете (другие подкомитеты или рабочие группы), а также организации и физические лица, не являющиеся членами данного комитета.
5.3.3. Если объект стандартизации затрагивает область деятельности других технических комитетов, ответственные секретари этих технических комитетов имеют право затребовать проект стандарта и провести его экспертизу в своих технических комитетах. Результаты этой экспертизы, оформленные в виде сводки замечаний и предложений, должны быть представлены до обсуждения окончательной редакции проекта стандарта техническим комитетом, указанным в Программе разработки национальных стандартов, и рассмотрены во время этого обсуждения.
5.3.4. Технический комитет должен стремиться к тому, чтобы по проекту стандарта были приняты решения, которые устраивают членов данного технического комитета, разработчика, а также большинство иных заинтересованных организаций и лиц.
5.3.5. По результатам обсуждения проекта стандарта в техническом комитете разработчик осуществляет корректировку окончательной редакции проекта стандарта и сводки замечаний и предложений. Результаты обсуждения проекта стандарта и голосования по нему членов технического комитета отражают в протоколе заседания данного комитета.
5.4. Передача проекта стандарта в национальный орган по стандартизации
5.4.1. При передаче проекта стандарта в национальный орган по стандартизации секретариат технического комитета (организация, которой поручено проведение экспертизы) готовит заключение об утверждении или отклонении проекта стандарта, которое подписывают председатель и ответственный секретарь технического комитета (руководитель организации). Данное заключение передают в национальный орган по стандартизации вместе с проектом стандарта и другими документами, перечень которых определен ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.6).
5.4.2. Национальный орган по стандартизации рассматривает проект национального стандарта при подготовке его к утверждению с соблюдением соответствующих правил [1]. При этом отдельные работы могут быть проведены с привлечением уполномоченной научно-исследовательской организации по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика. Кроме этого, при необходимости, национальный орган по стандартизации может организовать проведение любой дополнительной экспертизы проекта стандарта с привлечением организаций (экспертов), специализирующихся в соответствующей области.
6. Проведение экспертизы проектов межгосударственных стандартов
6.1. Экспертизу проекта межгосударственного стандарта осуществляют до его размещения в Системе электронного голосования или отправки проекта стандарта на голосование в другие страны - участницы Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - страны - участницы Соглашения). Экспертизу проекта межгосударственного стандарта проводят так же, как и проекта национального стандарта (см. раздел 5), за исключением того, что первую редакцию проекта межгосударственного стандарта дополнительно направляют в соответствии с ГОСТ Р 1.8 (пункт 4.2.5) на рассмотрение другим странам - участницам Соглашения, а национальный орган по стандартизации рассматривает проект межгосударственного стандарта при подготовке его к принятию, применяя соответствующие рекомендации [2].
6.2. Если в процессе голосования стран - участниц Соглашения по проекту межгосударственного стандарта получены замечания технического характера, то окончательная редакция данного проекта, доработанная с учетом этих замечаний, подлежит повторной экспертизе с участием членов технического комитета.
7. Экспертиза проектов стандартов организаций
7.1. Экспертизу проекта стандарта организации в техническом комитете осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.4 (пункт 4.15) по желанию данной организации.
7.2. Порядок организации и проведения экспертизы проекта стандарта организации определяют в договоре между организацией, ведущей секретариат технического комитета, и организацией, утверждающей данный стандарт, или организацией, разработавшей его проект.
8. Виды экспертизы
8.1. Различают основные и специализированные виды экспертизы проектов стандартов.
К основным видам относят те, что применяют при рассмотрении каждого проекта стандарта. В их число входят:
- научно-техническая экспертиза;
- терминологическая экспертиза;
- правовая экспертиза;
- патентная экспертиза;
- метрологическая экспертиза.
В зависимости от объекта стандартизации к проекту стандарта могут быть применены специализированные виды экспертизы, в том числе:
- специализированная терминологическая экспертиза;
- специализированная метрологическая экспертиза;
- экспертиза процедуры подтверждения соответствия.
