Оглавление
В целях установления единого порядка подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок территориальными органами и подразделениями ГТК России, а также ответов на запросы таможенных служб иностранных государств приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок, а также ответов на запросы таможенных служб иностранных государств (далее - Инструкция).
2. Начальникам таможенных органов Российской Федерации и подразделений ГТК России обеспечить изучение Инструкции и осуществлять контроль за ее неукоснительным выполнением должностными лицами.
3. Управлению международного таможенного сотрудничества (А.С. Подчищаев) своевременно информировать Главное управление по борьбе с контрабандой (С.П. Решетников) в отношении заключения межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с зарубежными странами, предусматривающих обмен международными запросами.
4. Считать утратившим силу Приказ ГТК России от 11.05.2001 N 429 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения международных запросов по правоохранительной деятельности".
5. Заместителю председателя ГТК России Б.М. Гутину осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа.
Председатель Комитета,
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
М.В.ВАНИН
Приложение
к Приказу ГТК России
от 17 апреля 2003 г. N 420
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок применения статьи 26.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России), статьи 305 Таможенного кодекса Российской Федерации и статей 6, 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при производстве по делу об административном правонарушении и в связи с проведением оперативных проверок.
1.2. Основными принципами, определяющими деятельность должностных лиц таможенных органов при исполнении настоящей Инструкции, являются:
законность;
обоснованность;
целесообразность;
оперативность.
1.3. Основанием для подготовки международных запросов является необходимость получения доказательств по делу об административном правонарушении и материалов оперативной проверки, а также наличие правовой базы сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран.
1.4. Контроль исполнения международных запросов и ответов на международные запросы таможенных служб иностранных государств осуществляется:
- Главным управлением по борьбе с контрабандой ГТК России (далее - ГУБК) - в отношении оперативных таможен и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России;
- оперативной таможней - в отношении таможенных органов региона;
- заместителем начальника таможенного органа, курирующим правоохранительную деятельность, - в отношении международных запросов, поступающих в таможенный орган.
Ответственность за своевременное и полное исполнение международного запроса несут должностные лица, у которых он находится на исполнении.
По каждому факту неисполнения либо ненадлежащего исполнения международного запроса информируется контролирующий таможенный орган, который обязан принять меры по исполнению международного запроса, а также устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушения порядка, установленного настоящей Инструкцией.
2. Информационное взаимодействие с таможенными службами иностранных государств
2.1. Обмен международными запросами правоохранительного содержания осуществляется через Государственный таможенный комитет Российской Федерации в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Международной конвенцией о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.77, межправительственными соглашениями о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, Протоколом 2 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства от 24.06.94, межведомственными договоренностями ГТК России с таможенными службами иностранных государств и настоящей Инструкцией.
2.2. Перечень иностранных государств, с которыми по состоянию на 1 января 2003 года заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, приведен в Приложении к настоящей Инструкции.
По мере подписания новых межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах в Приложение будут вноситься соответствующие изменения.
2.3. Обмен международными запросами со странами дальнего зарубежья осуществляется через службу "М" Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК России в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
2.4. Обмен международными запросами между таможенными службами государств - участников СНГ осуществляется согласно Единому порядку обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок, утвержденному решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 28.03.2002 N 5/34. При этом в случаях, когда международные запросы в таможенные службы государств - участников СНГ направляются через ГТК России, применяется порядок, установленный настоящей Инструкцией.
3. Требования к подготовке международных запросов по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств
3.1. Международные запросы в таможенные службы иностранных государств направляются по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, частью 1 статьи 16.9, статьей 16.16, частью 1 статьи 16.18, частью 1 статьи 16.19, статьей 16.21 КоАП России.
В международном запросе по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 16.18 КоАП России необходимо указать выполненные на территории Российской Федерации мероприятия по розыску невывезенного товара и (или) транспортного средства.
В случаях, вызванных необходимостью, международные запросы могут направляться и по иным делам.
3.2. Запросы по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств направляются в службу "М" ГУБК (далее - служба "М").
В течение 3-х рабочих дней служба "М" передает запрос в Управление таможенных расследований и дознания ГТК России (далее - УТРД), где в течение 5 рабочих дней принимается решение о целесообразности его направления в таможенную службу иностранного государства. Срок исполнения международного запроса может быть приостановлен, если для его направления необходимо затребовать из таможенного органа Российской Федерации дополнительные материалы или сведения.
При принятии решения о целесообразности направления международного запроса он возвращается в службу "М", где в течение 10 рабочих дней со дня возвращения приводится в соответствие правовым актам о международном таможенном сотрудничестве, переводится на иностранный язык и направляется в таможенную службу соответствующего иностранного государства.
При принятии решения о нецелесообразности направления международного запроса УТРД передает материалы в службу "М" для возврата в таможенный орган с указанием мотивов отказа.
3.3. Ответ таможенной службы иностранного государства поступает в службу "М", где в течение 10 рабочих дней со дня поступления переводится на русский язык. Затем копия направленного международного запроса и оригинал ответа таможенной службы иностранного государства с его переводом пересылаются в таможенный орган, направивший международный запрос, для приобщения его к материалам дела. Копия ответа таможенной службы иностранного государства с его переводом при необходимости передается в УТРД, которое вправе давать рекомендации по дальнейшей организации расследования.
3.4. ГУБК ведет учет отправленных международных запросов и полученных ответов и ежемесячно проводит их анализ.
