По результатам обобщения информации о судебной практике в области таможенного дела за 2003 - 2004 годы проиграно более 3000 дел, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) таможенных органов и/или их должностных лиц, с казны Российской Федерации взыскано около 775 млн. руб.
Указанные факты свидетельствуют о недостаточном внимании руководителей таможенных органов к неправомерному поведению должностных лиц таможенных органов, отсутствии должных мер реагирования на признание судебными органами незаконными (недействительными) решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
В целях повышения ответственности таможенных органов и их должностных лиц при принятии решений, совершении действий (бездействия) в ходе осуществления ими своих функций, минимизации случаев возмещения вреда (убытков), причиненного лицам в результате незаконных (недействительных) решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации приказываю:
1. Установить, что решения, действия (бездействие) таможенного органа и/или его должностного лица, послужившие причиной (основанием) для обращения физических или юридических лиц в судебный орган и принятия судебным органом судебных актов (судебных постановлений) об удовлетворении заявленных требований, подлежат периодическому, но не реже одного раза в месяц, анализу начальником таможенного органа с участием представителей правового подразделения таможенного органа, а также представителей подразделения таможенного органа, принявшего (совершившего) оспоренное в суде решение, действие (бездействие), и других подразделений таможенного органа.
2. Начальникам таможенных органов:
а) рассматривать в рамках анализа указанных решений, действий (бездействия):
- выводы суда, принявшего судебный акт (судебное постановление) об удовлетворении заявленных требований;
- законность и обоснованность принятия таможенным органом и/или его должностным лицом указанных решений, совершения действий (бездействия);
- недостатки и ошибки, допущенные при принятии указанных решений, совершении действий (бездействия), а также в ходе рассмотрения судебного дела в суде;
- вопросы правовой грамотности и правоприменительного опыта в принятии решений, совершении действий (бездействия), а также при отстаивании позиции таможенного органа при рассмотрении дела в суде, квалификации кадров;
б) принимать меры по результатам проведенного анализа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (о проведении служебных проверок, проведении занятий по изучению положений таможенного и смежного с ним законодательства Российской Федерации, информировании вышестоящего таможенного органа о наличии правовых пробелов, коллизий в правоприменительной деятельности таможенного органа и др.);
в) разъяснять причины удовлетворения заявленных требований и указывать на недопустимость принятия таких решений, совершения действий (бездействия) в дальнейшем должностным лицам таможенного органа, принявшим решения, совершившим действия (бездействие), которые послужили причиной (основанием) удовлетворения судом требований, предъявленных к таможенному органу;
г) принимать решение о привлечении к ответственности (в том числе дисциплинарной) должностных лиц, принявших решения, совершивших действия (бездействие), признанные в судебном порядке незаконными (недействительными), в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФТС России (ГТК России);
д) обеспечить направление в Правовое управление ФТС России в течение 5 рабочих дней с даты поступления в таможенный орган вступившего в законную силу судебного акта (судебного постановления) копии судебного акта (судебного постановления), за исключением случаев, когда текст судебного акта (судебного постановления) направляется с использованием КПС "Судебная практика", а также копии правовых актов, поручений вышестоящих таможенных органов, если по результатам анализа решений, действий (бездействия) установлено, что причиной (основанием) для удовлетворения заявленных требований физического либо юридического лица, предъявленных в суд к таможенному органу, послужили решения, действия (бездействие) таможенного органа и/или его должностного лица, принятые (совершенные) в соответствии с правовыми актами, поручениями вышестоящих таможенных органов.
3. Начальникам таможенных органов проводить анализ причин принятия судебными органами судебных актов (судебных постановлений) об удовлетворении требований о взыскании убытков за счет денежных средств соответствующего таможенного органа, казны Российской Федерации в лице ФТС России (ГТК России) либо Минфина России по судебным делам о возмещении вреда, причиненного неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и/или их должностных лиц, и принимать меры реагирования в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящего Приказа.
4. Начальникам правовых подразделений таможенных органов обеспечить ведение учета судебных актов (судебных постановлений), в соответствии с которыми признаны незаконными (недействительными) решения, действия (бездействие) таможенного органа и/или его должностных лиц, и принятых мер реагирования по форме "10-суд" согласно Приказу ФТС России "Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2005 году".
5. Заместителю руководителя ФТС России Ю.Ф. Азарову осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа.
6. Считать настоящий Приказ вступившим в силу с 1 января 2005 года.
Руководитель службы,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