8.2. При проведении научно-технической экспертизы проекта стандарта рассматривают:
- его соответствие целям стандартизации, установленным Федеральным законом "О техническом регулировании", в том числе соблюдение в стандарте требований технических регламентов;
- ожидаемый эффект воздействия стандарта на рынок продукции и услуг, а также преимущества, которые после утверждения стандарта могут получить отдельные стороны на этом рынке;
- создаваемые стандартом потенциальные барьеры в торговле;
- правильность и приемлемость описываемых в проекте стандарта процедур (например, методов испытаний);
- целесообразность включения в проект стандарта требований, относящихся к процессам изготовления продукции (в том числе технологическим процессам), и возможность их замены на требования к конечной продукции;
- ожидаемое влияние применения стандарта на безопасность, экологию, совместимость и взаимозаменяемость;
- обоснованность отличий положений проекта национального (межгосударственного) стандарта от аналогичных положений международных и региональных стандартов, национальных стандартов других стран;
- обоснованность выбора метода применения международного (регионального) стандарта при разработке проекта национального (межгосударственного) стандарта, если данный проект разработан на основе международного (регионального) стандарта;
- полноту устанавливаемых в проекте стандарта положений;
- согласованность положений проекта стандарта с положениями уже действующих или одновременно разрабатываемых стандартов.
8.3. При проведении терминологической экспертизы проекта стандарта проверяют правильность:
- использования в проекте стандартизованных и других общепризнанных научно-технических терминов;
- составления терминов и их определений, вводимых в проект стандарта, а также отсутствие противоречий между новыми и уже стандартизованными терминами;
- перевода наименования стандарта на английский язык и написания эквивалентов терминов на иностранных языках.
Используемые в проекте стандарта наименования сырья, материалов и изделий проверяют на соответствие наименованиям данной продукции в национальных и межгосударственных стандартах, наименования технологических процессов - на соответствие стандартам Единой системы технологической подготовки производства и стандартам, регламентирующим данные технологические процессы.
8.4. Метрологическую экспертизу проводят по ГОСТ Р 1.11.
Метрологическую экспертизу проводят в том случае, если проект стандарта содержит положения, связанные с процедурами и средствами измерений (методы испытаний, методы калибровки и поверки, неопределенность оценки, стандартные образцы и т.п.).
8.5. При проведении патентной экспертизы проверяют отсутствие в проекте стандарта технических решений или иных положений, защищенных патентами.
8.6. При проведении правовой экспертизы проекта стандарта проверяют его содержание на соответствие:
- международным договорам и соглашениям Российской Федерации;
- законам Российской Федерации;
- указам Президента Российской Федерации;
- постановлениям Правительства Российской Федерации;
- нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
8.7. Специализированную экспертизу проводят по решению технического комитета и/или национального органа по стандартизации в отношении конкретного проекта стандарта. Выполняет ее организация, назначенная национальным органом по стандартизации.
8.7.1. Специализированную терминологическую экспертизу проводят в отношении проектов стандартов на термины и определения.
8.7.2. Специализированную метрологическую экспертизу проводят в отношении проектов стандартов на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
8.7.3. Проекты стандартов, в которых установлены процедуры подтверждения соответствия с участием соответствующих органов (органов по сертификации, испытательных лабораторий) для конкретной области деятельности, подлежат специализированной экспертизе в целях рассмотрения, в какой мере установленные процедуры и требования к этим органам согласуются с принятой мировой практикой в данной области.
8.7.4. Экспертиза других видов может быть проведена, в частности, в отношении правильности и обоснованности применения процедур и систем управления качеством, а также статистических методов.
8.8. В отношении проекта национального (межгосударственного) стандарта, разработанного на основе применения международного (регионального) стандарта, осуществляют дополнительную экспертизу. При этом при любом методе применения проводят проверку соответствия аутентичности перевода международного (регионального) стандарта на русский язык.
8.8.1. В отношении проекта национального (межгосударственного) стандарта, идентичного международному (региональному) стандарту, проводят проверку его оформления на соответствие правилам, установленным ГОСТ Р 1.5 (подраздел 8.1) или ГОСТ 1.3.
