Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ
О территориях опережающего развития в Российской Федерации

Оглавление

29 декабря 2014 года

N 473-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2014 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2014 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовой режим территорий опережающего развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) инфраструктура территории опережающего развития - совокупность земельных участков с находящимися на них объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной инфраструктур, объекты инфраструктуры морских портов и объекты иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование;

2) резидент территории опережающего развития - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидент иной территории опережающего развития, создавший филиал или представительство на этой территории опережающего развития, которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего развития (далее - соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего развития (далее - реестр резидентов);

3) территория опережающего развития - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

4) уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области создания территорий опережающего развития на территории федерального округа, территориях федеральных округов;

5) управляющая компания - акционерное общество, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего развития и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества (далее - дочернее общество управляющей компании).

Глава 2. СОЗДАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Статья 3. Создание территории опережающего развития

1. Территория опережающего развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.

1.1. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями или не располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

1.2. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

1.3. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и расположены на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

2. Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:

1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых не предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;

2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего развития;

3) положение о применении или неприменении на территории опережающего развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации;

4) описание местоположения границ территории опережающего развития;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 26.07.2019 N 254-ФЗ.

3. Предложение о создании территории опережающего развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации, указанной в части 2 настоящей статьи, а также:

1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего развития;

2) экономико-географических характеристик территории опережающего развития;

3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;

4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест;

5) сведений о создаваемой территории опережающего развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований.

3.1. Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, согласовывается уполномоченным федеральным органом с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и вносится в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

3.2. Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, содержащее перечень географических координат характерных точек границ этой акватории и перечень координат характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, направляется на согласование в федеральные органы исполнительной власти, указанные в части 3.1 настоящей статьи, с приложением информации, указанной в пункте 4 части 2 и пунктах 1 - 4 части 3 настоящей статьи.

4. Территория опережающего развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.

5. В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего развития, заключают соглашение о создании территории опережающего развития, которым устанавливаются:

1) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего развития;

2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего развития;

3) порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее - размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;

4) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего развития;

5) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего развития, после прекращения существования территории опережающего развития;

6) утратил силу. - Федеральный закон от 26.07.2019 N 254-ФЗ;

7) перечень расположенных на территории опережающего развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего развития по их образованию;

8) сроки проведения работ по описанию местоположения границ территории опережающего развития в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" для описания местоположения границ объекта землеустройства, не превышающие шести месяцев со дня заключения соглашения о создании территории опережающего развития, и обязательство соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего развития по проведению указанных работ;

9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению о создании территории опережающего развития.

5.1. Соглашением о создании территории опережающего развития могут устанавливаться:

1) условия предоставления резидентам территории опережающего развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;

2) порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или муниципальными образованиями обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего развития.

6. Дополнительные условия соглашения о создании территории опережающего развития могут быть определены Правительством Российской Федерации.

6.1. Соглашение о создании территории опережающего развития может быть заключено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

7. Решение об изменении границ территории опережающего развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления.

7.1. Две и более территории опережающего развития, созданные на территории одного субъекта Российской Федерации, могут быть объединены по решению Правительства Российской Федерации. При этом территория опережающего развития, созданная в соответствии с таким решением Правительства Российской Федерации, считается созданной в соответствии с настоящей статьей, в том числе в случае, если среди объединяемых территорий опережающего развития имеется (имеются) территория (территории) опережающего развития, созданная (созданные) в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

7.2. Предложение об объединении территорий опережающего развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления и должно содержать обоснование целесообразности объединения территорий опережающего развития.

7.3. Решение об объединении территорий опережающего развития должно предусматривать:

1) срок заключения соглашения о создании территории опережающего развития в результате объединения;

2) перечень и сроки проведения мероприятий, направленных на объединение территорий опережающего развития;

3) меры, направленные на финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития, созданной в результате объединения;

4) сведения, указанные в части 2 настоящей статьи.

7.4. За индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, зарегистрированными в качестве резидентов одной из объединяемых территорий опережающего развития, сохраняются их статус и все предоставленные им в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами льготы на условиях, предусмотренных соглашениями об осуществлении деятельности, до окончания срока действия таких соглашений.

8. Территория опережающего развития не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития. В состав территории опережающего развития не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.

9. На территории опережающего развития могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки.

Статья 4. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития

1. Финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

2. Обязательства Российской Федерации по финансированию размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития могут исполняться посредством:

1) внесения взноса в уставный капитал управляющей компании, сто процентов акций которой принадлежит Российской Федерации и которая осуществляет финансирование размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития;

2) предоставления субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство объектов инфраструктуры, в размере до ста процентов от ставки рефинансирования;

3) использования иных механизмов проектного финансирования;

4) использования иных предусмотренных законодательством Российской Федерации способов.

