Письмо ГТК РФ от 14.10.1998 N 01-33/21493
О проекте Типовой технологической схемы принятия предварительных решений

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 14 октября 1998 г. N 01-33/21493

О ПРОЕКТЕ ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРИНЯТИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Государственным таможенным комитетом Российской Федерации рассмотрен представленный Московским таможенным управлением проект Типовой технологической схемы принятия предварительных решений и их применение в процессе организации таможенного оформления и таможенного контроля (далее - проект ТТС). В целях продолжения работы по упрощению порядка таможенного оформления и контроля, в дополнение к мнению ГТК России, которое было 07.09.98 доведено до непосредственных разработчиков проекта ТТС на рабочем совещании с участием представителей ПУ, УТР, УКН, УТР и УОТС ГТК России, представляем следующие замечания.

1. Основным недостатком проекта ТТС является то, что понятие предварительного решения, представленное в нем, рассматривается более широко, чем это установлено главой 53 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 13 и 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" таможенная стоимость определяется на момент ввоза товаров на территорию Российской Федерации, при обязательном подтверждении всех данных (в том числе и товаросопроводительными документами, которые следуют вместе с товаром) всех данных, необходимых для ее определения. Таможенная стоимость определяется и заявляется декларантом при перемещении товаров через таможенную границу, а таможенные органы осуществляют контроль за правильностью определения таможенной стоимости. Таким образом, принятие предварительного решения по таможенной стоимости товаров до их фактического ввоза на таможенную территорию не только противоречит Закону, но и объективно невозможно, так как отсутствует целый ряд документов и сведений о товарах (а также и сам товар) и всех обстоятельствах сделки. Это не позволяет не только определить величину таможенной стоимости, но и выбрать метод оценки товара в таможенных целях.

Соответственно, принятие решения по сумме таможенных платежей также не представляется возможным, поскольку именно таможенная стоимость товара является основой для их начисления. Участнику ВЭД может быть сообщена только условная сумма таможенных платежей в порядке информирования и консультирования.

Одновременно сообщаем, что по вопросу предварительной классификации товаров в настоящее время проводится работа по внесению изменений в действующее таможенное законодательство. В ГТК России в настоящее время разрабатывается "Положение о предварительном классификационном решении (ПКР)", разработан бланк ПКР и другие необходимые меры для внедрения ПКР в Российской Федерации.

Полагаем необходимым отметить то, что упрощение порядка использования процедуры временного хранения и процедуры доставки товаров под таможенным контролем (п. п. 15.1, 15.3), выборочность проведения таможенного досмотра (п. 1.5.2), применение особых порядков декларирования товаров (п. п. 1.5.4, 1.5.5), использование электронных форм декларирования (п. 1.5.7) и совмещение этапов таможенного контроля, установленных Приказом ГТК России от 04.04.96 N 203, не являются объектами предварительных решений. Решение указанных задач должно быть произведено путем создания соответствующих технологий таможенного оформления и таможенного контроля. При этом отдельные предложения по изменению технологии таможенного оформления, внесенные в проект ТТС, в настоящее время не запрещены нормативными актами ГТК России:

- Совмещение этапа контроля таможенных платежей и этапа валютного контроля и таможенной стоимости может быть реализовано в настоящее время, поскольку нет фактического запрета на совмещение этих двух этапов одним должностным лицом (Приказы ГТК России от 04.04.96 N 203 и от 10.07.96 N 429). Совмещение этапа контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД СНГ и страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования с этапом досмотра и выпуска также возможно в части их выполнения путем документального контроля и принятия решения о выпуске одним должностным лицом таможенного органа и проведения фактического досмотра товаров иным должностным лицом таможенного органа (п. 3.5 Приказа ГТК России от 04.04.96 N 203);

- При определении мест доставки и мест фактического временного хранения, не являющихся складами временного хранения, существует понятие иных мест доставки, которое определено частью второй п. 1.3 Положений о складах временного хранения товаров (утверждено Приказом ГТК России от N 388), а также процедура ответственного хранения товаров, которая установлена указанием ГТК России от 11.07.95 N 01-12/870. При этом, для временного хранения или учета товаров на СВХ с иным местом хранения, в случае, когда товар поступает в адрес предприятий для непосредственного использования в производственном цикле, такие организации, с учетом достаточно больших объемов перемещаемых товаров, могли бы использовать СВХ закрытого типа, учрежденные непосредственно получателями.

2. В проекте ТТС не рассматривается вопрос, какие функциональные отделы таможенных органов рассматривают предварительные решения.

3. При применении упрощенных форм таможенного оформления и таможенного контроля в отношении отдельных участников ВЭД в некоторых странах (например, в Германии) действует система банковских гарантий перед таможенными органами. Однако обеспечение заявителем своих обязательств перед таможенными органами в проекте ТТС не предусмотрено.

4. В п. 1.4 представленного проекта ТТС предлагаем заменить фразу "применение порядка периодического, неполного периодического или предварительного декларирования" на "порядки декларирования товаров с применением временных, неполных или периодических деклараций", поскольку понятие предварительного декларирования (предварительной декларации) в Таможенном кодексе отсутствует.

