Оглавление
В целях совершенствования деятельности таможенных органов по контролю соблюдения законности приказываю:
1. Утвердить Типовое положение об отделе контроля соблюдения законности в таможенных органах регионального таможенного управления (Приложение).
2. Считать утратившим силу Приказ ГТК России от 14.06.99 N 360 "Об утверждении Типового положения об отделе контроля за соблюдением законности при производстве по делам о нарушении таможенных правил регионального таможенного управления".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять статс - секретарю - заместителю председателя ГТК России Ю.Ф. Азарову.
Настоящий Приказ вступает в силу с 01.07.2002.
Председатель Комитета,
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН
Приложение
к Приказу ГТК России
от 25 июня 2002 г. N 656
1. Общие положения
1.1. Типовое положение об отделе контроля соблюдения законности в таможенных органах регионального таможенного управления (далее - Положение) определяет основные задачи и функции отдела контроля соблюдения законности в таможенных органах регионального таможенного управления (далее - Отдел), а также права, обязанности и ответственность его сотрудников.
1.2. Отдел является структурным подразделением регионального таможенного управления (далее - Управление).
В структуру Отдела входит отделение работы с обращениями организаций и граждан, имеющими характер жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц.
1.3. В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом Российской Федерации "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, нормативными правовыми актами ГТК России, приказами и распоряжениями Управления, а также настоящим Положением.
2. Задачи Отдела
2.1. Обеспечение правовыми средствами защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, вступающих в правоотношения с Управлением, таможнями и таможенными постами, находящимися в регионе деятельности Управления, а также экономических интересов и экономической безопасности Российской Федерации.
2.2. Контроль соблюдения законности при принятии Управлением, таможнями и таможенными постами, находящимися в регионе деятельности Управления, или их сотрудниками решений, совершении ими действий или бездействия в ходе проведения таможенного контроля, производства таможенного оформления, взимания таможенных платежей или осуществления ими иных функций в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к административной ответственности.
2.3. Осуществление методического руководства деятельностью по контролю за законностью и обоснованностью решений, действий или бездействия таможен и таможенных постов, находящихся в регионе деятельности Управления (далее - таможенные органы региона), и их сотрудников в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к административной ответственности.
2.4. Анализ состояния нормативно - правовой базы в сфере таможенного дела по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
3. Функции Отдела
3.1. Рассмотрение жалоб лиц и протестов прокуроров на решения, действия или бездействие сотрудников Управления, за исключением его начальника, а также поступивших в Управление жалоб лиц и протестов прокуроров на решения, действия или бездействие Управления, рассмотрение которых относится к его компетенции.
3.2. Проверка в связи с жалобами лиц, актами прокурорского реагирования, а также в порядке контроля законности и обоснованности решений, действий или бездействия таможенных органов региона и их сотрудников, принимаемых или совершаемых в том числе:
а) в ходе проведения таможенного контроля, производства таможенного оформления, взимания таможенных платежей или осуществления ими иных функций в сфере таможенного дела;
б) при привлечении лиц к административной ответственности:
в ходе производства по делам об административных правонарушениях, отнесенным законом к компетенции таможенных органов;
при рассмотрении дел об административных правонарушениях и вынесении по ним постановлений и определений;
при назначении административных наказаний без составления протоколов об административных правонарушениях.
3.3. Доклад начальнику Управления материалов о продлении сроков производства по делам об административных правонарушениях, отнесенным законом к компетенции таможенных органов.
3.4. В соответствии с планами работы Управления или по указанию начальника Управления проведение в таможенных органах региона проверок законности и обоснованности решений, действий или бездействия в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к административной ответственности.
Проведение по результатам проверок совещаний, организация совместно с руководством соответствующих таможенных органов принятия мер к устранению выявленных нарушений, подготовка в пределах своей компетенции проектов решений, принимаемых от имени Управления.
3.5. Анализ состояния законности в таможенных органах региона и обобщение практики применения ими законодательства по таможенному делу и законодательства об административных правонарушениях. Подготовка (в том числе совместно с заинтересованными подразделениями Управления) обзоров, информационных писем и рекомендаций по вопросам правоприменительной практики.
3.6. Организация и проведение стажировок сотрудников подразделений контроля за соблюдением законности таможен, находящихся в регионе деятельности Управления.
3.7. Участие в мероприятиях по повышению квалификации сотрудников таможенных органов.
3.8. Взаимодействие с судебными, правоохранительными и другими государственными органами в ходе выполнения установленных настоящим Положением задач и функций.
3.9. Представление в случае необходимости совместно с правовым отделом Управления интересов таможенных органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции при рассмотрении ими заявлений и жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов региона и их сотрудников в сфере таможенного дела, а также при привлечении лиц к ответственности за административные правонарушения.