3. Обязательства субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и исполняются посредством:

1) внесения денежных средств в уставный капитал дочернего общества управляющей компании;

2) передачи в собственность управляющей компании движимого и (или) недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2.1) осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего развития;

3) использования иных предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации способов.

Статья 5. Прекращение существования территории опережающего развития

Существование территории опережающего развития прекращается по решению Правительства Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа в случае, если:

1) это связано с необходимостью охраны жизни или здоровья граждан, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) по истечении трех лет с даты принятия решения о создании территории опережающего развития не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) муниципальное образование, на территории которого создана территория опережающего развития, относится к Арктической зоне Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации". При этом резиденты указанной территории опережающего развития сохраняют статус резидента, полученный в соответствии с настоящим Федеральным законом, и осуществляют свою деятельность в соответствии с заключенными соглашениями об осуществлении деятельности до окончания срока их действия;

4) это связано с объединением территорий опережающего развития на территории одного субъекта Российской Федерации в соответствии с частями 7.1 - 7.4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Статья 6. Наблюдательный совет территории опережающего развития

1. В целях координации деятельности и контроля за выполнением соглашения о создании территории опережающего развития, содействия в реализации проектов резидентов территории опережающего развития, оценки эффективности функционирования территории опережающего развития в соответствии с методикой, установленной Правительством Российской Федерации, а также в целях рассмотрения и утверждения перспективных планов развития территории опережающего развития, осуществления контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет территории опережающего развития. К полномочиям наблюдательного совета также относится решение вопроса об определении доли иностранных работников, привлекаемых резидентами территории опережающего развития.

2. В состав наблюдательного совета территории опережающего развития входят представители уполномоченного федерального органа, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных государственных органов и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, а также управляющей компании. В состав наблюдательного совета также включаются представители территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей с правом принимать участие в решении вопросов о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом территории опережающего развития. Представители резидентов территории опережающего развития могут приглашаться для участия в заседаниях наблюдательного совета.

3. Состав наблюдательного совета территории опережающего развития утверждается уполномоченным федеральным органом.

4. Полномочия наблюдательного совета территории опережающего развития устанавливаются положением о наблюдательном совете территории опережающего развития, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

Статья 7. Уполномоченный федеральный орган

Уполномоченный федеральный орган осуществляет:

1) выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего развития в целях обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития, за исключением объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, кроме автомобильных дорог федерального значения;

2) согласование схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в котором создается или функционирует территория опережающего развития, согласование документации по планировке территории опережающего развития для размещения объектов капитального строительства регионального значения в границах муниципальных образований, в которых расположена территория опережающего развития;

3) утверждение документации по планировке территории опережающего развития, предусматривающей размещение объектов инфраструктуры территории опережающего развития в целях обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития;

4) утверждение порядка ведения реестра резидентов, состава сведений, содержащихся в реестре резидентов, а также порядка представления в органы государственной власти, в том числе налоговые органы, в орган местного самоуправления или органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями документов, подтверждающих статус резидента территории опережающего развития;

5) утратил силу с 1 сентября 2022 года. - Федеральный закон от 30.12.2021 N 477-ФЗ;

6) контроль за деятельностью управляющей компании и ее дочернего общества;

7) согласование документов территориального планирования муниципальных образований, в границах которых расположена территория опережающего развития, а также правил землепользования и застройки;

8) предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории опережающего развития, в целях обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития;

9) принятие решения о резервировании земель и принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития, предназначенных для обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития;

10) установление сервитутов в отношении земельных участков, публичных сервитутов в отношении земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития, предназначенных для обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития;

11) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Статья 8. Управляющая компания

1. Управляющая компания осуществляет следующие основные функции:

1) выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры территории опережающего развития;

2) обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры территории опережающего развития и (или) организует обеспечение их функционирования;

3) ведет реестр резидентов, представляет в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями документы, подтверждающие статус резидента территории опережающего развития;

4) организовывает предоставление резидентам территории опережающего развития услуг, необходимых для осуществления деятельности на территории опережающего развития (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета, услуг по таможенному оформлению);

5) утратил силу с 1 сентября 2022 года. - Федеральный закон от 30.12.2021 N 477-ФЗ;

6) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") сведения о наличии земельных участков и иного недвижимого имущества, расположенных на территории опережающего развития и подлежащих сдаче в аренду;

7) получает технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществляет передачу этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию;

7.1) осуществляет мероприятия по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для реализации инвестиционных проектов и осуществления деятельности на территории опережающего развития в соответствии с настоящим Федеральным законом, для чего организует выставки, ярмарки и конгрессы, принимает в них участие, изготавливает, распространяет рекламные материалы и осуществляет иные подобные мероприятия;

7.2) обеспечивает разработку перспективных планов развития территории опережающего развития в соответствии с порядком, утверждаемым уполномоченным федеральным органом;

7.3) осуществляет контроль за выполнением резидентами территории опережающего развития соглашений об осуществлении деятельности в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом;

8) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О свободном порте Владивосток".