8.8.2. Проект национального (межгосударственного) стандарта, модифицированного по отношению к международному (региональному) стандарту, проверяют на соответствие его оформления правилам, установленным ГОСТ Р 1.5 (подраздел 8.2) или ГОСТ 1.3. При этом проверяют идентификацию всех технических отклонений и/или различий по форме представления, а также наличие объяснения причин модификации и их обоснованность.
8.8.3. Если проект национального (межгосударственного) стандарта не эквивалентен международному (региональному) стандарту, то рассматривают обоснованность причин такой переработки содержания примененного международного (регионального) стандарта и проверяют соответствие приведенной в предисловии информации типовым формулировкам, установленным в ГОСТ Р 1.5 (пункты Ж.14 - Ж.17) или ГОСТ 1.3 (подраздел А.4).
9. Экспертное заключение
9.1. Экспертное заключение составляют с использованием шаблона автоматизированной информационной системы (АИС) "Разработка национальных стандартов", которую разрабатывает и ведет национальный орган по стандартизации. Форма шаблона приведена в Приложении А. К экспертному заключению прилагают окончательную редакцию сводки замечаний и предложений (по результатам рассмотрения техническим комитетом или на основе замечаний стран - участниц Соглашения <*>).
--------------------------------
<*> В зависимости от этапа экспертизы.
9.2. Эксперт знакомит с экспертным заключением других экспертов (если они были назначены), организации (если они проводили экспертизу), разработчика и ответственного секретаря технического комитета, за которым закреплена экспертиза проекта стандарта.
9.3. Эксперт вводит в АИС подготовленное заключение вместе с проектом национального стандарта.
9.4. Если для данного проекта стандарта были дополнительно назначены эксперты, то при составлении экспертного заключения учитывают их замечания. В случае разногласий между экспертами окончательное решение принимает секретариат технического комитета на согласительном совещании.
9.5. Экспертное заключение должно содержать выводы по каждому виду экспертизы, применяемому к данному проекту стандарта, вместе с их обоснованием.
9.6. В конце экспертного заключения должно быть сформулировано одно из следующих предложений:
- рекомендовать проект стандарта к утверждению (для национального стандарта) или к представлению на голосование (для межгосударственного стандарта);
- переработать проект стандарта в соответствии с указанными в экспертном заключении замечаниями;
- считать разработку данного стандарта нецелесообразной.
10. Эксперты по стандартизации
10.1. Экспертом может быть любое лицо, успешно прошедшее процедуру оценки соответствия (сертификации) в системе сертификации персонала, в ходе которой специалист должен подтвердить свою квалификацию как в отношении общих вопросов стандартизации, так и в конкретной области стандартизации.
10.2. Эксперт должен периодически подтверждать свою квалификацию в соответствии с правилами системы сертификации персонала.
10.3. Для получения сертификата эксперта кандидат должен иметь высшее образование и не менее чем трехлетний стаж работы в области стандартизации.
10.4. Эксперт должен уметь проводить работу по каждому из основных видов экспертизы в соответствии с разделом 8.
10.5. Эксперт независимо от области деятельности должен знать:
- федеральные законы, нормативные документы, правила, нормы и рекомендации по стандартизации в отношении общих вопросов стандартизации, а также затрагивающие их организационно-распорядительные документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- терминологию в области стандартизации;
- правила разработки и утверждения (принятия) национальных и межгосударственных стандартов, а также порядок их учета и официального опубликования;
- правила построения, изложения, оформления стандартов, а также общие требования к их содержанию;
- вопросы авторского и патентного права, включая порядок использования зарубежных нормативных документов полностью, частично или в виде ссылок;
- порядок принятия международных (региональных) стандартов в качестве национальных и межгосударственных стандартов.
10.6. Эксперт в отношении своей области деятельности должен также знать:
- особенности проведения работ по стандартизации в данной области;
- основополагающие нормативные документы в этой области;
- основополагающие нормативные документы в смежных областях;
- общие и специальные технические регламенты в своей и смежных областях деятельности;
- международные и межгосударственные стандарты в своей и смежных областях деятельности, а также другую информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии в этих областях.
