Приказ Россельхознадзора N 72, ФТС России N 37 от 23.01.2023
Об утверждении порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, включающего в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, предоставляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегии и тактики применения системы управления рисками при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Оглавление

Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2023 г. N 72970

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ N 72

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА N 37

ПРИКАЗ от 23 января 2023 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ, ВКЛЮЧАЮЩЕГО В СЕБЯ ПОРЯДОК СБОРА И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ, А ТАКЖЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ СЕМЯН СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 30.12.2021 N 454-ФЗ "О семеноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 23), пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (Российская газета, 2004, N 150; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 49, ст. 8277), и пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 N 636 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3146, N 26, ст. 4962), приказываем:

1. Утвердить прилагаемый порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, предоставляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

2. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящим приказом, осуществляется Россельхознадзором и ФТС России в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным службам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Руководитель
Федеральной службы по ветеринарному
и фитосанитарному надзору
С.А.ДАНКВЕРТ

Руководитель
Федеральной таможенной службы
В.И.БУЛАВИН

Утвержден
приказом Россельхознадзора и ФТС России
от 23 января 2023 г. N 72/37

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ ПОРЯДОК СБОРА И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ, А ТАКЖЕ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ СЕМЯН СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Разработка и реализация мер по управлению рисками

1. Разработка и реализация мер по управлению рисками при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ввозе в Российскую Федерацию семян сельскохозяйственных растений (далее соответственно - контроль в области семеноводства, пункты пропуска, Объекты) предусматривает сбор и анализ информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками (далее - СУР) при осуществлении контроля в области семеноводства, и осуществляется в следующем порядке:

1.1. Определение надлежащего выбора Объектов, способов осуществления контроля в области семеноводства, направленных на предотвращение или минимизацию рисков (далее - меры по предотвращению или минимизации рисков) и применение указанных мер.

1.2. Определение профилей рисков.

Профиль риска определяется в целях выявления Объектов на основании сведений об области риска, индикаторов риска, а также указаний о применении в отношении них необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

Профили рисков классифицируются исходя из срока их действия, оценки рисков, необходимости актуализации, в том числе с учетом следующих сведений:

а) информация о нарушении требований в области семеноводства сельскохозяйственных растений участником ВЭД;

б) информация о нарушении требований в области семеноводства сельскохозяйственных растений производителями семян;

в) меры, применяемые компетентными организациями страны-экспортера для предотвращения ввоза в Российскую Федерацию семян, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области семеноводства сельскохозяйственных растений (далее - законодательство в области семеноводства).

1.3. Выбор Объектов на основании индикаторов риска.

Выбор Объектов осуществляется на основании индикаторов риска и с использованием информационно-программных средств автоматизированных информационных систем в области семеноводства <1> (далее - АИС в области семеноводства).

--------------------------------

<1> Статья 21 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 454-ФЗ "О семеноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 23).

1.4. Воздействие на риски.

Воздействие на риски осуществляется путем непосредственного применения мер по предотвращению или минимизации рисков.

Для воздействия на риски в целях выявления при проведении контроля в области семеноводства Объектов с признаками установленных критериев рисков, а также в целях использования сведений об уровне риска Объектов на основе результатов анализа риска осуществляется распределение Объектов по категориям риска в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных негативных последствий обращения с ними (далее - риск-категорирование Объектов).

По результатам риск-категорирования Объекты группируются по следующим категориям уровня риска:

значительный уровень риска;

средний уровень риска;

низкий уровень риска.

Риск-категорирование Объектов и актуализация указанных категорий осуществляются на основе анализа сведений о семенах, содержащихся в АИС в области семеноводства.

Предложения об актуализации или отмене профилей рисков подготавливаются уполномоченным структурным подразделением Россельхознадзора, осуществляющим координацию деятельности территориальных Управлений Россельхознадзора в области семеноводства сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска, а также подведомственными Россельхознадзору организациями (далее - координаторы СУР) на основании анализа результатов воздействия на риски, а также в случае изменения правовых актов, определяющих порядок осуществления контроля в области семеноводства и результатов проведения контроля в области семеноводства.

Результаты применения профилей рисков учитываются Россельхознадзором в АИС в области семеноводства.

Оценка эффективности применения мер по предотвращению или минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляется Россельхознадзором в рамках осуществления контроля за процессом управления рисками в ходе функционирования СУР.

2. Сбор и обработка информации осуществляются уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, территориальных управлений Россельхознадзора, подведомственных Россельхознадзору организаций, должностными лицами таможенных органов.

3. Указанные в пункте 2 настоящего Порядка должностные лица должны использовать следующие источники информации:

а) предварительная информация, предоставляемая участниками ВЭД в таможенные органы и содержащаяся в документах и в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) <2>;

--------------------------------

<2> Часть 1 статьи 301 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082).