2. Управляющая компания осуществляет функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, самостоятельно или через свои дочерние общества.

3. Размер доли управляющей компании в уставном капитале ее дочернего общества, имеющего статус управляющей компании, не может быть менее чем пятьдесят один процент.

4. Финансовое обеспечение деятельности управляющей компании осуществляется за счет собственных средств, средств федерального бюджета, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Управляющая компания обязана размещать ежегодно на своем официальном сайте в сети "Интернет" отчет о своей деятельности. Требования к структуре такого отчета и сроки его размещения устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

6. Управляющая компания вправе представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов в суде, предъявлять иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента.

Статья 9. Особенности владения, пользования, распоряжения объектами инфраструктуры территории опережающего развития

1. В соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего развития. Распоряжение такими земельными участками, объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

2. Не могут быть переданы управляющей компании на праве собственности земельные участки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и приватизация которых не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В границы территории опережающего развития допускается включать земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Статья 10. Обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития

1. В целях обеспечения размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития управляющая компания осуществляет следующие функции:

1) подготавливает предложения о внесении изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов, в границах которых расположена территория опережающего развития, а также в правила землепользования и застройки указанных муниципальных образований;

2) организует строительство и эксплуатацию автомобильных дорог;

3) организует размещение объектов инфраструктуры территории опережающего развития;

4) организует транспортное обслуживание на территории опережающего развития;

5) организует электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение на территории опережающего развития;

6) организует сбор, транспортировку твердых коммунальных отходов, строительство объектов, использующихся для размещения и утилизации указанных отходов, а также благоустройство территории опережающего развития;

7) создает условия для обеспечения лиц, находящихся на территории опережающего развития, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также для организации досуга таких лиц;

8) осуществляет иные функции для обеспечения жизнедеятельности лиц, находящихся на территории опережающего развития.

2. Управляющая компания осуществляет функции, указанные в части 1 настоящей статьи, самостоятельно или с привлечением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, третьих лиц.

3. Финансовое обеспечение функций, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств управляющей компании, дочерних обществ управляющей компании, федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если в границы территории опережающего развития входит городское или сельское поселение, управляющая компания осуществляет указанные в пунктах 2, 4 - 7 части 1 настоящей статьи функции в отношении такого городского или сельского поселения на основании соглашения о передаче полномочий, заключенного между уполномоченным федеральным органом, управляющей компанией и соответствующим органом местного самоуправления.

Статья 11. Особенности деятельности дочерних обществ управляющей компании

1. Дочернее общество управляющей компании осуществляет предусмотренные настоящим Федеральным законом функции в пределах, установленных управляющей компанией, по согласованию с уполномоченным федеральным органом. Порядок согласования устанавливается уполномоченным федеральным органом.

2. В случае передачи дочернему обществу управляющей компании отдельных функций к деятельности этого общества применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность управляющей компании по осуществлению соответствующих функций.

Глава 4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Статья 12. Общие условия деятельности резидентов территории опережающего развития

1. Резиденты территории опережающего развития осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности.

2. Организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не могут быть резидентами территории опережающего развития.

3. Резиденты территории опережающего развития не вправе иметь филиалы и представительства за пределами этой или иной территории опережающего развития.

4. Резиденты территории опережающего развития приобретают право пользования водными объектами или их частями в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Статья 13. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента территории опережающего развития

1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента территории опережающего развития или создать юридическое лицо на территории опережающего развития в целях приобретения статуса резидента такой территории и отвечающие установленным настоящим Федеральным законом требованиям к резидентам территории опережающего развития, подают в управляющую компанию заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности или заявку на участие в конкурсе в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи (далее - заявитель). Заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности (далее - заявка) содержит сведения:

1) о видах экономической деятельности заявителя на территории опережающего развития;

2) о площади земельного участка или об ином имуществе, необходимых для осуществления заявленной экономической деятельности;

3) о величине необходимой присоединяемой мощности энергопринимающих устройств заявителя, о видах, об объеме и о планируемой величине необходимой подключаемой нагрузки в отношении необходимых ресурсов (в том числе холодной и горячей воды, сетевого газа и тепловой энергии), используемых для предоставления услуг по теплоснабжению, газоснабжению и водоснабжению, а также иных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности;

4) о сроке, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении деятельности.

2. К заявке заявитель прилагает следующие документы:

1) копии учредительных документов (для юридических лиц);

2) бизнес-план, примерная форма которого устанавливается уполномоченным федеральным органом;

3) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

3. Форма заявки устанавливается уполномоченным федеральным органом.

3.1. Заявка и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, могут подаваться заявителем, намеревающимся приобрести статус резидента территории опережающего развития, в управляющую компанию в форме электронного документа в формате и порядке, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом.

