Оглавление
Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов об оспаривании решений Евразийской экономической комиссии, их отдельных положений или действий (бездействия) Евразийской экономической комиссии.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель
В.Б.ХРИСТЕНКО
Утвержден
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 19 марта 2013 г. N 46
1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру рассмотрения в досудебном порядке обращений хозяйствующих субъектов, направляемых в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия) в соответствии с пунктом 43 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор)), для урегулирования споров с Комиссией по вопросам реализации ею своих полномочий.
2. Для целей настоящего Порядка используются понятия, которые означают следующее:
"бездействие" - невыполнение Комиссией своих обязанностей, предусмотренных Договором или решениями Комиссии, в том числе непринятие Комиссией решения, если его принятие является обязанностью Комиссии в соответствии с положениями Договора или иных международных договоров в рамках Евразийского экономического союза;
"заявитель" - зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза или третьего государства юридическое лицо либо физическое лицо в качестве предпринимателя (хозяйствующий субъект);
"обращение" - письменное заявление (жалоба) заявителя, поступившее в Евразийскую экономическую комиссию, в котором заявитель оспаривает решение, его отдельные положения или действия (бездействие) Евразийской экономической комиссии;
"решение" - решение Комиссии (Комиссии Таможенного союза), имеющее нормативно-правовой характер и непосредственно затрагивающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Рассмотрение обращений осуществляется Комиссией на основе принципов законности, объективности и открытости.
4. Рассмотрению подлежат обращения, в которых содержатся требования о признании решения, его отдельных положений и (или) действий (бездействия) Комиссии не соответствующими Договору и международным договорам в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз), о нарушении прав, предоставленных заявителю Договором и международными договорами в рамках Союза, а также его законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
5. Действие настоящего Порядка не распространяется на обращения:
абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.12.2020 N 179;
по вопросам, касающимся применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;
по вопросам, касающимся оспаривания решений Комиссии по делам о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках;
носящие консультационный и (или) информационный характер, содержащие просьбу о совершении Комиссией каких-либо действий и не содержащие требований, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
Данные обращения рассматриваются департаментами Комиссии, к компетенции которых относятся указанные в обращении вопросы.
6. Прием, первоначальная обработка, учет, регистрация, распределение обращений и дальнейшая работа с ними осуществляются в соответствии с Правилами внутреннего документооборота в Евразийской экономической комиссии, а также с учетом Порядка работы с документами ограниченного распространения (конфиденциальными и для служебного пользования) в Евразийской экономической комиссии.
7. Обращения хозяйствующих субъектов об оспаривании решений, их отдельных положений или действий (бездействия) Комиссии передаются на рассмотрение в Правовой департамент Комиссии.
Соисполнителями по обращениям являются департаменты Комиссии, к компетенции которых относятся указанные в обращении вопросы.
8. Правовой департамент Комиссии, соисполнители рассматривают обращение в пределах заявленных в нем требований.
9. Обращение подается в Комиссию на русском языке в одной из следующих форм (по выбору заявителя):
в виде документа на бумажном носителе путем направления заполненного формуляра обращения согласно приложению;
в виде электронного документа, формируемого путем заполнения формуляра обращения, размещенного на официальном сайте Союза.
Требования заявителя и их обоснование должны быть кратко и ясно изложены непосредственно в соответствующих разделах формуляра обращения таким образом, чтобы была возможность определить суть и объем требований заявителя на стадии поступления обращения в Комиссию на основе заполненного формуляра, без необходимости обращаться к дополнениям или приложениям.
Обращение, подаваемое в виде документа на бумажном носителе, подписывается заявителем либо его представителем, полномочия которого оформляются в соответствии с законодательством государства - члена Союза (далее - государство-член) или третьего государства, в котором зарегистрирован заявитель.
10. К обращению прилагается доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя либо его представителя на подписание этого обращения.
К обращению могут также прилагаться:
копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве предпринимателя;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования заявителя;
иные документы и сведения, обосновывающие требования заявителя.
