Управлениями и самостоятельными отделами ГТК России совместно с региональными таможенными управлениями реализуется план мероприятий по обеспечению ротации кадров в таможенных органах Российской Федерации в 1994 - 1995 гг. В истекшем году для укрепления руководящего состава в таможенные органы в порядке ротации было направлено 74 человека, в том числе начальников таможен - 18 человек, заместителей начальников таможен - 22 человека, на другие должности - 29 человек.
Практика показывает, что ротация кадров является одним из реальных условий создания высококвалифицированного кадрового состава таможенных органов, оперативного маневрирования имеющимися кадровыми ресурсами, прежде всего резервом руководящего состава. Движение кадров в порядке ротации способствует оптимальной расстановке личного состава особенно там, где ограничены местные источники кадрового пополнения. Ротация кадров позволяет значительно улучшить работу по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и проступками.
Однако в ходе осуществления мероприятий по ротации кадров выявились и серьезные недостатки в ее организации в таможенных органах. Региональные таможенные управления и управления ГТК России не приняли действенных мер по созданию материальной и правовой базы обеспечения ротации. Мероприятия по ротации кадров осуществляются в отрыве от фактического положения дел, отсутствуют обоснованные расчеты средств на строительство жилья и других объектов социальной инфраструктуры в таможенных органах.
Руководители таможенных органов еще недостаточно используют возможности ротации кадров внутри таможен в целях правильного подбора и расстановки кадров, предупреждения правонарушений со стороны должностных лиц. Эта работа носит эпизодический, бессистемный характер.
В целях активизации и совершенствования работы по ротации кадров в таможенных органах Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке ротации кадров в таможенных органах Российской Федерации (прилагается).
2. Региональным таможенным управлениям и таможням центрального подчинения с января 1996 года организовать между таможенными органами в соответствии с действующим законодательством планомерную ротацию кадров для решения задач оптимальной их расстановки, кадрового пополнения тех таможенных органов, где ограничены местные кадровые ресурсы.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен в целях усиления борьбы с коррупцией и должностными преступлениями со стороны должностных лиц обеспечить систематическую ротацию кадров внутри таможенного органа (в смежных отделах, участках, сменах и таможенных нарядах).
О проделанной работе по ротации кадров проинформировать Управление кадров и учебных заведений к 1 июля 1996 года.
4. Региональному таможенному управлению по капитальному строительству объектов таможенных учреждений Российской Федерации (А.И. Щередин), Финансовому управлению (П.Г. Городецкий) совместно с региональными таможенными управлениями до 20 января 1996 года представить на рассмотрение руководству ГТК России расчеты финансовых средств для обеспечения жильем и другими объектами социальной инфраструктуры по каждому таможенному органу, планирующему комплектование кадров за счет ротации, а также для осуществления вахтового метода организации таможенного контроля.
5. Контроль за исполнением данного Приказа осуществлять первому заместителю председателя ГТК России В.Ф. Кругликову.
Председатель
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации
А.С.КРУГЛОВ
Утверждена
Приказом ГТК России
от 12 января 1996 г. N 21
1. Общие положения. Основные задачи
1.1. Перевод должностных лиц таможенных органов из одних таможенных органов в другие таможенные органы, а также из одного структурного подразделения таможенного органа в другое структурное подразделение того же таможенного органа без изменения должности (ротация) осуществляется уполномоченными лицами в пределах их компетенции путем проведения соответствующих мероприятий в целях своевременного и качественного комплектования кадрами таможенных органов.
1.2. Правовой основой ротации кадров являются законодательство Российской Федерации, настоящая Инструкция и иные нормативные акты ГТК России.
1.3. Ротации кадров предшествуют:
- поиск кандидатов;
- изучение деловых и личных качеств кандидатов;
- оформление документов, необходимых для принятия соответствующими руководителями решений о назначении на должность, согласно установленному порядку;
- в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, получение согласия должностного лица.
1.4. Изучение качеств кандидата и оформление необходимых документов осуществляется должностными лицами соответствующих отделов кадров.
1.5. Ротация кадров осуществляется планомерно с учетом предложений региональных таможенных управлений и структурных подразделений ГТК России.
1.6. Управление кадров и учебных заведений ГТК России осуществляет организационно-контрольные, координирующие и методические функции по вопросам организации и осуществления ротации кадров.
1.7. Должностные лица отделов кадров в пределах своей компетентности обеспечивают банк данных наличия вакантных должностей, сведений о целесообразности замены конкретного должностного лица другим, о резерве кандидатов для ротации.