4. В случае, если документы, указанные в пунктах 3 и 4 части 2 настоящей статьи, не представлены заявителем, по межведомственному запросу уполномоченного федерального органа власти федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, представляются сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, - сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на учет в налоговом органе. Заявитель вправе представить документы, содержащие такие сведения, по собственной инициативе.

5. Рассмотрение заявки и прилагаемых к ней документов осуществляется управляющей компанией в течение пятнадцати рабочих дней с даты их получения. Рассмотрение заявки и оценка бизнес-плана осуществляются управляющей компанией на основании критериев и методики их оценки, установленных уполномоченным федеральным органом.

6. По результатам рассмотрения заявки управляющая компания принимает одно из следующих решений:

1) о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности;

2) об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.

7. Решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности принимается в следующих случаях:

1) непредставление документов, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, или несоответствие заявки требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи;

2) отсутствие в границах территории опережающего развития имущества, которое соответствует условиям, указанным в заявке, и может быть передано во владение и (или) в пользование лицам, указанным в части 1 настоящей статьи;

3) отсутствие в границах территории опережающего развития свободного земельного участка, соответствующего условиям, указанным в заявке;

4) заявитель планирует осуществлять деятельность, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или является организацией, указанной в части 2 статьи 17 настоящего Федерального закона;

5) несоответствие предполагаемого объема капитальных вложений требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

6) несоответствие заявки и бизнес-плана критериям, установленным уполномоченным федеральным органом;

7) возбуждение в отношении юридического лица производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и (или) реорганизация или ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица недоимки по налогам, сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Данное положение не применяется в случае, если индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки не принято.

8. Управляющая компания обязана указать в решении об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности мотивированные основания такого отказа. В течение десяти рабочих дней с даты принятия такого решения управляющая компания уведомляет об этом заявителей, указанных в части 1 настоящей статьи. Решение управляющей компании об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности может быть обжаловано в уполномоченный федеральный орган в порядке и в сроки, которые установлены данным органом, или в суд.

9. В случае принятия решения о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности управляющая компания уведомляет об этом заявителей, указанных в части 1 настоящей статьи, в течение десяти рабочих дней с даты принятия такого решения. Соглашение об осуществлении деятельности заключается с указанными лицами в случае, если местом жительства индивидуального предпринимателя, местом нахождения юридического лица является территория опережающего развития. В иных случаях соглашение об осуществлении деятельности заключается с юридическим лицом, созданным на территории опережающего развития лицом, подавшим заявку, или с резидентом иной территории опережающего развития, создавшим филиал или представительство на территории опережающего развития.

9.1. Управляющая компания по согласованию с уполномоченным федеральным органом принимает решение о проведении конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности при одновременном соблюдении следующих условий:

1) в соответствии с условиями соглашения об осуществлении деятельности, заключаемого по результатам конкурса, резидент территории опережающего развития обязуется осуществлять с учетом утвержденной в отношении этой территории документации по планировке территории деятельность по строительству объектов капитального строительства, предназначенных для размещения жилых помещений, а также по строительству и (или) реконструкции объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, необходимых для обеспечения функционирования таких объектов капитального строительства;

2) реализация соглашения об осуществлении деятельности, указанного в пункте 1 настоящей части, осуществляется на земельных участках, полномочия по распоряжению которыми переданы управляющей компании в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего развития и в целях заключения и реализации соглашений об осуществлении деятельности, указанных в пункте 1 настоящей части.

9.2. Для участия в конкурсе, предусмотренном частью 9.1 настоящей статьи, заявитель подает в управляющую компанию заявку на участие в конкурсе. Заявка на участие в конкурсе содержит сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, а также иные сведения, определенные уполномоченным федеральным органом.

9.3. К заявке на участие в конкурсе заявитель прилагает документы, указанные в части 2 настоящей статьи, а также иные документы, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом.

9.4. Форма заявки на участие в конкурсе устанавливается уполномоченным федеральным органом.

9.5. Требования к решению о проведении конкурса, предусмотренного частью 9.1 настоящей статьи, правила проведения такого конкурса, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявки на участие в конкурсе, критерии конкурса, порядок определения победителя конкурса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

10. Управляющая компания вносит в реестр резидентов запись о регистрации лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, в качестве резидентов территории опережающего развития в течение трех рабочих дней с даты заключения соглашения об осуществлении деятельности.

11. Соглашение об осуществлении деятельности заключается на срок, указанный в заявке, и может предусматривать возможность продления такого срока. Срок действия данного соглашения не может превышать срок, на который создана территория опережающего развития.

12. Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами территории опережающего развития с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов.

13. Управляющая компания выдает резиденту территории опережающего развития свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента территории опережающего развития. Форма свидетельства утверждается уполномоченным федеральным органом.

14. Управляющая компания сообщает сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, юридического лица в качестве резидентов территории опережающего развития в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя или месту нахождения юридического лица в течение трех рабочих дней с даты регистрации.