Документы, приложенные к обращению (включая документы, подтверждающие полномочия заявителя либо его представителя на подписание обращения), представляются на русском языке либо на языке государства-члена или третьего государства с удостоверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
В случае если заявителем оспариваются действия (бездействие) Комиссии, в обращении указываются сведения о предыдущих обращениях заявителя в Комиссию, касающихся вопроса совершения Комиссией каких-либо действий.
11. При рассмотрении обращения изучаются (анализируются) следующие вопросы:
а) требование заявителя о признании решения, его отдельных положений и (или) действий (бездействия) Комиссии нарушающими его права, предоставленные ему Договором и международными договорами в рамках Союза, а также его законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) причины несогласия с решением, его отдельными положениями и (или) действиями (бездействием) Комиссии, которые, по мнению заявителя, не соответствуют Договору и международным договорам в рамках Союза;
в) соответствие решения, его отдельных положений и (или) действий (бездействия) Комиссии положениям Договора и международных договоров в рамках Союза;
г) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением, его отдельными положениями и (или) действиями (бездействием) Комиссии;
д) обстоятельства, которые послужили основанием для заявителя считать, что нарушены его права и законные интересы, созданы препятствия для их реализации или на него незаконно возложена какая-либо обязанность;
д.1) наличие причинно-следственной связи между оспариваемым решением, его отдельными положениями и (или) действиями (бездействием) Комиссии и имеющимся, по мнению заявителя, нарушением прав, предоставленных ему Договором и иными международными договорами в рамках Союза, а также его законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
е) иные доводы и обстоятельства, касающиеся рассматриваемого обращения.
12. Общая координация работы в Комиссии по обращению возлагается на Правовой департамент Комиссии, который вправе:
а) определять соисполнителей по обращению, запрашивать у соисполнителей и других департаментов Комиссии заключение и в случае необходимости иные материалы и документы, касающиеся существа обращения;
б) привлекать для участия в рассмотрении обращения сотрудников других департаментов Комиссии, к компетенции которых относятся изложенные в обращении вопросы;
в) запрашивать в установленном порядке у органов государственной власти государств-членов, заявителей, иных юридических и физических лиц государств-членов материалы (в том числе аналитические), заключения, статистическую информацию, иные документы и сведения, необходимые для рассмотрения обращения, либо по своему усмотрению поручать выполнение этих действий соисполнителям;
г) организовывать и проводить совещания с участием представителей департаментов Комиссии, органов государственной власти государств-членов, а также созданных в соответствии с международными соглашениями и решениями консультативных органов (при необходимости);
д) проводить переговоры (консультации) с заявителем (представителем заявителя) в случае, если в обращении имеется соответствующее ходатайство, а также по собственной инициативе.
13. Правовой департамент Комиссии и соисполнители, в том числе в случае подчинения их разным членам Коллегии Комиссии, осуществляют взаимодействие непосредственно и представляют друг другу документы и сведения в сроки, определяемые Правовым департаментом Комиссии по согласованию с соответствующим членом Коллегии Комиссии.
14. Срок рассмотрения обращения составляет не более 3 месяцев с даты его регистрации в Комиссии.
15. Подготовка проекта письма в ответ на обращение осуществляется Правовым департаментом Комиссии, а в случаях, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, - департаментом Комиссии, которому членом Коллегии Комиссии будет поручена организация устранения допущенных нарушений.
Проект письма в ответ на обращение оформляется за подписью члена Коллегии Комиссии, к компетенции которого относятся изложенные в обращении вопросы.
Указанный проект письма составляется на русском языке и подлежит согласованию с соисполнителями.
16. При наличии оснований для признания требований заявителя обоснованными Правовой департамент Комиссии передает заключение по обращению, оригинал обращения и другие связанные с ним материалы члену Коллегии Комиссии, к компетенции которого относятся изложенные в обращении вопросы. Член Коллегии Комиссии организует устранение допущенных нарушений, для чего определяет из числа курируемых им департаментов Комиссии департамент, ответственный за данную работу и дальнейшее рассмотрение обращения.
В случае невозможности принятия указанных мер в срок, предусмотренный в пункте 14 настоящего Порядка, в письме в ответ на обращение заявитель информируется о принятии Комиссией мер по его обращению и о необходимости дополнительного времени для их реализации.