4. Требования к подготовке международных запросов в таможенные службы иностранных государств в связи с проведением оперативных проверок
4.1. Международные запросы в связи с проведением оперативных проверок в таможенные службы иностранных государств направляются таможенными органами Российской Федерации в службу "М".
4.2. При принятии решения о направлении международного запроса службой "М" в течение 10 рабочих дней международный запрос приводится в соответствие правовым актам о международном таможенном сотрудничестве, переводится на иностранный язык и направляется в таможенную службу соответствующего иностранного государства.
При принятии решения об отказе в направлении международного запроса служба "М" возвращает международный запрос в таможенный орган с указанием мотивов отказа.
4.3. Ответ таможенной службы иностранного государства поступает в службу "М", где в течение 10 рабочих дней со дня поступления переводится на русский язык и пересылается в таможенный орган, направивший международный запрос.
4.4. ГУБК ведет учет отправленных международных запросов и полученных ответов и ежемесячно проводит их анализ.
5. Исполнение международных запросов таможенных служб иностранных государств
5.1. Международные запросы таможенных служб иностранных государств, поступающие в ГТК России, обрабатываются в службе "М" и направляются в десятидневный срок в оперативные таможни либо таможни, непосредственно подчиненные ГТК России, для организации исполнения. Срок исполнения международного запроса не должен превышать одного месяца.
5.2. В случае необходимости запросы таможенных служб иностранных государств могут направляться службой "М" в территориальные таможенные органы.
5.3. В случае необходимости уточнения у таможенной службы иностранного государства обстоятельств международного запроса срок обработки международного запроса в службе "М" может быть продлен на 10 рабочих дней.
5.4. В случае возникновения необходимости срок исполнения международного запроса таможенным органом может быть продлен по мотивированному заключению на 15 рабочих дней с уведомлением службы "М". Продление исполнения международного запроса на срок до 30 рабочих дней производится только в исключительных случаях по письменному разрешению службы "М".
5.5. Территориальный таможенный орган исполняет международный запрос с учетом сроков и направляет свой ответ вместе с полученными материалами проверки в службу "М".
5.6. Служба "М" в течение 10 рабочих дней осуществляет подготовку ответа согласно установленной форме и направляет его в таможенную службу иностранного государства.
5.7. В случае возникновения у службы "М" необходимости уточнения информации у территориального таможенного органа срок подготовки ответа в таможенную службу иностранного государства может быть продлен на 10 рабочих дней.
5.8. В случае, если в поступившем международном запросе таможенной службы иностранного государства содержатся сведения, указывающие на наличие явных признаков преступления или административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации, территориальный таможенный орган принимает необходимые в соответствии с уголовно-процессуальным таможенным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры, направленные на своевременное возбуждение уголовных дел и дел об административных правонарушениях, о чем незамедлительно информирует службу "М".
6. Заключительные положения
6.1. Международные запросы по делам об административных правонарушениях исполняются в возможно короткое время.
6.2. В международном запросе должно содержаться обращение к таможенной службе только одного иностранного государства.
6.3. В международном запросе ясно и лаконично излагаются существо дела и основание для проведения проверки. Должно быть указано, какой таможенный орган обращается с просьбой, что послужило основанием для запроса (отражается существо предполагаемого административного правонарушения и возможная оценка его последствий), какие документы или информацию необходимо получить. Запрашивать надо только наиболее важную, существенную информацию, не следует загружать запрос второстепенными деталями.
6.4. В международном запросе, по возможности, должны быть указаны полные названия контрагентов внешнеторговой сделки (продавца, покупателя, грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика), их юридические и фактические адреса, телефоны, факсы. Названия и адреса зарубежных контрагентов, их адреса, установочные данные на руководителей необходимо указывать на русском и иностранном языках.
6.5. К международному запросу обязательно должны быть приложены имеющие отношение к сделке документы (копии таможенных деклараций, счетов (инвойсов), транспортных документов, контрактов).
6.6. При подготовке международных запросов необходимо учитывать особенности работы с отдельными таможенными службами иностранных государств, содержащиеся в методических рекомендациях ГТК России по подготовке международных запросов по делам о нарушении таможенных правил.
6.7. При подготовке международных запросов следует также учитывать, что переписка с таможенными службами иностранных государств ведется по почте. В отдельных случаях допускается передача международного запроса факсимильной связью или электронной почтой с обязательной досылкой по почте.
6.8. Упомянутое в пункте 2.2 настоящей Инструкции Приложение является ее неотъемлемой частью.
Первый заместитель Начальника
Главного управления,
генерал-майор
таможенной службы
С.П.РЕШЕТНИКОВ
Приложение
к п. 2.2 Инструкции
ПЕРЕЧЕНЬ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, С КОТОРЫМИ ИМЕЮТСЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ (ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА)
Соглашения ратифицированы Соглашения не ратифицированы Аргентина Бельгия Болгария Бразилия Великобритания Греция Венгрия Латвия Германия Чили Дания Израиль Индия Испания Иран Италия Китай Литва Македония Монголия Норвегия Нидерланды Польша Словакия США Турция Финляндия Франция Чехия Швеция Эстония Югославия Корея
Австрия - обмен международными запросами осуществляется в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.94.
Страны СНГ (запросы регламентируются Единым порядком обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок, утвержденным решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 28.03.2002 N 5/34).