15. В случае, если на территории опережающего развития предусмотрено применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, управляющая компания сообщает сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, юридического лица в качестве резидентов территории опережающего развития также в таможенный орган в тот же срок.

16. Управляющая компания представляет в органы, указанные в частях 14 и 15 настоящей статьи, копию соглашения об осуществлении деятельности, а в случае продления срока его действия копию дополнительного соглашения.

17. В случае, если статус резидента территории опережающего развития прекращается, управляющая компания вносит в реестр резидентов запись о прекращении статуса резидента территории опережающего развития в течение трех рабочих дней с даты окончания срока действия соглашения об осуществлении деятельности, либо даты подписания сторонами соглашения о расторжении соглашения об осуществлении деятельности, либо даты вступления в законную силу решения суда о расторжении соглашения об осуществлении деятельности и уведомляет в тот же срок об этом органы, указанные в частях 14 и 15 настоящей статьи.

Статья 14. Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности

1. Соглашение об осуществлении деятельности заключается между управляющей компанией и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом:

1) в отношении которых управляющей компанией принято решение, предусмотренное пунктом 1 части 6 статьи 13 настоящего Федерального закона;

2) который признан (которое признано) победителем конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности, предусмотренного частью 9.1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а в случае отказа или уклонения такого победителя от заключения соглашения об осуществлении деятельности - индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, чье конкурсное предложение по результатам оценки непосредственно следует за конкурсным предложением указанного победителя.

2. В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент территории опережающего развития обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности, а управляющая компания обязуется осуществлять полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в том числе предоставить резиденту территории опережающего развития в собственность или аренду земельный участок, если для осуществления соответствующей деятельности резиденту территории опережающего развития требуется земельный участок, в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Соглашение об осуществлении деятельности может предусматривать обязанность управляющей компании в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, заключить с резидентом территории опережающего развития договор купли-продажи или аренды иного имущества, принадлежащего ей на праве собственности, для осуществления им соответствующей деятельности.

3. В соглашение об осуществлении деятельности включается условие о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом территории опережающего развития. Такая доля определяется с учетом решения наблюдательного совета, принятого в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Федерального закона.

3.1. В соглашении об осуществлении деятельности устанавливается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению об осуществлении деятельности.

4. Соглашение об осуществлении деятельности при необходимости содержит другие права и обязанности сторон.

5. Договор аренды имущества, расположенного на территории опережающего развития, заключается с резидентом территории опережающего развития на срок действия соглашения об осуществлении деятельности, если меньший срок не заявлен резидентом территории опережающего развития. Примерная форма договора аренды такого имущества и методика расчета арендной платы устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

6. Резидент территории опережающего развития не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу.

7. Примерная форма соглашения об осуществлении деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

8. Резидент территории опережающего развития оказывает содействие управляющей компании в части осуществления контроля за выполнением условий соглашения об осуществлении деятельности, в том числе обеспечивает беспрепятственный допуск представителей управляющей компании к объектам инфраструктуры территории опережающего развития, принадлежащим этому резиденту и находящимся на территории опережающего развития, а также представляет в управляющую компанию необходимую для осуществления такого контроля информацию в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом.

9. Собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Изменение и расторжение соглашения об осуществлении деятельности

1. В соглашение об осуществлении деятельности при необходимости вносятся изменения, которые оформляются дополнительным соглашением к соглашению об осуществлении деятельности. Дополнительное соглашение заключается в той же форме и с соблюдением тех же требований, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для соглашения об осуществлении деятельности.

2. Расторжение соглашения об осуществлении деятельности допускается по соглашению сторон или решению суда. Соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий такого соглашения другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.

3. Существенным нарушением резидентом территории опережающего развития условий соглашения об осуществлении деятельности является:

1) неосуществление резидентом территории опережающего развития деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности, в течение двадцати четырех месяцев с даты подписания соглашения об осуществлении деятельности;

2) непредставление в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения управляющей компанией экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если представление таких документов предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности;

3) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности;

4) наличие филиала или представительства за пределами этой или иной территории опережающего развития;

5) непредставление управляющей компании в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, информации о ходе реализации проекта, предусмотренного бизнес-планом.

4. В соглашении об осуществлении деятельности могут быть указаны иные действия резидента территории опережающего развития и (или) управляющей компании, признаваемые сторонами существенным нарушением условий соглашения об осуществлении деятельности.

5. В случае расторжения соглашения об осуществлении деятельности расходы, понесенные в связи с его выполнением резидентом территории опережающего развития, не возмещаются, за исключением случая, если основанием расторжения соглашения об осуществлении деятельности послужило ненадлежащее исполнение его условий управляющей компанией. Резидент территории опережающего развития, не исполнивший обязательств по соглашению либо исполнивший их ненадлежащим образом, также несет иную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности.

Статья 16. Последствия прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности

1. В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности лицо утрачивает статус резидента территории опережающего развития.