17. Заявитель вправе отозвать свое обращение путем направления в Комиссию соответствующего письменного заявления.
Отзыв обращения не лишает заявителя права повторно обратиться в Комиссию и оспорить решение, его отдельные положения и (или) действия (бездействие) Комиссии.
18. При поступлении от заявителя дополнительных материалов по обращению письмо в ответ на обращение готовится с учетом этих материалов.
Дополнительные материалы по обращению, поступившие после подготовки письма в ответ на обращение, приобщаются к ранее представленным материалам и отдельного письма не требуют в случае, если не изменяют существа подготовленного ответа.
Обращение, обозначенное заявителем как дополнительный материал, но при этом содержащее самостоятельный предмет оспаривания, рассматривается как новое обращение, о чем сообщается заявителю.
18.1. Досудебный порядок урегулирования спора между Комиссией и хозяйствующим субъектом считается соблюденным только в отношении тех требований, которые были указаны в обращении и рассмотрены Комиссией в соответствии с настоящим Порядком.
В отношении иных требований, которые в обращении не указывались, досудебный порядок урегулирования спора считается несоблюденным.
18.2. В случае если заявитель не согласен с ответом Комиссии на свое обращение, рассмотренное в соответствии с настоящим Порядком, он вправе обратиться в Суд Союза с заявлением, содержащим те же требования, что были указаны в обращении.
Требования, отличные от ранее рассмотренных Комиссией, могут быть предъявлены в Суд Союза только после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в соответствии с настоящим Порядком.
19. Правовой департамент Комиссии осуществляет обобщение и анализ поступающих обращений, результатов их рассмотрения и ежегодно, до 1 марта, представляет соответствующий отчет членам Коллегии Комиссии.
Приложение
к Порядку рассмотрения обращений
хозяйствующих субъектов об оспаривании
решений Евразийской экономической
комиссии, их отдельных положений
или действий (бездействия) Евразийской
экономической комиссии
В Евразийскую экономическую комиссию
Смоленский б-р., д. 3/5, стр. 1,
Москва, 119121
Для юридических лиц - организационно-правовая форма, наименование, адрес места нахождения.
Для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации.
Если адрес места нахождения (адрес регистрации) заявителя отличается от почтового адреса, по которому он получает корреспонденцию, необходимо указывать два адреса.
Указываются в случае, если заявление подписывается представителем по доверенности.
Указывается соответствующая сфера правового регулирования в соответствии с пунктом 3 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор)).
Указывается конкретный предмет требований заявителя (что именно им оспаривается):
наименование решения Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) и его реквизиты;
действия или бездействие Комиссии (со ссылкой на реквизиты соответствующих писем Комиссии, содержащих ответы на письма, ранее направлявшиеся в Комиссию заявителем).
Если заявитель ранее обращался в Комиссию по предмету обращения, то необходимо указать реквизиты соответствующих писем заявителя в адрес Комиссии, а также соответствующих ответов Комиссии (за исключением писем, которые указываются в разделе IV настоящего обращения).
Излагается вся информация относительно фактических обстоятельств и сути обращения, в том числе:
1) дается краткое описание фактических обстоятельств, послуживших причиной для обращения в Комиссию;
2) указываются положения Договора и (или) иных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, которые, по мнению заявителя, нарушаются Комиссией (указывается конкретная правовая норма (нормы));
3) описывается причинно-следственная связь между оспариваемым решением, его отдельными положениями и (или) действиями (бездействием) Комиссии и предполагаемым нарушением прав заявителя;
4) указывается, какие конкретно права, предоставленные заявителю Договором и (или) иными международными договорами, входящими в право Евразийского экономического союза, нарушаются решением и (или) действиями (бездействием) Комиссии.
Указывается требование заявителя в соответствии с пунктом 4 Порядка рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов об оспаривании решений Евразийской экономической комиссии, их отдельных положений или действий (бездействия) Евразийской экономической комиссии.
Если к заявлению прилагаются какие-либо документы, то необходимо привести их перечень.
На последнем листе проставляется подпись заявителя или его представителя, а также печать юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).