1.8. Перевод должностных лиц из одного таможенного органа в другой, из одного структурного подразделения таможенного органа в другое производится:
- на основании приказов ГТК России, в отношении должностных лиц, состоящих в основной номенклатуре должностей Государственного таможенного комитета Российской Федерации, как правило, по истечении пяти лет пребывания в занимаемой должности;
- на основании приказов начальника РТУ и приравненных к нему начальников таможенных органов, в отношении должностных лиц, состоящих в основной номенклатуре должностей регионального таможенного управления по истечении, как правило, трех лет пребывания в занимаемой должности;
- на основании приказов начальника таможенного органа, в отношении других должностных лиц по усмотрению его начальника, но, как правило, по истечении трех лет пребывания их в занимаемой должности.
Порядок ротации кадров
2.1. Ротация кадров проводится:
- внутри таможенного органа;
- между таможенными органами.
2.2. Ротация из одного таможенного органа в другой, в том числе в таможенный орган, расположенный в другой местности, допускается только с согласия должностного лица и оформляется срочным трудовым договором (контрактом), если законодательством не установлен иной порядок перевода сотрудников таможенных органов в другую местность. В дальнейшем, в случае необходимости или исходя из условий трудового договора (контракта), стороны по взаимной договоренности могут перезаключать срочный трудовой договор (контракт) на новый срок либо расторгнуть его.
2.3. Лица, заключившие срочный трудовой договор (контракт), не могут расторгнуть его по собственному желанию. Досрочное расторжение трудового договора (контракта) возможно лишь в случаях, предусмотренных в законодательстве (ст. ст. 32, 33 КЗоТ России).
2.4. Не требуется согласия должностного лица на ротацию при его переводе в том же таможенном органе, в другое структурное подразделение в той же местности, поручении работы с учетом специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом).
Порядок ротации кадров внутри таможенного органа
3.1. Перевод должностных лиц таможенных органов в другое структурное подразделение оформляется приказом начальника таможенного органа в пределах его компетентности на основании заявления заинтересованного лица, при этом в необходимых случаях проводится согласование с вышестоящими таможенными органами.
3.2. При переводе должностных лиц в структурные подразделения таможенного органа, где предполагается изменение характера ранее исполняемых ими обязанностей, они обязаны пройти курс соответствующей теоретической и практической подготовки по профилю структурного подразделения, в которое переведено должностное лицо. Допуск к самостоятельному исполнению должностных обязанностей разрешается начальником таможенного органа после стажировки должностного лица таможенного органа в данном структурном подразделении.
Порядок ротации кадров между таможенными органами
4.1. Предложения о потребности в направлении специалистов для замещения конкретных вакантных должностей в таможенных органах представляются ими в региональные таможенные управления, которые направляют их в Управление кадров и учебных заведений ГТК России.
Так же осуществляется порядок представления предложений из таможенных органов (списки должностных лиц, рекомендованных на службу в другие таможенные органы для их усиления).
4.2. Ротация кадров между таможенными органами осуществляется планомерно.
4.3. Распределение и направление должностных лиц на службу в другие таможенные органы осуществляет Управление кадров и учебных заведений ГТК России.
4.4. Перевод должностных лиц на службу в другие таможенные органы оформляется после подписания трудового договора (контракта) приказом в соответствии с существующим порядком.
4.5. На должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, переведенных для прохождения службы в иной таможенный орган, распространяется оплата труда, материально-бытовое обеспечение, социальная защита и льготы, существующие в данном таможенном органе (регионе).
4.6. При переводе должностных лиц таможенных органов в интересах службы в другой таможенный орган они имеют право бронировать на время прохождения службы в другом таможенном органе ранее занимаемую ими жилую площадь в домах государственного и муниципального жилого фонда в соответствии с действующим законодательством. При этом по новому месту службы должностным лицам, а также членам их семей, проживающим с ними, предоставляется жилая площадь в соответствии с действующим законодательством. Гарантии и компенсации при переезде на работу должностных лиц в другие таможенные органы определяются в соответствии со ст. 116 КЗоТ России.
4.7. По окончании срока трудового договора (контракта) должностное лицо вправе возвратиться для прохождения дальнейшей службы в тот таможенный орган, откуда был переведен в порядке ротации, либо решать вопрос об ином месте прохождения службы в системе ГТК России.
4.8. В случае досрочного расторжения трудового договора (контракта) по вине любой из сторон наступают последствия, предусмотренные трудовым договором (контрактом).