Методические рекомендации по формированию и исполнению планов мероприятий ("дорожных карт") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата"

Оглавление

Приложение N 1
к протоколу заседания
Президиума Правительственной Комиссии
по экономическому развитию и интеграции
от 26 марта 2020 г. N 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНЫХ КАРТ") РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА"

I. Введение и общие положения

Настоящие методические рекомендации описывают принципы подготовки и формирования планов мероприятий ("дорожных карт") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" (далее соответственно - механизм ТДК, планы ТДК), а также порядок исполнения мероприятий планов ТДК и мониторинга правоприменения актов, принятых во исполнение мероприятий планов ТДК.

План ТДК - совокупность мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в целях снятия регуляторных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, содействия ускорению темпов роста инвестиций в отечественную экономику и улучшения делового климата в Российской Федерации.

Механизм ТДК - инструмент оперативного реагирования федеральных органов исполнительной власти на запросы бизнес-сообщества в сферах, наиболее влияющих на условия ведения бизнеса и улучшение инвестиционной привлекательности Российской Федерации.

Цель реализации механизма ТДК - снятие существующих нормативных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе посредством устранения избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в нормативных правовых актах.

II. Формирование и проведение экспертных групп

1. Формирование экспертных групп.

1.1. Руководитель экспертной группы, а также ее персональный состав утверждаются Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции (далее - Комиссия) по представлению Министерства экономического развития Российской Федерации.

1.2. Руководитель экспертной группы является представителем предпринимательского сообщества.

1.3. В состав экспертной группы в обязательном порядке входят:

представители предпринимательского и экспертного сообществ (не менее 50% экспертной группы);

представитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию действий ответственных исполнителей и соисполнителей мероприятий плана ТДК по достижению ожидаемых результатов (далее - федеральные органы исполнительной власти - координаторы реализации планов ТДК), на уровне не ниже заместителя Министра - для федеральных министерств и руководителя - для федеральных служб и федеральных агентств;

представители федеральных органов исполнительной власти и организаций, в компетенции которых находятся вопросы сферы регулирования плана ТДК, на уровне заместителя Министра или руководителя структурного подразделения - для федеральных министерств и заместителя руководителя - для федеральных служб и федеральных агентств.

2. Проведение заседаний экспертных групп.

2.1. Заседания экспертных групп проводятся в форме совместного присутствия (очная форма) на площадках общественных деловых объединений или в форме заочного голосования (путем заполнения опросных листов).

2.2. Руководитель экспертной группы:

а) не позднее чем за 7 рабочих дней до дня заседания экспертной группы обеспечивает приглашение на заседание членов экспертной группы и заинтересованных лиц с направлением справочных материалов по рассматриваемым вопросам;

б) утверждает форму проведения заседания, повестку дня заседания, дату, время и место проведения заседания;

в) определяет в качестве приглашенных лиц представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и экспертов;

г) организует на заседаниях экспертной группы ведение протокола, подписывает протокол заседания;

д) определяет перечень вопросов, выносимых на заочное голосование, устанавливает дату окончания срока представления заполненных опросных листов и дату определения результатов заочного голосования.

2.3. В рамках заседаний экспертных групп:

а) рассматриваются инициативы по включению в план ТДК, предлагаемые экспертной группой, федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся вопросы сферы регулирования плана ТДК, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также поступившие от предпринимательского сообщества в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации;

б) проводится мониторинг и контроль реализации мероприятий планов ТДК.

2.4. Решения по вопросам повестки дня принимаются простым большинством голосов членов экспертной группы, присутствующих на заседании. При равенстве голосов лиц, участвующих в голосовании, голос руководителя экспертной группы является решающим.

2.5. По итогам заседания экспертной группы составляется протокол, в котором в том числе отражаются:

позиции членов экспертной группы и иных участников заседания по вопросам включения мероприятий в проект плана ТДК;

заключения экспертной группы о соответствии ожидаемым результатам разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти проектов актов, подготовленных во исполнение мероприятий плана ТДК;

присвоенные статусы реализации мероприятий плана ТДК в соответствии с пунктом 7 настоящих методических рекомендаций;

результаты осуществления мониторинга правоприменения.

Протоколы заседаний экспертной группы направляются в Министерство экономического развития Российской Федерации, участникам заседания, а также в федеральные органы исполнительной власти и организации, которые указаны как исполнители мероприятий, по которым принято решение о целесообразности включения в проект плана ТДК, не позднее чем через 5 рабочих дней после проведения заседания.

III. Формирование проектов планов ТДК

3. Этапы формирования проектов планов ТДК:

- Определение приоритетных мероприятий;

- Составление и согласование проектов планов ТДК.

4. Определение приоритетных мероприятий.

4.1. По результатам заседаний экспертных групп каждая экспертная группа составляет перечень предложений для включения в план ТДК, исходя из приоритетности.

