В условиях проведения экономической реформы и становления рыночных отношений в стране особое значение приобретает своевременное и полное взыскание с участников внешнеэкономической деятельности таможенных платежей и поступление их в федеральный бюджет.
Согласно статистическим данным за I полугодие 1995 года таможенные органы в целом выполнили согласованные с Минфином России плановые задания по взысканию таможенных платежей, в доходную часть бюджета поступило 17 трлн. руб. (104% от плана). Вместе с тем носят распространенный характер нарушения таможенного законодательства с целью уклонения от уплаты платежей.
Материалы расследования уголовных дел и проведенных проверок свидетельствуют о серьезных недостатках в организации работы и нарушениях законности при осуществлении таможенными органами контроля за своевременным начислением и взысканием таможенных платежей, за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности таможенных режимов, в привлечении нарушителей к ответственности, взыскании с них штрафных санкций и перечислении в бюджет денежных средств.
Во многих таможенных органах при осуществлении контрольных функций не налажено взаимодействие с налоговыми, кредитными, финансовыми учреждениями, органами ФСБ, отсутствует обмен информацией.
Недостаточный контроль за соблюдением условий, порядка и сроков переработки сырья и возврата компенсационных товаров, многочисленные факты непринятия установленных законом мер к нарушителям таможенных режимов переработки приводят к использованию этих режимов для беспошлинного вывоза из Российской Федерации стратегически важных сырьевых товаров, чем причиняется значительный вред государственным интересам.
Так, по требованию Северо-Кавказской транспортной прокуратуры взыскано только с Таганрогского металлургического завода таможенных пошлин на сумму 921 млн. руб. за вывоз в 1992 - 1994 годах на Украину под видом переработки 30864 т нефтепродуктов.
Работники таможен нередко допускают привлечение к ответственности лишь части виновных, либо привлечение по одной статье при совершении нескольких видов правонарушений, либо применение одного наказания вместо предусмотренных законом нескольких. Часто ограничиваются наложением взыскания на юридическое лицо, а виновные должностные лица остаются безнаказанными.
Распространены случаи несвоевременного взыскания штрафных санкций, обращения в федеральную собственность и реализации конфискованных товаров, перечисления средств от реализации конфискатов в местные бюджеты.
Все это приводит к недополучению бюджетом денежных средств, негативно влияет на состояние экономики страны.
Между тем некоторые транспортные прокуроры недостаточно уделяют внимания надзору за исполнением таможенного законодательства, не дают должной правовой оценки выявленным фактам бесконтрольности со стороны таможенных органов, уклонения участников внешнеэкономической деятельности от уплаты таможенных платежей, не в полной мере используют средства прокурорского реагирования для устранения нарушений законности, возмещения причиненного государству материального вреда.
В связи с изложенным предлагаем:
1. Всем транспортным прокурорам, руководителям таможенных органов всех уровней разработать и принять согласованные меры, направленные на усиление надзора и контроля за соблюдением законодательства о таможенных платежах, своевременное выявление и пресечение преступлений и иных нарушений таможенных правил, приводящих к непоступлению денежных средств в федеральный бюджет, фактов недобросовестности и злоупотреблений со стороны работников таможен.
До 01.12.95 провести взаимосверку переданных и находящихся в производстве транспортных прокуратур уголовных дел и материалов этой категории, а также поручений прокуроров в порядке ст. 21 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" о проведении ведомственных проверок и ревизий, ускорить их рассмотрение.
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить:
усиление контроля и надзора за полным и своевременным взысканием и перечислением в бюджет денежных средств и валюты;
введение более совершенной системы действенного контроля за перемещением товаров на склады временного хранения и соблюдением сроков нахождения на них товаров;
сведение к минимуму возможностей занижения таможенной стоимости товаров;
усиление контроля за доставкой товаров, особенно подлежащих маркировке подакцизных;
налаживание координации и взаимодействия с органами государственной налоговой службы, валютно-экспортного контроля, другими правоохранительными органами, в том числе по организации внешних аудиторских проверок;
введение действенного механизма контроля за перемещением товаров в рамках Таможенного союза;
совершенствование организации работы по обеспечению уплаты таможенных платежей при предоставлении отсрочки или рассрочки, применении залога или гарантии, при использовании таможенных режимов транзита, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории.
3. Транспортным прокурорам принципиально реагировать на каждый факт безнаказанности уклоняющихся от уплаты таможенных платежей правонарушителей, добиваясь реального устранения нарушений законности и привлечения виновных к предусмотренной законом ответственности.
Своевременно выявлять и опротестовывать незаконные правовые акты таможенных органов, постановления о наложении административных взысканий, при необходимости самим возбуждать административные производства.
Использовать все средства прокурорского реагирования в целях возмещения причиненного государству материального ущерба, в необходимых случаях самим предъявлять иски в интересах государства к недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности.
4. Каждое полугодие рассматривать на координационных совещаниях вопросы исполнения таможенного законодательства, регулирующего вопросы таможенных платежей, результаты расследования наиболее значимых уголовных дел, проведения совместных мероприятий.
5. Центрам информации и общественных связей Генеральной прокуратуры и Государственного таможенного комитета Российской Федерации, руководителям подчиненных органов систематически освещать в средствах массовой информации наиболее актуальные проблемы исполнения таможенного законодательства и результаты проводимой работы по данному вопросу.
6. О проводимой работе по исполнению настоящего указания информировать соответствующие вышестоящие органы к 30 января 1996 года.
Вр.и.о. Генерального прокурора
Российской Федерации -
Государственный советник
юстиции II класса
О.И.ГАЙДАНОВ
Председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации -
Действительный государственный
советник таможенной службы
А.С.КРУГЛОВ