10.7. Эксперт должен уметь:
- оценить соответствие проекта национального или межгосударственного стандарта (стандарта организации) другим действующим стандартам, техническим регламентам, иным законодательным актам, а также нормативным, организационно-распорядительным и иным документам, которые определяют требования к стандартизуемому объекту и правилам проведения работ по стандартизации;
- оценить замечания и предложения по проекту стандарта;
- оценить достоверность патентных исследований.
10.8. Эксперт должен иметь широкий кругозор, способность ясно и свободно выражать свои мысли.
10.9. Эксперт должен принять на себя следующие обязательства:
- быть независимым и не поддаваться давлению в отношении внесения изменений в экспертное заключение, если эти изменения не основаны на убедительных доказательствах;
- руководствоваться в работе только общенациональными интересами, отделяя их как от личных интересов, так и от интересов какой-либо организации;
- не допускать в работе элементов дискриминации, т.е. не отказываться от проведения экспертизы проекта стандарта без уважительных причин;
- воздерживаться от действий, которые могли бы дискредитировать систему стандартизации в Российской Федерации и национальный орган по стандартизации.
11. Рассмотрение апелляций и заявлений
11.1. Апелляция на экспертное заключение может быть подана в национальный орган по стандартизации следующими лицами:
- разработчиком проекта стандарта в случае его несогласия с содержанием экспертного заключения или приведенным в нем предложением;
- экспертом по отдельному виду экспертизы (уполномоченной организацией на проведение экспертизы) в случае отклонения его замечания экспертом по основным видам экспертизы;
- ответственным секретарем технического комитета, если решение данного комитета расходится с предложением, приведенным в экспертном заключении;
- членом технического комитета или иным участником обсуждения проекта стандарта, если он не согласен с решением технического комитета по проекту стандарта.
11.2. По получении апелляции национальный орган по стандартизации назначает ответственного за ее рассмотрение, который проверяет обоснованность апелляции и принимает по ней решение в течение одного месяца после поступления.
11.3. В обоснованных случаях национальный орган по стандартизации может назначить комиссию по рассмотрению апелляции. При необходимости комиссия проводит совещание с приглашением заинтересованных сторон и других специалистов. Срок рассмотрения апелляции с участием комиссии - два месяца после поступления.
11.4. Решение национального органа по стандартизации по результатам рассмотрения апелляции является окончательным.
11.5. Если, по мнению одного из экспертов (если их несколько), экспертиза иного вида была проведена другим экспертом (уполномоченной организацией) недобросовестно или с низким качеством, то он может уведомить об этом национальный орган по стандартизации, подав соответствующее заявление. Порядок рассмотрения данного заявления - тот же, что и апелляций.
12. Финансирование работ по экспертизе
12.1. Национальный орган по стандартизации устанавливает минимальный и максимальный уровни оплаты работ эксперта по экспертизе каждого вида для проектов национальных и межгосударственных стандартов.
12.2. Разработчик проекта стандарта заключает договор на проведение экспертизы с экспертом или организацией, сотрудником которой он является. В случае необходимости проведения специализированной экспертизы договор заключают также с организацией, уполномоченной на проведение экспертизы данного вида. Стоимость проведения экспертизы определяется техническим комитетом, проводящим экспертизу данного стандарта.
Если в результате учета замечаний после голосования по проекту межгосударственного стандарта потребовалась повторная экспертиза, то ее проводят без дополнительного финансирования.
12.3. Работа эксперта (уполномоченной организации) и связанные с ней расходы подлежат оплате вне зависимости от результатов экспертизы.
