Письмо ГТК РФ от 19.04.1994 N 01-13/4234
Об уточнении порядка определения и контроля таможенной стоимости ввозимых товаров

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 19 апреля 1994 г. N 01-13/4234

ОБ УТОЧНЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ

В целях обеспечения единообразного подхода к применению нормативных документов по вопросам определения и контроля таможенной стоимости, а также в дополнение к Указанию ГТК России от 28.12.93 N 01-12/1046 в процессе контроля таможенной стоимости руководствоваться следующими положениями:

1. При применении порядка контроля таможенной стоимости в соответствии с Указанием ГТК России от 28.12.93 N 01-12/1046:

- для подакцизных товаров, указанных в Приложении к Указанию ГТК России от 28.12.93 N 01-12/1046, п. 2.5 "Инструкции по контролю таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденной Приказом ГТК России от 05.01.94 N 1, не применяется;

- при ввозе товаров, происходящих с территории стран - членов СНГ, для временной (условной) таможенной оценки не применяются цены, содержащиеся в Приложении к Указанию ГТК России от 28.12.93 N 01-12/1046;

- в случае, если согласно Приказу ГТК РФ от 22.12.93 N 549 "Об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров", заинтересованным лицом перечислены денежные средства на депозитный счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, то эти средства следует относить в зачет уплаты платежей, начисленных на основе временной (условной) таможенной оценки;

- если товар ввезен другими видами транспорта, кроме автомобильного, и производится его временная (условная) таможенная оценка, то товар может быть предоставлен в пользование декларанту как при условии внесения соответствующих сумм на депозит таможенного органа, так и под гарантию банка или залог имущества в порядке, установленном в "Положении о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" (п. 2.10);

- возможность применения для определения таможенной стоимости перечисленных в Приложении к Указанию от 28.12.93 N 01-12/1046 товаров метода оценки по цене сделки (метод 1) определяется в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (п. 2, ст. 19).

2. Во всех случаях, когда в качестве документов, подтверждающих платеж покупателя продавцу за ввозимый товар, требуется представление декларантом таможенному органу банковских платежных документов, то вместе с копией платежного поручения с отметкой банка об исполнении в обязательном порядке представляется выписка (копия) из лицевого счета организации, заверенная руководителем и главным бухгалтером данной организации. Представленные банковские документы должны содержать все необходимые реквизиты для идентификации их с оформляемой поставкой.

Особое внимание необходимо обращать на полноту платежа, т.е. произведен ли данный платеж в целом за весь товар либо только за его часть (как при предоплате, так и при платеже за уже полученный товар), а также отражает ли денежная часть платежа полную стоимость ввозимых товаров (т.е. не предусматриваются ли контрактом какие-либо условия, повлиявшие на цену сделки, в т.ч. осуществление частичной оплаты за данный товар в виде косвенного платежа третьему лицу в пользу продавца, в виде встречной поставки товаров либо оказания каких-либо услуг покупателем продавцу). В этих целях необходимо осуществлять тщательный анализ контрактов и других документов по рассматриваемой сделке с точки зрения соблюдения условий применения метода 1 и правильного определения общей (полной) суммы платежа за ввозимый товар.

В том случае, если на момент таможенного оформления не известна сумма платежа в полном объеме, но она будет определена в течение 60 дней (см. п. 2.10 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации), то товар может быть предоставлен декларанту в пользование под временную (условную) оценку в соответствии с установленным порядком.

Если счет - фактура или банковские платежные документы, представленные декларантом в подтверждение цены сделки, не соответствуют изложенным выше требованиям (т.е. не могут быть идентифицированы с данным контрактом или соответствующей поставкой по нему либо не позволяют определить полную сумму платежа), то метод 1 применен быть не может и следует использовать оценочные методы (2 - 6).

3. До особого распоряжения в случаях изменения режима временного ввоза товаров на режим выпуска для свободного обращения решение вопроса о возможности определения таможенной стоимости товара на основе его остаточной стоимости принимается ГТК России. В этих целях декларант или таможенный орган, осуществляющий переоформление режима, должен направить в отдел методологии и анализа таможенной стоимости Таможенно-тарифного управления ГТК России весь комплект необходимых документов по данной сделке (в копиях), в т.ч. документы, подтверждающие остаточную стоимость товара.

4. В тех случаях, когда в соответствии с приказом ГТК России N 206 от 11.06.92 для декларирования товаров, указанных в п. 6 данного Приказа, допускается использование вместо добавочных листов грузовой таможенной декларации спецификаций или упаковочных листов, также разрешается декларирование таможенной стоимости товаров в спецификациях или упаковочных листах в том случае, если в этих документах указаны наименования товаров, их коды по ТН ВЭД, цена за единицу товара, количество товара по каждой позиции, их общая стоимость и условия поставки.