б) информация, содержащаяся в АИС в области семеноводства;

в) информация, полученная от уполномоченных организаций стран-экспортеров;

г) информация, полученная от иных федеральных органов исполнительной власти;

д) информация, полученная от международных организаций.

4. Обработка информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет, систематизацию, актуализацию, преобразование и хранение.

При учете информации должностные лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, должны осуществлять регистрацию и обобщение поступившей информации.

Преобразование информации осуществляется путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах АИС в области семеноводства и ЕАИС ТО.

Актуализация информации осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.

Учет, систематизация, преобразование и хранение информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, а также совершение с такой информацией иных операций осуществляются в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой и иной охраняемой законом тайне, персональных данных и архивном деле (далее - законодательство об охраняемой законом тайне).

Доступ к информации, содержащейся в программных средствах, обеспечивающих функционирование СУР, осуществляется с учетом установленных законодательством об охраняемой законом тайне требований к обеспечению безопасности сведений, ограничений по использованию информации.

Содержание профилей и индикаторов риска предназначено для использования должностными лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, и является конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством об охраняемой законом тайне.

Сведения, отнесенные к открытой информации, публикуются на официальных сайтах Россельхознадзора и ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. В целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений законодательства в области семеноводства на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, Россельхознадзором проводятся анализ и оценка риска.

При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства АИС в области семеноводства, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.

Анализ и оценка рисков осуществляются с использованием алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа.

Результат оценки риска является основой для определения профиля риска и (или) принятия решения о необходимости применения мер по предотвращению или минимизации рисков.

6. При оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования Объектов используются информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения, обработки информации и средства их обеспечения.

II. Стратегия применения системы управления рисками

7. Стратегия применения СУР направлена на достижение максимальной эффективности контроля в области семеноводства, исключающего избыточность контрольно-надзорных мероприятий, а также на реализацию следующих целей:

а) обеспечение соблюдения актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства в области семеноводства, на основе реализации процесса управления рисками;

б) обеспечение мер по предотвращению или минимизации рисков, а также определение степени применения необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;

в) создание условий для сокращения времени проведения контроля в области семеноводства и упрощения перемещения через пункты пропуска Объектов, в отношении которых не выявлены риски;

г) обеспечение соблюдения обязательных требований в области семеноводства сельскохозяйственных растений.

8. Достижение указанных целей осуществляется путем определения и реализации тактики применения СУР при осуществлении контроля в области семеноводства.

III. Тактика применения СУР

9. Тактика применения СУР направлена на реализацию процесса управления рисками при осуществлении контроля в области семеноводства и предусматривает следующие мероприятия:

а) планирование и организацию деятельности Россельхознадзора совместно с ФТС России при осуществлении контроля в области семеноводства по управлению рисками с учетом целей, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка;

б) сбор, хранение, анализ и обработку информации, необходимой для оценки рисков;

в) реализацию процесса оценки рисков на основе методов оценки рисков и использования программного обеспечения;

г) выявление Объектов с признаками рисков и эффективное применение мер по предотвращению или минимизации рисков;

д) контроль за применением мер по предотвращению или минимизации рисков;

е) осуществление мониторинга процесса управления рисками в целях совершенствования СУР;

ж) риск-категорирование Объектов;

з) распределение Россельхознадзором полномочий в процессе управления рисками между структурными подразделениями и территориальными органами Россельхознадзора, а также подведомственными Россельхознадзору организациями.

10. При осуществлении контроля в области семеноводства координаторы СУР должны обеспечивать планирование, организацию и контроль процесса управления рисками в ходе функционирования СУР, контроль единообразного применения тактики СУР, а также применения профилей рисков таможенными органами и территориальными Управлениями Россельхознадзора в пунктах пропуска (далее - пользователи СУР).

11. Координаторами СУР осуществляется:

а) обеспечение и координация единообразного применения тактики СУР;

б) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю применения СУР;

в) проведение оценки рисков;

г) определение, применение и актуализация профилей рисков;

д) анализ результатов проведения контроля в области семеноводства при ввозе семян на основании информации о ввозимых семенах за предыдущий отчетный период, данных о нарушениях и данных системы предварительного информирования в целях подготовки предложений по применению мер по предотвращению или минимизации рисков;

е) управление применением программных средств, обеспечивающих функционирование СУР, а также подготовка предложений по их созданию, модернизации и сопровождению;

ж) реализация риск-категорирования Объектов и актуализация категорий уровней риска.

12. Пользователями СУР осуществляется:

а) применение СУР при проведении контроля в области семеноводства в пунктах пропуска;

б) подготовка предложений по совершенствованию СУР.