Приложение А
(обязательное)
ФОРМА ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │1. Проект стандарта: Код (Программы разработки национальных │ │стандартов) │ │ ┌─┐ ┌─┐ │ │ └─┘ ГОСТ └─┘ ГОСТ Р │ │Наименование │ │ │ │Заменяемый документ │ │ │ │Применяемый международный (региональный) стандарт │ │Форма гармонизации: │ │┌─┐ ┌─┐ │ │└─┘ Идентичный стандарт └─┘ Модифицированный стандарт │ │┌─┐ │ │└─┘ Неэквивалентный стандарт │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │2. Разработчик: инициалы и фамилия представителя │ │Организация │ │Телефон Электронная почта │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │3. Эксперт: инициалы и фамилия │ │Организация │ │Телефон Электронная почта │ │Сертификат N │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │4. Результаты экспертизы │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ А. Научно-техническая экспертиза: │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Б. Терминологическая экспертиза: │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ В. Правовая экспертиза: │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Г. Патентная экспертиза: │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Д. Метрологическая экспертиза: │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Е. │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │5. Технический комитет, принимавший участие в экспертизе: │ │ │ │Номер ТК │ │Наименование ТК │ │ │ │Инициалы и фамилия ответственного секретаря │ │Организация │ │Телефон Электронная почта │ │ │ │Рассматривалась ли окончательная редакция на заседании ТК? │ │┌─┐ ┌─┐ │ │└─┘ Да └─┘ Нет │ │Если да, укажите: │ │Дату заседания Место заседания │ │Если нет, укажите причину │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │6. Замечания, поступившие после голосования стран - участниц │ │Соглашения │ │Вид замечаний: │ │┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ │ │└─┘ Технические └─┘ Редакционные └─┘ Замечаний не было │ │Характеристика учета замечаний: │ │┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ │ │└─┘ Учтены полностью └─┘ Учтены частично └─┘ Отклонены │ │Необходимость проведения повторной экспертизы: │ │┌─┐ ┌─┐ │ │└─┘ Да └─┘ Нет │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │7. Другие эксперты (организации), принимавшие участие в │ │экспертизе: │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ А. Эксперт: инициалы и фамилия │ │ Организация │ │ Телефон Электронная почта │ │ Сертификат N Вид экспертизы │ │ │ │ Учтены ли автором замечания эксперта (экспертов)? │ │ ┌─┐ │ │ └─┘ Да │ │ ┌─┐ │ │ └─┘ Нет │ │ Если нет, приведите подробности │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ Б. Эксперт: инициалы и фамилия │ │ Организация │ │ Телефон Электронная почта │ │ Сертификат N Вид экспертизы │ │ │ │ Учтены ли автором замечания эксперта (экспертов)? │ │ ┌─┐ │ │ └─┘ Да │ │ ┌─┐ │ │ └─┘ Нет │ │ Если нет, приведите подробности │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │ В. Эксперт: инициалы и фамилия │ │ Организация │ │ Телефон Электронная почта │ │ Сертификат N Вид экспертизы │ │ │ │ Учтены ли автором замечания эксперта (экспертов)? │ │ ┌─┐ │ │ └─┘ Да │ │ ┌─┐ │ │ └─┘ Нет │ │ Если нет, приведите подробности │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │8. Предложения по результатам экспертизы │ │Рекомендовать разработанный проект стандарта: │ │┌─┐ ┌─┐ │ │└─┘ к утверждению └─┘ к представлению на голосование │ │┌─┐ │ │└─┘ переработать в соответствии с указанными замечаниями │ │┌─┐ │ │└─┘ считать целесообразным для дальнейшей разработки │ │ │ │Комментарии (при необходимости): │ │ │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │9. Приложение - Сводка отзывов и предложений │ │┌─┐ │ │└─┘ по результатам рассмотрения техническим комитетом │ │┌─┐ │ │└─┘ на основании замечаний стран - участниц Соглашения, │ │полученных в ходе голосования │ ├────────────────────────────────────────────────────────────────┤ │Дата представления экспертного заключения │ │в национальный орган по стандартизации │ │ │ │Подпись эксперта │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР 50.1.074-2004 Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены
[2] Р 50.1.004-2002 Подготовка для принятия и введения в действие в Российской Федерации межгосударственных стандартов и подготовка к прекращению их действия