4.2. Приоритетность определяется степенью влияния предлагаемых изменений на сферу регулирования плана ТДК.

Приоритетными мероприятиями являются:

мероприятия, способствующие снижению стоимости и сокращению количества процедур в рамках ведения предпринимательской деятельности;

мероприятия, предусматривающие разработку правовых актов или внесение изменений в действующие правовые акты.

5. Составление и согласование проектов планов ТДК.

5.1. Перечень предложений для включения в план ТДК направляется экспертной группой в федеральный орган исполнительной власти - координатор реализации плана ТДК и в Министерство экономического развития Российской Федерации.

5.2. Федеральный орган исполнительной власти - координатор реализации плана ТДК формирует проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана ТДК.

5.3. Проект плана ТДК должен содержать не менее 10 и не более 30 мероприятий, оказывающих наибольшее влияние на упрощение процедур и снятие административных барьеров в соответствующей сфере регулирования.

5.4. Проект плана ТДК состоит из таблицы, содержащей информацию об ответственных за контроль и координацию реализации плана ТДК, и таблицы, содержащей информацию о мероприятиях плана ТДК, в соответствии с формой планов мероприятий ("дорожных карт") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" (Приложение к настоящим методическим рекомендациям).

5.5. Таблица, содержащая информацию об ответственных за контроль и координацию реализации плана ТДК, включает в себя следующие графы:

заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, на которого возложен контроль;

ответственный федеральный орган исполнительной власти - координатор.

5.6. Таблица, содержащая информацию о мероприятиях плана ТДК, включает в себя следующие графы:

наименование мероприятия;

вид документа;

ожидаемый результат (содержание правового акта);

срок;

ответственный исполнитель.

5.7. Графа "Наименование мероприятия" описывает действия, которые необходимо произвести, и изменения, которые должны произойти, для упрощения процедур(ы) в рамках осуществления предпринимательской деятельности.

Графа заполняется в форме существительного.

5.8. В графе "Вид документа" указывается, каким видом акта будут приняты соответствующие изменения, в частности:

федеральный закон;

акт Правительства Российской Федерации;

ведомственный акт;

акт Союза.

Мероприятия, предусматривающие подготовку докладов в Правительство Российской Федерации, в проект плана ТДК не включаются.

В случае, если необходимо внести изменения в действующий правовой акт, в графе указывается наименование соответствующего акта.

5.9. В графе "Ожидаемый результат (содержание правового акта)" указываются конкретные изменения, которые будут внесены в действующий акт или утверждены вновь разработанным актом.

В графе не должны отражаться общие изменения в сфере регулирования плана ТДК.

Графа заполняется в форме глагола прошедшего времени, совершенного вида, страдательного залога.

Указанный в графе ожидаемый результат впоследствии используется экспертной группой для верификации исполнения мероприятия плана ТДК.

5.10. В графе "Срок" указывается момент времени, к которому должны быть реализованы изменения.

Для актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов графа заполняется в формате "месяц год" (например, "декабрь 2020 г."), к концу которого соответствующий акт должен быть принят.

Для федеральных законов срок делится на три этапа (в формате "месяц год"):

срок внесения проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации;

срок внесения проекта федерального закона на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

срок окончания рассмотрения федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и принятие федерального закона.

Пример срока реализации мероприятия, предусматривающего разработку федерального закона:

"декабрь 2020 г. - внесение проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации

февраль 2021 г. - внесение проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

июль 2021 г. - одобрение федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

5.11. В графе "Исполнитель" указываются все федеральные органы исполнительной власти и организации, ответственные за реализацию мероприятия.

В случае, если исполнителей по мероприятию несколько, первым указывается "головной" ответственный исполнитель, далее указываются соисполнители мероприятия.

"Головным" ответственным исполнителем мероприятия не может являться орган, не являющийся федеральным органом исполнительной власти.

В случае, если не представляется возможным определить исчерпывающий перечень соисполнителей, указывается "заинтересованные федеральные органы исполнительной власти".

В случае, если соисполнителем мероприятия является не федеральный орган исполнительной власти, указывается "при участии "Наименование организации".

В случае, если мероприятие предусматривает принятие акта Евразийской экономической комиссии, "головным" ответственным исполнителем указывается федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности, соисполнителем в таких мероприятиях в обязательном порядке указывается Минэкономразвития России, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией. В этом случае после упоминания Минэкономразвития России указывается "(в части взаимодействия с ЕЭК)".

5.12. Разработанный проект распоряжения Правительства Российской Федерации направляется на согласование в установленном порядке в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Министерство экономического развития Российской Федерации и экспертные группы.

5.13. По окончании процедуры согласования проект распоряжения Правительства Российской Федерации вносится в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, на которого возложен контроль за реализацией планов ТДК, с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, по итогам которого принимается решение о доработке проекта акта или о его одобрении.