5. В п. 1.4 и 4.3 проекта ТТС определены статьи таможенного кодекса, устанавливающие составы нарушений таможенных правил, при совершении которых таможенным органом может быть принято предварительное решение в отношении лица, их совершившего.

Однако, несмотря на меньшую значимость установленных п. 1.4 ТТС нарушений таможенных правил по сравнению с нарушениями таможенных правил, установленных иными статьями Таможенного кодекса, такие нарушения затрудняют нормальное функционирования таможенных органов.

Таким образом, если заявитель совершал любые нарушения таможенных правил в течение определенного периода времени (например, в течение года до подачи заявления на принятие предварительных решений), необходимо либо отказывать в принятии предварительного решения, либо создать систему учета таких нарушений, которая позволила бы устанавливать оценку их системности и значимости.

Последнее, на наш взгляд, является более предпочтительным, так как не исключает принятие предварительных решений или применение особых порядков декларирования товаров в случаях выявления однократных (случайных) нарушений таможенных правил.

Кроме того, приведенных в п. 1.4 критериев для определения добросовестных участников ВЭД явно недостаточно. При принятии предварительных решений или разрешений на применение особых порядков декларирования в отношении значительных объемов предполагаемых внешнеторговых операций (например, более 1000000 долларов США) необходимо в обязательном порядке осуществить проверку финансово - хозяйственной деятельности заявителя в целях выявления невскрытых ранее при таможенном оформлении нарушений таможенного законодательства.

В связи с этим применение особых порядков декларирования при таможенном оформлении товаров в режиме выпуска для свободного обращения должно вначале осуществляться в качестве эксперимента. В ГТК России была разработана и письмом от 23.02.98 N 11-10/3691 направлена в МТУ Временная технологическая схема таможенного оформления и таможенного контроля товаров, поступающих в адрес АО "Бабаевское", внедрение которой в настоящий момент задерживается по причинам, носящим формально - технический характер (а именно - необходимость получения рекомендаций от местных органов исполнительной власти). При этом реальных предложений от МТУ по решению указанных проблем до настоящего времени в ГТК России не поступило.

6. В отношении п. 2.1 ТТС полагаем, что запрос на предварительное решение может содержать только один вид просьбы, поскольку в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации за каждое предварительное решение должна взиматься индивидуальная плата, определяемая ГТК России по согласованию с Минфином России.

7. Из п. 3.1.2 проекта ТТС необходимо исключить ссылку на Приказ ГТК России от 25.04.94 N 162, поскольку новая редакция инструкции о порядке заполнения ГТД находится на регистрации в Минюсте России. Кроме того, обращаем внимание, что порядок заполнения отдельных граф бланка ГТД при представлении информации о внешнеторговой сделке (п. 2.1 "б") в проекте ТТС не определен. В указанных случаях необходимо сделать ссылку на то, что порядок заполнения отдельных граф ГТД производится в порядке, установленном ГТК России с учетом определенных особенностей.

В целом же по данному вопросу полагаем, что информация о внешнеторговой сделке, представленная в форме общей ГТД, носит избыточный характер, так как при решении конкретного вопроса (например, классификации товара) автоматически будут проверяться все остальные параметры условной ГТД.

8. В п. 3.2 необходимо более четко определить разграничение компетенции между таможенными органами при принятии предварительного решения в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

9. Статус и полномочия таможенного брокера определены Таможенным кодексом, Положением о таможенном брокере, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873, и Порядком лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденным Приказом ГТК России от 15.06.98 N 392.

Поэтому из пунктов 1.4 и 3.2.2 необходимо исключить положения о передаче брокеру более широких полномочий при проведении предварительных операций, формировании отчетности и проверке ГТД.

При этом, с учетом п. 3 Приказа ГТК России от 02.09.98 N 600, распространение аналогичных норм на деятельность декларантов на основе договора в настоящее время считаем неактуальным.

10. Основания для аннулирования или изменения предварительного решения определены статьей 396 Таможенного кодекса, и определение п. 4.1 проекта ТТС дополнительных оснований противоречит указанной статье.

На основании изложенного полагаем, что представленный проект ТТС нуждается в серьезной доработке, и предлагаем следующее:

- разделить в проекте ТТС понятия предварительного решения и особых порядков декларирования, особое внимание уделив последним, с внесением необходимых изменений в применяемые в настоящее время технологии таможенного оформления и таможенного контроля;

- принять конкретные меры по реализации Временной технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, поступающих в адрес АО "Бабаевское" с целью получения практического опыта по внедрению особых порядков декларирования в отношении ввозимых товаров и последующего распространения аналогичных таможенных технологий на иных участников ВЭД региона, прежде всего отечественных производителей;

- на основе опытного внедрения технологий таможенного оформления с применением особых порядков декларирования представить в ГТК России предложения по разработке Типовой технологии с применением таких порядков.

Заместитель Председателя
ГТК России,
генерал - лейтенант
таможенной службы
О.Н.СВИРИДОВ