Постановление Правительства РФ от 23.05.2020 N 741
Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов

Оглавление

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2020 г. N 741

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА АВТОБУСОВ

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения технического осмотра автобусов.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действует до 1 марта 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2020 г. N 741

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА АВТОБУСОВ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения технического осмотра автобусов.

2. В настоящих Правилах под автобусами понимаются транспортные средства категорий М2 и М3, подлежащие государственной регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Настоящие Правила не применяются к отношениям, связанным с проведением технического осмотра автобусов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих особенности конструкции и (или) специально оборудованных для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

4. Технический осмотр автобусов проводится в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила проведения технического осмотра), с учетом требований настоящих Правил.

5. Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3 (далее - оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее - уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно - график, заявка).

6. Владелец автобуса посредством телефонной связи и (или) по электронной почте обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации автобуса и представляет заявку, содержащую информацию о желаемой дате прохождения технического осмотра, сведения о марке, модели, идентификационном номере (номере кузова или шасси - в случае отсутствия идентификационного номера) и государственном регистрационном номере (при наличии) автобуса, а также сведения о номерах телефонов и (или) адресах электронной почты для информирования владельца автобуса о принятом в отношении заявки решении (далее - заявитель).

7. Решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирование заявителя о принятом в отношении заявки решении осуществляется оператором технического осмотра в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки к оператору технического осмотра.

7(1). В случае невозможности представления для проведения технического осмотра включенного в график автобуса допускается его замена на иной автобус на основании заявки, представленной его владельцем.

Решение о невозможности включения заявки в график принимается в случае непредставления заявителем в полном объеме сведений, указанных в пункте 6 настоящих Правил, и (или) отсутствия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке.

8. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящих Правил и абзацем вторым настоящего пункта.

Проведение повторного технического осмотра автобуса может осуществляться ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в том числе в день ее подачи заявителем, при условии наличия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке.

9. Уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов, осуществляет предусмотренные настоящими Правилами действия в пунктах технического осмотра (на передвижных диагностических линиях), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором проходит службу, в день, предусмотренный графиком, и в пределах продолжительности его рабочего времени.

10. Оператор технического осмотра обеспечивает доступ уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, в пункт технического осмотра (на передвижную диагностическую линию), а также к показаниям средств технического диагностирования линии технического осмотра (передвижной диагностической линии) оператора технического осмотра.

11. При проведении технического осмотра автобусов техническим экспертом оператора технического осмотра в присутствии уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, проводится техническое диагностирование с использованием средств технического диагностирования утвержденного типа, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и прошедших поверку в установленном порядке.

Результаты технического диагностирования технический эксперт вносит в сформированную им в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту согласно приложению.

12. В ходе проведения технического осмотра автобусов уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, проверяет с обязательным применением видеозаписи, осуществляемой цифровой аппаратурой (в том числе носимыми видеорегистраторами, видеокамерами, фотоаппаратами с функцией видеозаписи):

а) соответствие результатов технического диагностирования требованиям к транспортным средствам категории М2 или М3, указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра;

б) соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств.

13. После осуществления действий, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Правил, уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, вносит в сформированную техническим экспертом оператора технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.

14. Автобус, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии его обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуск к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра, с учетом требований настоящих Правил, а также с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приложение
к Правилам организации и проведения
технического осмотра автобусов

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Certificate of periodic technical inspection

Регистрационный номер

Срок действия до

Оператор технического осмотра:

Пункт технического осмотра (передвижная диагностическая линия):

Первичная проверка

Повторная проверка

Регистрационный номер ТС:

Марка, модель ТС:

VIN

Категория ТС:

Номер рамы

Год выпуска ТС:

Номер кузова

СРТС или ПТС (ЭПТС) (серия, номер, выдан (оформлен) кем, когда):

Тахограф или контрольное устройство (тахограф) (марка, модель, серийный номер):

N <1>

Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра

N <1>

Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра

N <1>

Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра

I. Тормозные системы

19

Наличие и расположение внешних световых приборов в местах, предусмотренных конструкцией

38

Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям

1

Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения

20

Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар и их расположения. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения

43

Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача

2

Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям

IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели

44

Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности

3

Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения

21

Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей

45

Надежное крепление поручней, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки в автобусах

4

Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер

V. Шины и колеса

46

Работоспособность механизмов регулировки сидений

5

Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе

22

Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям

49

Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса

6

Отсутствие трещин или остаточной деформации деталей тормозного привода

23

Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации

51

Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб

7

Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем. Работоспособность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода

24

Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес

52

Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований

25

Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес, а также видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес

53

Соответствие транспортных средств категорий M2 и M3 установленным дополнительным требованиям

8

Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания

26

Установка шин на транспортное средство в соответствии с требованиями

54

Соответствие специальных и специализированных транспортных средств дополнительным требованиям

9

Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов

VI. Двигатель и его системы

55

Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа)

II. Рулевое управление

27

Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям

10

Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса

28

Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания, а также подсоса воздуха и (или) утечки отработавших газов, минуя систему выпуска

11

Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе

29

Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива

12

Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении

30

Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям

13

Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма

VII. Прочие элементы конструкции

14

Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления.

31

Наличие зеркал заднего вида в соответствии с требованиями

32

Соответствие нормам светопропускания ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя

15

Отсутствие не предусмотренных конструкцией устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса

33

Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя

III. Внешние световые приборы

34

Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла

16

Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям

36

Работоспособность аварийного выключателя дверей, аварийных выходов и устройств приведения их в действие. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам

17

Работоспособность и режим работы сигналов торможения

37

Наличие работоспособного звукового сигнального прибора

18

Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям

Результаты диагностирования

Требования, по которым установлено несоответствие

Пункт диагностической карты

Нижняя граница

Результат проверки

Верхняя граница

Наименование требования

Невыполненные требования

Предмет проверки (узел, деталь, агрегат)

Содержание невыполненного требования (с указанием нормативного источника)

Примечания:

Данные транспортного средства

Масса без нагрузки:

Разрешенная максимальная масса:

Тип топлива:

Пробег ТС:

Тип тормозной системы:

Марка шин:

Сведения о газовом баллоне (газовых баллонах)

(год выпуска, серийный номер, даты последнего и очередного освидетельствования каждого газового баллона):

Сведения по газобаллонному оборудованию

(номер свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования и дата его очередного освидетельствования):

Заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении)

Соответствует Passed

Не соответствует Failed

Results of the roadworthiness inspection

Пункты диагностической карты, требующие повторной проверки:

Дата:

Повторный технический осмотр провести до:

Ф.И.О. технического эксперта

Подпись

Печать <2>

Signature

Stamp

Ф.И.О. сотрудника Госавтоинспекции

Подпись

Signature

--------------------------------

<1> Нумерация строк соответствует нумерации обязательных требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам при проведении технического осмотра отдельных категорий, указанных в приложении к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

<2> Печать оператора технического осмотра проставляется в случае выдачи диагностической карты на бумажном носителе.