При наличии разногласий проект распоряжения Правительства Российской Федерации вносится в Правительство Российской Федерации с протоколами согласительных совещаний и таблицей разногласий. Снятие разногласий обеспечивается в рамках совещаний у заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, на которых возложен контроль за реализацией плана ТДК.

III. Порядок осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий планов ТДК

6. Федеральные органы исполнительной власти и организации - ответственные за реализацию мероприятий планов ТДК ежемесячно до 15 числа обеспечивают в модуле по управлению реализацией мероприятий планов государственной автоматизированной информационной системы "Управление" ввод и актуализацию информации о ходе реализации мероприятий планов ТДК, которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (заместителя руководителя) либо иного уполномоченного лица.

После принятия правового акта, разработанного во исполнение мероприятия плана ТДК, федеральный орган исполнительной власти - ответственный за реализацию мероприятия плана ТДК направляет принятый правовой акт в экспертную группу и Министерство экономического развития Российской Федерации.

7. Экспертные группы в целях осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий планов ТДК, срок исполнения которых предусмотрен в отчетном периоде, в месячный срок со дня получения информации в соответствии с пунктом 6 настоящих методических рекомендаций, осуществляют с участием представителей общественных объединений субъектов предпринимательской деятельности, экспертов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти ее анализ, по результатам которого направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти - координаторы реализации планов ТДК протоколы заседаний, содержащие следующие решения о присвоенных статусах реализации мероприятий планов ТДК:

"не поступило" - принятый акт не поступил на рассмотрение в экспертную группу;

"на рассмотрении" - принятый акт находится на рассмотрении экспертной группы;

"поддержано" - принятый акт соответствует запланированному ожидаемому результату реализации мероприятия плана ТДК;

"не поддержано" - принятый акт не соответствует ожидаемому результату реализации мероприятия плана ТДК.

8. Министерство экономического развития Российской Федерации на основании присвоенного статуса реализации мероприятия плана ТДК экспертной группой и информации, полученной в соответствии с пунктом 6 настоящих методических рекомендаций, присваивает следующие итоговые статусы реализации мероприятия плана ТДК:

а) "исполнено" - если был принят соответствующий акт и экспертной группой присвоен статус реализации мероприятия плана ТДК "поддержано";

б) "не исполнено" - если в установленный срок не принят соответствующий акт. Статус "не исполнено" может быть присвоен также в случае, если имеется решение экспертной группы о присвоении статуса реализации мероприятия плана ТДК "не поддержано";

в) "в стадии принятия" - если проект соответствующего акта представлен в установленном порядке и ожидается его принятие Правительством Российской Федерации или Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации либо принятый акт находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Статус "в стадии принятия" может быть присвоен также в случае, если имеется решение экспертной группы о присвоении статуса реализации мероприятия плана ТДК "на рассмотрении" или "не поступило" при условии представления проекта соответствующего акта в установленном порядке в Правительство Российской Федерации или в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации либо принятый акт находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

IV. Мониторинг правоприменения актов, принятых во исполнение мероприятий планов ТДК

9. Министерство экономического развития Российской Федерации обеспечивает координацию мониторинга правоприменения отдельных актов, принятых во исполнение мероприятий планов ТДК (далее - мониторинг правоприменения).

10. Министерство экономического развития Российской Федерации формирует перечень отдельных актов, принятых во исполнение мероприятий планов ТДК (далее - перечень), и направляет его в Правительство Российской Федерации для рассмотрения на Комиссии.

11. Комиссия рассматривает перечень и принимает решение о его утверждении или о его доработке.

12. Мониторинг правоприменения осуществляется в следующем порядке:

а) федеральные органы исполнительной власти и организации, которые указаны как исполнители мероприятий, направляют экспертным группам и в Министерство экономического развития Российской Федерации для осуществления мониторинга правоприменения имеющуюся статистическую и аналитическую информацию по принятым актам, включенным в перечень;

б) экспертные группы на основании информации, полученной в соответствии с подпунктом "а" данного пункта, и по итогам опросов субъектов предпринимательской деятельности и экспертов осуществляют мониторинг правоприменения;

в) результаты осуществления мониторинга правоприменения экспертные группы ежеквартально направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации и соответствующим исполнителям мероприятий плана ТДК;

г) Министерство экономического развития Российской Федерации не реже двух раз в год представляет на заседании Комиссии результаты мониторинга правоприменения.

Приложение
к Методическим рекомендациям
по формированию и исполнению
планов мероприятий ("дорожных карт")
реализации механизма управления
системными изменениями
нормативно-правового регулирования
предпринимательской деятельности
"Трансформация делового климата"

Форма планов мероприятий ("дорожных карт") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" ___________________________________________________ (наименование плана мероприятий ("дорожной карты")

(ФИО Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, на которого возложен контроль)

(наименование федерального органа исполнительной власти - координатора)

Наименование мероприятия

Вид документа

Ожидаемый результат (содержание правового акта)

Срок

Ответственный исполнитель

1.

2.