2. Лицо, утратившее статус резидента территории опережающего развития, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории опережающего развития, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или соглашением об осуществлении деятельности.

3. Лицо, утратившее статус резидента территории опережающего развития, вправе распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории опережающего развития, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случаев, установленных частью 4 настоящей статьи.

4. Распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарами, изготовленными (полученными) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае утраты лицом статуса резидента территории опережающего развития осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Статья 17. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего развития

1. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего развития предоставляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и включает в себя:

1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием территории опережающего развития;

2) установление резидентам территории опережающего развития льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на территории опережающего развития;

3) особенности налогообложения резидентов территории опережающего развития, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля на территории опережающего развития;

5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры территории опережающего развития;

6) предоставление государственных услуг на территории опережающего развития;

7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

8) освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;

9) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего развития.

2. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего развития, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти, добычу природного газа и (или) газового конденсата, заготовку древесины и их реализацию, а также банковскую, страховую или клиринговую деятельность, организациям, являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или негосударственными пенсионными фондами, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории опережающего развития, предусмотренный статьей 9, пунктами 2 и 5 части 1 настоящей статьи, статьями 26 - 31 настоящего Федерального закона, предоставляется организациям, использующим право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренное пунктом 1 статьи 246.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. В целях применения указанных в части 3 настоящей статьи особенностей регулирования отношений на территории опережающего развития, а также пунктов 3, 8 - 10 статьи 7, пунктов 1, 2, 6 - 7.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона организации, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренное пунктом 1 статьи 246.3 Налогового кодекса Российской Федерации, приравниваются к резидентам территории опережающего развития. При этом приобретение статуса резидента территории опережающего развития таким организациям не требуется.

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Статья 18. Особенности осуществления трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего развития

Особенности трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов территории опережающего развития, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Статья 19. Особенности осуществления медицинской деятельности на территории опережающего развития

1. Медицинская деятельность на территории опережающего развития осуществляется медицинскими организациями в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", если иное не установлено настоящей статьей.

2. Правительство Российской Федерации вправе утвердить особенности допуска лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах, к осуществлению медицинской деятельности на территории опережающего развития, лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой резидентом территории опережающего развития, а также применения порядка оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории опережающего развития.

Статья 20. Особенности осуществления образовательной деятельности на территории опережающего развития

В целях создания условий для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности, обучения сотрудников резидентов территории опережающего развития Правительство Российской Федерации вправе установить особенности лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам на территории опережающего развития, созданных на такой территории или являющихся резидентами территории опережающего развития.

Статья 21. Особенности правового регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства), рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

В целях осуществления на территориях опережающего развития аквакультуры (рыбоводства), а также промышленного и иных видов рыболовства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности регулирования отношений в области аквакультуры (рыбоводства), рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на территориях опережающего развития.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Статья 22. Осуществление полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на территории опережающего развития

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляют свои полномочия на территории опережающего развития в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на территории опережающего развития могут осуществляться специально созданными, в том числе на территории опережающего развития, подразделениями федеральных органов исполнительной власти, территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, уполномоченными:

1) в сфере внутренних дел;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 528-ФЗ;

3) на осуществление надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;

4) на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей;

5) на осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;

6) в области таможенного дела;

7) на осуществление функций по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка;

8) на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

9) на осуществление федерального государственного строительного надзора;

10) на осуществление функций по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Порядок создания и функционирования специально созданных подразделений федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, указанных в части 2 настоящей статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом.

4. В случае создания специальных подразделений, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществление на территории опережающего развития полномочий федеральных органов исполнительной власти, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в указанных в части 2 настоящей статьи сферах иными подразделениями не допускается.

5. Финансовое обеспечение деятельности специально созданных подразделений федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемые на территории опережающего развития

1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории опережающего развития осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции уполномоченного федерального органа или управляющей компании, включая организацию и проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

2. Полномочия органов местного самоуправления на территории опережающего развития осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции уполномоченного федерального органа или управляющей компании, включая организацию и проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Статья 24. Особенности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории опережающего развития

Виды государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются на территории опережающего развития с учетом особенностей осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего развития

1. Настоящим Федеральным законом определяется применение на территориях опережающего развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза. Для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории опережающего развития такая территория приравнивается к особой экономической зоне, определенной в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение о свободных экономических зонах).

2. Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется на участках территории опережающего развития, где создана зона таможенного контроля, под которыми для целей настоящего Федерального закона понимаются земельные участки, строения, помещения, открытые площадки, расположенные на территории опережающего развития и находящиеся во владении или в аренде у резидента территории опережающего развития (далее - участок территории опережающего развития).

3. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Таможенного союза, могут размещаться и использоваться только на участках территории опережающего развития, за исключением случаев, установленных Соглашением о свободных экономических зонах.

4. Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, в том числе транспортных средств, ввозимых или ввезенных на участки территории опережающего развития, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и вывозимых с таких участков, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

5. Решение о создании зоны таможенного контроля на участке территории опережающего развития для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны принимается таможенным органом на основании заявления резидента территории опережающего развития, составленного в произвольной письменной форме, в порядке, установленном частями 13 и 14 статьи 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", и при условии оборудования и обустройства участка территории опережающего развития для целей таможенного контроля.

6. Требования к оборудованию и обустройству участка территории опережающего развития для целей таможенного контроля определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с уполномоченным федеральным органом.

7. Порядок проведения идентификации иностранных товаров, помещаемых или помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

8. Резиденты территории опережающего развития обязаны вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представлять в таможенный орган отчетность о таких товарах.

9. Порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, формы отчетности о таких товарах, порядок заполнения этих форм, порядок и сроки представления в таможенный орган отчетности о таких товарах устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Глава 7. МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

Статья 26. Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с размещением объектов инфраструктуры территории опережающего развития

1. Решение о подготовке документации по планировке территории опережающего развития принимает уполномоченный федеральный орган, а также иные лица в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Документация по планировке территории опережающего развития подготавливается управляющей компанией или по согласованию с управляющей компанией резидентами территории опережающего развития, а также иными лицами в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Документация по планировке территории опережающего развития утверждается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

4. Подготовка и утверждение документации по планировке территории опережающего развития допускаются при отсутствии документов территориального планирования.

5. Виды разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории опережающего развития, определяются утвержденной документацией по планировке территории опережающего развития.

6. До выдачи разрешения на строительство объектов, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития, подготовительные работы могут выполняться с даты представления проектной документации, подготовленной в отношении объектов капитального строительства, необходимых для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития, в целях проведения экспертизы такой проектной документации. Перечень видов подготовительных работ, выполнение которых допускается до получения разрешения на строительство, устанавливается уполномоченным федеральным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

7. Утратил силу с 1 сентября 2022 года. - Федеральный закон от 30.12.2021 N 477-ФЗ.

Статья 26.1. Особенности отнесения земельных участков и (или) земель, расположенных на территории опережающего развития, к определенной категории земель

1. Сведения об отнесении земельного участка, расположенного на территории опережающего развития, к определенной категории земель вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании утвержденной документации по планировке территории опережающего развития с учетом видов разрешенного использования указанного земельного участка, определяемых в соответствии с частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в следующих случаях:

1) земельные участки и (или) земли расположены в границах особо охраняемой природной территории;

2) земельные участки и (или) земли указаны в статьях 83, 92 и 93 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Документация по планировке территории опережающего развития, в состав которой планируется включить земли сельскохозяйственного назначения, до ее утверждения подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель. Срок рассмотрения документации по планировке территории опережающего развития не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня ее поступления в указанный федеральный орган исполнительной власти.

Статья 27. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего развития

1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проектной документации объектов инфраструктуры территории опережающего развития, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо проведение такой экспертизы, проводится при условии соответствия требованиям указанного Федерального закона проектной документации, материалов и иных документов, представляемых заказчиком непосредственно для ее проведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экологической экспертизы.

2. Срок проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, не может превышать сорок пять дней после ее предварительной оплаты в полном объеме.

Статья 28. Особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд

1. Принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего развития осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании.

3. Управляющая компания обеспечивает все мероприятия, необходимые для исполнения решения о принудительном отчуждении земельных участков (об изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, в том числе выступает заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, выступает заказчиком кадастровых работ, проводит переговоры с правообладателями изымаемого недвижимого имущества.

4. Утратил силу с 1 сентября 2022 года. - Федеральный закон от 30.12.2021 N 477-ФЗ.

Статья 29. Особенности резервирования земельных участков

1. До принятия решения о принудительном отчуждении земельного участка (изъятии земельного участка) в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе принять решение о резервировании данного земельного участка.

2. Земельные участки, зарезервированные в целях размещения объектов развития инфраструктуры территории опережающего развития, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

3. Резервирование земельных участков допускается в пределах территории, указанной в предложении уполномоченного федерального органа о создании территории опережающего развития в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Статья 30. Особенности установления сервитута в целях размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития

1. В целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего развития допускается установление сервитута, в том числе в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном земельным и гражданским законодательством, установление публичного сервитута в соответствии с земельным законодательством с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного федерального органа на основании ходатайства лица, осуществляющего деятельность, для обеспечения которой устанавливается сервитут (далее - обладатель сервитута). К таким лицам относятся организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры территории опережающего развития. Сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается на основании соглашения, заключаемого в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

3 - 6. Утратили силу с 1 сентября 2018 года. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ.

