Статистика свидетельствует, что, несмотря на принимаемые меры, одним из самых распространенных видов нарушений таможенных правил остается недоставление товаров и транспортных средств в таможенные органы назначения. При этом количество дел о НТП, возбужденных по статье 254 Таможенного кодекса Российской Федерации, составляет одну треть от общего количества дел о нарушении таможенных правил.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
В то же время перевозчики почти не имеют рекламаций со стороны отправителей и получателей товаров за недоставку грузов по договору перевозки. Это говорит о том, что практически всегда товары доходят до адресата, являющегося во многих случаях инициатором нарушения таможенных правил, отвечать за которое приходится перевозчику.
В этой ситуации особенно важно, чтобы перевозчик доставлял товар не к получателю, а в место доставки (на склад временного хранения или таможенный склад), где должны быть созданы условия для выполнения перевозчиком требований ст. 142 Таможенного кодекса Российской Федерации:
"В месте доставки товары и транспортные средства представляются, а документы на них вручаются таможенному органу Российской Федерации. Представление выражается в уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств не позднее 30 минут после их прибытия, а в случае прибытия товаров и транспортных средств вне времени работы торможенного органа Российской Федерации - не позднее 30 минут после наступления времени начала работы этого органа...
Товары и транспортные средства, прибывшие в место назначения вне времени работы торможенного органа Российской Федерации, должны быть размещены в зоне таможенного контроля..."
Владельцы СВХ и ТС обязаны не препятствовать представлению товаров и транспортных средств в месте доставки и не вправе отказать перевозчику во въезде на территорию складов (Приказы ГТК России от 26.04.96 N 257 и от 20.05.96 N 304).
Таможенный орган назначения (таможенный орган, расположенный на складе, а в отсутствие таможенного органа на складе - таможенный орган, в регионе деятельности которого этот склад располагается) доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место подачи уведомления о прибытии товаров и транспортных средств и вручения документов на них (Приказ ГТК России от 20.05.96 N 304).
ГТК России письмом от 29.04.96 N 01-15/7732 обратил внимание таможенных органов на недопустимость ситуации, когда должностные лица таможенного органа не принимают документы от перевозчика без присутствия представителя грузополучателя, не размещают транспортное средство в зоне таможенного контроля и не пропускают водителя в помещение таможенного органа. В результате перевозчики вынуждены обращаться к получателю товаров и передавать ему документы, в которых затем нередко появляются поддельные таможенные печати и штампы.
Информация, поступающая в ГТК России из Минтранса России, АСМАПа и от крупных транспортных фирм свидетельствует о том, что на многих СВХ и ТС по-прежнему встречаются упомянутые нарушения. Особенно серьезна эта проблема в Московском регионе, где лишь на части складов находятся сотрудники таможенных органов, и уведомление о прибытии транспортного средства с товаром должно производиться через владельца склада. В нынешних условиях, когда остро стоит вопрос о доверии к владельцам СВХ и ТС, решить проблему можно либо организацией жесткого контроля за соблюдением владельцами складов установленного порядка принятия уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств, либо ограничением мест доставки товаров только теми складами, на которых созданы отделы таможенного оформления и таможенного контроля.
Сегодня ГТК России строит свои взаимоотношения с транспортной отраслью по принципу "таможня должна повернуться лицом к добропорядочному перевозчику" и на основе решений, принятых на совместном заседании Коллегий ГТК России и Минтранса России. В августе с.г. ГТК России и АСМАПом была подписана совместная памятка водителю по оформлению документов при осуществлении международных перевозок грузов (письмо ГТК России от 19.08.97 N 01-15/15924), в которой четко обозначены обязанности перевозчиков, владельцев складов и сотрудников таможенных органов в месте доставки товаров. Есть основания полагать, что отдельные склады и таможенные органы не выполняют требований памятки. В этих условиях ГТК России уже не может оставлять без внимания многочисленные жалобы перевозчиков на отсутствие должного порядка на СВХ и ТС Московского региона. В противном случае Минтранс России готов вынести обсуждение этого вопроса в Правительство Российской Федерации.
Прошу проинформировать ГТК России о том, какие шаги предпринимает МТУ для решения вышеуказанных проблем.
Заместитель Председателя
Комитета
В.В.ШПАГИН