5. Начальникам региональных таможенных управлений, начальникам таможен (заместителям по экономике) в целях формирования на таможнях справочно-информационных ценовых баз данных надлежит организовать работу по сбору ценовой информации (прайс-листы, прейскуранты, спецификации, каталоги и т.д.) по товарам, представляемым инофирмами на выставки, ярмарки, аукционы, торги и т.д. Для создания интегрированной ценовой базы данных по мере поступления информации высылать указанные материалы в отдел методологии и анализа таможенной стоимости Таможенно-тарифного управления ГТК России.

6. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров таможенным постам не разрешается использовать методы оценки по цене сделки с идентичными и однородными товарами (методы 2 и 3): все необходимые для оценки документы должны быть переданы в соответствующую таможню. До принятия таможенным органом окончательного решения в отношении таможенной стоимости ввозимых товаров по заявлению декларанта эти товары могут быть предоставлены ему в пользование под временную (условную) оценку (п. 2.10 Положения).

Оценку с помощью данных методов разрешается производить отделам таможенной стоимости и валютного контроля таможен и таможенных управлений при наличии необходимой для этих целей информации.

Копии товаросопроводительных документов и результаты оценки, произведенной таможенным органом по методам 2 - 6, в обязательном порядке должны направляться в отдел методологии и анализа таможенной стоимости товаров Таможенно-тарифного управления ГТК России. При определении таможенной стоимости всех подакцизных товаров по методам 2 и 3 до особого распоряжения не применять в качестве исходной базы имеющуюся у таможенного органа и / или декларанта таможенную стоимость товаров по оформленным ранее сделкам (т.е. данные предыдущих ГТД и ДТС) в том случае, если отсутствует контракт по сделке с идентичными или однородными товарами и другие документы, по которым должны сравниваться (сопоставляться) условия продажи оцениваемых и идентичных или однородных товаров (наличие различного вида скидок, условий и ограничений, формы и сроки оплаты, базис поставки, средства транспортировки и т.д.).

При использовании ценовой информации по подакцизным товарам в целях осуществления оценки товаров по методам 2, 3, 4, 6 наряду с соблюдением установленных требований необходимо обязательное наличие в досье таможенного органа (либо представление декларантом) банковских платежных документов по данной сделке (копии банковского платежного поручения и выписки из лицевого счета предприятия).

По мере формирования информационной базы данных и разработки методики определения таможенной стоимости с помощью оценочных методов будут сниматься ограничения по применению этих методов.

7. Начальникам таможен и таможенных постов обратить внимание на невыполнение таможенными органами требований к заполнению гр. 31 ГТД, которая необходима для формирования достоверных ценовых баз данных, и усилить контроль за правильным заполнением указанной графы, вплоть до непринятия к оформлению ГТД, заполненных без учета установленных требований; провести инструктаж инспекторского состава по данному вопросу.

Порядок заполнения графы 31 ГТД и примеры ее правильного заполнения были доведены до Вас письмами ГТК России N 01-13/6698 от 02.11.92 и N 01-13/5627 от 10.06.93.

Одновременно прошу усилить контроль за обязательным заполнением графы 41 ГТД "Дополнительные единицы измерения" в тех случаях, когда это предусмотрено действующими нормативными документами.

8. При заполнении графы 3 "Условия поставки" деклараций таможенной стоимости до выхода новой инструкции по заполнению грузовой таможенной декларации использовать "Классификатор условий поставок" из Приложения 4 к Приложению 2 к Приказу ГТК России N 283 от 28 июля 1992 г.

9. До 1 июня 1994 г. для декларирования таможенной стоимости товаров разрешается использование ранее применявшихся форм ДТС-1 и ДТС-2 при обязательном соблюдении требований Инструкции по заполнению деклараций таможенной стоимости (Приложение 2 к Положению, утвержденному Приказом ГТК России от 05.01.94 N 1).

10. Одновременно направляю Вам для использования в работе образцы форм КТС-1 и КТС-2, которые составляются в 2-х экземплярах (по экземпляру для таможни и покупателя) (см. Приказ ГТК РФ от 05.01.94 N 1).

В срок до 10 мая 1994 г. прошу сообщить Ваши замечания и предложения по уточнению данной формы, а также потребность в данных бланках (отдельно КТС-1 и КТС-2) на II полугодие текущего года.

Первый заместитель
Председателя ГТК России
В.Ф.КРУГЛИКОВ