7. Лицо, обратившееся с ходатайством об установлении публичного сервитута, обеспечивает за свой счет опубликование и размещение сообщений о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном подпунктами 1 и 3 пункта 3 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации, ознакомление заинтересованных лиц с ходатайством об установлении публичного сервитута и прилагаемым к нему описанием местоположения границ публичного сервитута, а также опубликование решения об установлении публичного сервитута в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 31. Особенности размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития на землях лесного фонда

1. В целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего развития допускается размещение соответствующих объектов на землях лесного фонда.

2. Для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития в лесах допускается осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений (за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации).

3. Лесохозяйственный регламент на территории опережающего развития до его утверждения подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом.

Глава 8. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Статья 32. Цели создания и условия функционирования институтов развития Дальнего Востока

Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения и всестороннего обеспечения задач опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока создает коммерческие и некоммерческие организации (институты развития), обеспечивающие:

1) финансирование и поддержку проектов, реализуемых на территории опережающего развития, а также поддержку иных социально ориентированных проектов, в том числе в агропромышленной сфере;

2) привлечение резидентов территории опережающего развития, прямых инвестиций;

3) развитие человеческого капитала и содействие обеспечению трудовыми ресурсами резидентов территории опережающего развития.

Статья 33. Отдельные меры государственной поддержки социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

1. В целях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, привлечения инвестиций в создание новых и модернизацию имеющихся производственных предприятий разрабатывается и принимается программа развития инвестиционной и предпринимательской деятельности для каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа (далее - программа).

2. Программа разрабатывается уполномоченным федеральным органом совместно с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, и должна определять:

1) цели, задачи и сроки программы;

2) виды экономической деятельности, на которые распространяется действие программы;

3) правила отбора участников программы, в том числе требования к ним;

4) порядок приобретения и прекращения статуса участника программы;

5) требования к объему капитальных вложений в зависимости от вида экономической деятельности.

3. Программа, согласованная с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом и принимается в форме постановления Правительства Российской Федерации.

4. Институты развития Дальнего Востока вправе выступать участниками синдиката кредиторов.

5. Инвестиционные программы и планы развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций с государственным участием в части их реализации на территории Дальневосточного федерального округа согласовываются с уполномоченным федеральным органом, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава 9. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МОНОГОРОДАХ)

Статья 34. Порядок создания территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)

1. Территории опережающего развития создаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, за исключением муниципальных образований, на территориях которых созданы территории опережающего развития в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1.1. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и должны содержать обоснования целесообразности их создания с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

2. В отношении территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, не применяются положения настоящего Федерального закона, за исключением пунктов 3, 4, 8, 9 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

3. Резидентами территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, признаются юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, заключившие соглашения об осуществлении деятельности на территориях опережающего развития с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, указанных в части 1 настоящей статьи, включенные в реестр резидентов территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, и отвечающие одновременно следующим требованиям:

1) регистрация юридического лица осуществлена на территории муниципального образования, указанного в части 1 настоящей статьи;

2) деятельность юридического лица осуществляется исключительно на территории муниципального образования, указанного в части 1 настоящей статьи;

3) юридическое лицо реализует на территории муниципального образования, указанного в части 1 настоящей статьи, инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;

4) юридическое лицо на дату включения в реестр резидентов территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода);

5) юридическое лицо не является дочерней организацией градообразующей организации монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода).

4. Для целей настоящей статьи под градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода) понимается организация (филиал юридического лица), которая осуществляет деятельность на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногорода), включенного в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утверждаемый Правительством Российской Федерации, и среднесписочная численность работников которой составляет не менее 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

4.1. Если в рамках реализации инвестиционного проекта резидентом территории опережающего развития, указанной в части 1 настоящей статьи, созданы рабочие места в количестве, превышающем 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, такое юридическое лицо не является градообразующей организацией, определенной частью 4 настоящей статьи.

5. Дополнительные требования к резидентам территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Реестр резидентов территорий опережающего развития, указанных в части 1 настоящей статьи, ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. В отношении территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) уполномоченным федеральным органом является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области координации деятельности органов государственной власти по обеспечению стабильного развития монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Переходные положения

1. В течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона территории опережающего развития могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном главой 9 настоящего Федерального закона, по истечении трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона - на территориях остальных субъектов Российской Федерации. На территориях закрытых административно-территориальных образований территории опережающего развития могут создаваться начиная с 1 января 2016 года.

1.1. Территории опережающего развития, создаваемые в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, могут создаваться начиная с 1 января 2017 года.

2. В отношении территорий опережающего развития на территории Дальневосточного федерального округа уполномоченным федеральным органом является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации на территории Дальневосточного федерального округа деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.

3. Территории опережающего развития, созданные в соответствии с требованиями части 1 статьи 34 настоящего Федерального закона на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по решению Правительства Российской Федерации могут быть преобразованы в территории опережающего развития в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона. При этом резиденты указанных территорий опережающего развития сохраняют статус резидента, полученный в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и пользуются всеми льготами до окончания действия соглашения об осуществлении деятельности.

Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

29 декабря 2014 года

N 473-ФЗ