Оглавление
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г. N 7092
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение N 1).
1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2).
2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.
Руководитель
В.А.БОЛОТОВ
Приложение 1
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N 1938
1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"
Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.
Показатель 1.2. Качество подготовки
Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.
Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.
Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.
Востребованность выпускников.
Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения
Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.
Организация воспитательной работы с обучающимися.
2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет)
Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
Показатель 2.4. Методическая работа
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
Приложение 2
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N 1938
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐ │ Показатель │ Наименование критерия государственной │ │ государственной │ аккредитации и его значение │ │ аккредитации │ │ ├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤ │2.1. Спектр │Число укрупненных групп специальностей │ │реализуемых │(направлений подготовки) по реализуемым │ │основных │основным образовательным программам: │ │образовательных ├───────────────────┬────────────────────────┤ │программ │для университетов │- не менее 7 │ ├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤ │2.2. Возможность │Число отраслей науки по специальностям │ │продолжения │научных работников (аспирантуры): │ │образования ├───────────────────┬────────────────────────┤ │по образовательным │для университета │- не менее 5 │ │программам ├───────────────────┴────────────────────────┤ │послевузовского и │Число аспирантов на 100 студентов │ │дополнительного │контингента, приведенного к очной форме │ │профессионального │обучения: │ │образования ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │- не менее 4 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │- не менее 2 │ │ ├───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Процент аспирантов, защитивших │ │ │диссертации не позднее чем через год │ │ │после окончания аспирантуры (от числа │ │ │поступивших): │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │- не менее 25 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │- не менее 25 │ │ ├───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Для университета - наличие │ │ │докторантуры, диссертационных советов, │ │ │реализация образовательных программ │ │ │профессиональной переподготовки и (или) │ │ │повышения квалификации руководящих │ │ │работников и специалистов, научных и │ │ │научно-педагогических работников │ ├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤ │ │Для академии - наличие докторантуры, │ │ │наличие диссертационных советов │ │ │(информационный показатель), реализация │ │ │образовательных программ профессиональной │ │ │переподготовки и (или) повышения │ │ │квалификации руководящих работников и │ │ │специалистов для определенной области │ │ │научно-педагогической деятельности │ │ ├────────────────────────────────────────────┤ │ │Среднегодовой контингент обучающихся по │ │ │образовательным программам │ │ │профессиональной переподготовки и (или) │ │ │повышения квалификации (чел.): │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │- не менее 50 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │- не менее 20 │ ├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤ │2.3. Научная, │Число отраслей науки, в рамках которых │ │научно-техническая │выполняются научные исследования: │ │деятельность и ее ├───────────────────┬────────────────────────┤ │результативность │для университета │- не менее 5 │ │ ├───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Среднегодовой объем финансирования научных │ │ │исследований за пять лет (тыс. руб.): │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │не менее 10 000 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │не менее 5 000 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для института │не менее 1 500 │ │ ├───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Среднегодовой объем научных исследований на │ │ │единицу научно-педагогического персонала за │ │ │пять лет (тыс. руб.): │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │- не менее 18 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │- не менее 12 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для института │- не менее 5 │ ├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Среднегодовое количество монографий на 100 │ │ │основных штатных педагогических работников │ │ │с учеными степенями и (или) учеными │ │ │званиями, изданных за пять лет: │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │- не менее 2,0 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │- не менее 1,5 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для института │- не менее 1,2 │ ├───────────────────┼───────────────────┼────────────────────────┤ │2.4. Методическая │Процент учебных │- 100% │ │работа │дисциплин основных │ │ │ │образовательных │ │ │ │программ, │ │ │ │обеспеченных │ │ │ │учебно-методичес- │ │ │ │кими комплексами │ │ │ ├───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Для университета - использование │ │ │инновационных методов в образовательном │ │ │процессе, в том числе обеспечение │ │ │образовательного процесса доступом к │ │ │электронно-библиотечным системам, │ │ │сформированным на основании прямых договоров│ │ │с правообладателями учебной и учебно- │ │ │методической литературы, методических │ │ │пособий │ │ ├────────────────────────────────────────────┤ │ │Для академии - использование инновационных │ │ │методов в образовательном процессе, в том │ │ │числе обеспечение образовательного │ │ │процесса доступом к электронно-библиотечным │ │ │системам, сформированным на основании прямых│ │ │договоров с правообладателями учебной и │ │ │учебно-методической литературы, методических│ │ │пособий │ ├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤ │2.5. Квалификация │Процент профессорско-преподавательского │ │педагогических │состава с учеными степенями и (или) учеными │ │работников │званиями: │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │- не менее 60 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │- не менее 60 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для института │- не менее 55 │ │ ├───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Процент докторов наук и (или) профессоров: │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │- не менее 10 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │- не менее 10 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для института │- не менее 8,5 │ │ ├───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Процент профессорско-преподавательского │ │ │состава, работающего в вузе на штатной │ │ │основе: │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для вузов, │- не менее 30 │ │ │существующих от │ │ │ │трех до пяти лет │ │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для вузов, │- не менее 40 │ │ │существующих от │ │ │ │пяти до девяти лет │ │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для вузов, │- не менее 50 │ │ │существующих более │ │ │ │девяти лет │ │ │ ├───────────────────┴────────────────────────┤ │ │Среднегодовое число защит диссертаций на │ │ │100 человек научно-педагогического │ │ │персонала за 5 лет: │ │ ├───────────────────┬────────────────────────┤ │ │для университета │- не менее 3 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для академии │- не менее 3 │ │ ├───────────────────┼────────────────────────┤ │ │для института │- не менее 1 │ └───────────────────┴───────────────────┴────────────────────────┘
Дополнительные требования к показателям и критериям государственной аккредитации для военных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших военно-учебных заведений)
Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки
Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).
Показатель 1.2. Качество подготовки
Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.
Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования
Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.
Для военной академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.
Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических кадров
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.
В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.
Дополнительные требования к показателям и критериям государственной аккредитации для высших учебных заведений культуры и искусств
Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность
В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований включаются:
защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т.п.);
опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.
К монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.
Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.
Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.