3.10. Подготовка руководству Управления и ГТК России замечаний и предложений, в том числе по совершенствованию нормативных правовых актов, вопросам соблюдения законности в сфере таможенного дела и привлечения лиц к ответственности за административные правонарушения.
3.11. Возложение на Отдел обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к компетенции Отдела, не допускается.
4. Права Отдела
4.1. В связи с жалобами лиц, актами прокурорского реагирования или в порядке контроля истребовать из таможенных органов региона:
а) документы и сведения, касающиеся принятия таможенными органами и их сотрудниками решений, совершения ими действий или бездействия в сфере таможенного дела;
б) дела об административных правонарушениях, а также иные необходимые документы и сведения, касающиеся привлечения лиц к ответственности за административные правонарушения.
4.2. Истребовать из структурных подразделений Управления документы и сведения, касающиеся обжалованных или опротестованных решений, действий или бездействия Управления и его сотрудников.
Запрашивать в структурных подразделениях Управления документы, заключения и другие сведения по вопросам реализации законодательства о таможенном деле и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, необходимые для подготовки Отделом проектов решений.
4.3. При проведении проверок в таможенных органах региона:
а) знакомиться с журналами учета дел об административных правонарушениях, делами об административных правонарушениях, отчетами, приказами и иными документами, необходимыми для проведения проверки;
б) получать объяснения от должностных лиц таможенных органов региона о причинах и обстоятельствах принятия решений, совершения действий или бездействия;
в) проводить в установленном порядке служебные проверки по фактам ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами таможенных органов региона.
4.4. Готовить проекты приказов, распоряжений и писем, а также решений по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
4.5. Запрашивать сведения в государственных органах, предприятиях, учреждениях и иных организациях (в том числе посредством обращения в их структурные подразделения), а также готовить проекты ответов на поступающие от них запросы в пределах компетенции Отдела.
5. Заключительные положения
5.1. Общее руководство деятельностью Отдела осуществляет заместитель начальника Управления - начальник правовой службы.
Непосредственное руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник Отдела.
Организационное и методическое руководство деятельностью Отдела по выполнению им указанных в настоящем Положении задач и функций осуществляет Управление контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ГТК России.
5.2. Сотрудников Отдела назначают на должность и освобождают от нее согласно приказу Управления по представлению начальника Отдела из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в таможенных, судебных органах, органах прокуратуры, иных правоохранительных и других государственных органах не менее установленного нормативными правовыми актами ГТК России, и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять возложенные на Отдел задачи.
5.3. Начальника Отдела назначают на должность и освобождают от должности согласно приказу Управления по согласованию с Управлением контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ГТК России.
5.4. Начальник Отдела подчиняется непосредственно заместителю начальника Управления - начальнику правовой службы.
5.5. Начальник Отдела:
а) руководит деятельностью Отдела и несет персональную ответственность за выполнение Отделом возложенных на него задач и функций;
б) распределяет обязанности между сотрудниками Отдела, контролирует надлежащее исполнение ими должностных обязанностей;
в) визирует проекты документов, подготовленных Отделом, в том числе:
постановлений об отмене или изменении постановлений таможенных органов региона по делам об административных правонарушениях;
решений об отмене или изменении решений, принятых в ходе таможенного контроля, при производстве таможенного оформления, взимании таможенных платежей или осуществлении таможенными органами региона и их сотрудниками иных функций в сфере таможенного дела;
г) анализирует работу Отдела и готовит отчеты о его деятельности;
д) организовывает повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников Отдела;
е) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий сотрудникам Отдела, о поощрении сотрудников Отдела и таможенных органов региона за добросовестное исполнение служебных обязанностей, а также предложения об ответственности сотрудников Отдела и таможенных органов региона, допустивших нарушения должностных обязанностей;
ж) принимает необходимые меры для обеспечения Отдела средствами связи, компьютерами, иной оргтехникой и другими необходимыми для работы, а также для обучения и повышения квалификации сотрудников Отдела средствами в соответствии с табелем положенности.
5.6. Права и обязанности каждого сотрудника Отдела определяются соответствующей должностной инструкцией, подготавливаемой и утверждаемой в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России.
5.7. Работа Отдела строится на основе текущего и перспективного планирования в соответствии с планом работы Управления и во взаимодействии с другими подразделениями Управления. План работы Отдела утверждает заместитель начальника Управления - начальник правовой службы.
5.8. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности осуществляются сотрудниками Отдела согласно установленному порядку.
5.9. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей сотрудники Отдела несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Начальник Управления
контроля соблюдения
законодательства
в таможенном деле,
генерал - лейтенант
таможенной службы
З.Я.АМИРОВ