Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 N 144
О Методике расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза

Оглавление

КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ от 25 июня 2013 г. N 144

О МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Во исполнение пункта 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза.

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В.ХРИСТЕНКО

Утверждена
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. N 144

МЕТОДИКА РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - показатели, государства-члены), являются Система национальных счетов (2008 год) и рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2014 год), Статистика долга государственного сектора. Руководство для составителей и пользователей (2013 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).

2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих показателей:

а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления (в процентах к валовому внутреннему продукту);

б) долг сектора государственного управления (в процентах к валовому внутреннему продукту);

в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).

3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:

"безусловные долговые обязательства" - денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:

займы, осуществляемые путем привлечения кредитов;

займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;

абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90;

"внешний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внешним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"внутренний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внутренним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления с учетом операций с нефинансовыми активами над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами с учетом операций с нефинансовыми активами);

"долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных внешних и внутренних долговых обязательств сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;

"консолидированный бюджет сектора государственного управления" - совокупность бюджетов подсекторов сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"национальный (резервный) фонд" - часть средств бюджета центральных органов управления, сосредотачиваемых на специализированных счетах и подлежащих обособленному учету и управлению для решения задач, направленных на обеспечение макроэкономической устойчивости и развитие экономики государства-члена;

"операции с нефинансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов нефинансовых активов, включающих в себя основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы;

"операции с финансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов финансовых активов, включающих в себя финансовые требования, монетарное золото и специальные права заимствования (СДР), предоставляемые Международным валютным фондом в порядке распределения;

"операции с обязательствами" - операции (принятие за минусом погашения), приводящие к изменению запасов обязательств;

"сектор государственного управления" - органы государственного управления, относящиеся к подсекторам сектора государственного управления: центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;

абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90;

"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входят расчет показателей и (или) взаимодействие с Комиссией по вопросам предоставления и получения необходимой информации;

"уровень инфляции (индекс потребительских цен)" - изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами (населением) для непроизводственного потребления, рассчитываемое как отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;

"условные долговые обязательства" - сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);

"фиксированный набор потребительских товаров и услуг" - перечень репрезентативно отобранных товаров и услуг, потребляемых домашними хозяйствами (населением), с определенными количественными соотношениями составляющих его элементов, не меняющимися в течение заданного периода времени;

абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90;

"фонд социального обеспечения" - внебюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:

в Республике Армения - отсутствует;

в Республике Беларусь - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

в Республике Казахстан - акционерное общество "Государственный фонд социального страхования" и некоммерческое акционерное общество "Фонд обязательного медицинского страхования";

в Кыргызской Республике - Социальный фонд Кыргызской Республики, который включает в себя Пенсионный фонд, Государственный накопительный пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики и Фонд оздоровления трудящихся;

в Российской Федерации - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

,

где:

- дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты;

- доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты;

- расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты;

- операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренные в единицах национальной валюты.

Показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается по формуле:

,

где:

- дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;

Д(П)КБ - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты;

ВВП - объем валового внутреннего продукта за отчетный период, измеренный в единицах национальной валюты.

Комиссия самостоятельно рассчитывает показатель дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой уполномоченным органом в Комиссию информации.

5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

где:

ДСГУ - долг сектора государственного управления;

ДЦОУ - долг центральных органов управления;

ДРОУ - долг региональных органов управления;

ДМОУ - долг местных (муниципальных) органов управления;

- взаимосвязанные показатели по консолидируемым позициям.

Долг сектора государственного управления состоит из внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления, выраженного в иностранной валюте (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) и национальной валюте.

В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.

Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.

Показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается как отношение суммы номинального объема долга сектора государственного управления (внешнего и внутреннего), выраженного в иностранной валюте (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу на конец отчетного периода, и номинального объема долга сектора государственного управления (внешнего и внутреннего), выраженного в национальной валюте на конец отчетного периода, к объему валового внутреннего продукта:

где:

ДСГУ (%) - долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;

ДСГУВнеш' - объем внешнего долга сектора государственного управления в единицах иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу государства-члена на конец отчетного периода;

ДСГУВнеш - объем внешнего долга сектора государственного управления в единицах национальной валюты на конец отчетного периода;

ДСГУВн' - объем внутреннего долга сектора государственного управления в единицах иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США) на конец отчетного периода, пересчитанного в национальную валюту по официальному курсу на конец отчетного периода;

ДСГУВн - объем внутреннего долга сектора государственного управления в единицах национальной валюты на конец отчетного периода;

ВВП - объем валового внутреннего продукта в единицах национальной валюты в текущих ценах. Для расчета показателя долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на конец отчетного года используется годовой объем валового внутреннего продукта. Для расчета показателя долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на конец отчетного квартала используется совокупный объем валового внутреннего продукта за 4 квартала, включая объем валового внутреннего продукта в отчетном квартале.

Комиссия самостоятельно рассчитывает показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе предоставляемой уполномоченным органом в Комиссию информации.

6. Абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2017 N 39.

Показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) в годовом выражении измеряется как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах декабря анализируемого года к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.

Абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.07.2024 N 90.

В аналитических целях используется показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) за период с начала года, измеряемый как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах анализируемого месяца к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.

Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.

При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в фиксированном наборе потребительских товаров и услуг, а также в долях (весах) потребления в общем объеме фиксированного набора потребительских товаров и услуг исходя из национальных особенностей потребления товаров и услуг домашними хозяйствами (населением) в государствах-членах.

7. Уполномоченные органы с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей Методики предоставляют в Комиссию информацию по показателям согласно приложению, а также в соответствии со следующими форматами, утверждаемыми Комиссией:

дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления - форматы F12.01.01 и F12.01.04 "Бюджет сектора государственного управления (по методологии Международного валютного фонда, кассовым методом)";

долг сектора государственного управления - форматы F12.10.01 и F12.10.04 "Долговые обязательства государства";

уровень инфляции (индекс потребительских цен) - формат F11.07.12 "Индексы потребительских цен";

валовой внутренний продукт - форматы F01.02.01 "Валовой внутренний продукт и образование доходов по видам экономической деятельности" и F01.07.04 "Валовой внутренний продукт".

Предоставление уполномоченными органами в Комиссию указанной информации осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).

Приложение
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Евразийского экономического союза

ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Код <*>

I. Операции консолидированного бюджета сектора государственного управления

1. Доходы бюджета центральных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

1

2. Расходы бюджета центральных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

2

3. Платежи на обслуживание долга центральных органов управления, выплачиваемые из бюджета центральных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

24

4. Операции с нефинансовыми активами бюджета центральных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

31

5. Дефицит (профицит) бюджета центральных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

CSD

6. Доходы бюджета региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

1

7. Расходы бюджета региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

2

8. Платежи на обслуживание долга региональных органов управления, выплачиваемые из бюджета региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

24

9. Операции с нефинансовыми активами бюджета региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

31

10. Дефицит (профицит) бюджета региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

CSD

11. Доходы бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

1

12. Расходы бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

2

13. Платежи на обслуживание долга местных (муниципальных) органов управления, выплачиваемые из бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

24

14. Операции с нефинансовыми активами бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

31

15. Дефицит (профицит) бюджета местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

CSD

16. Доходы бюджета фонда социального обеспечения (в миллионах единиц национальной валюты)

1

17. Расходы бюджета фонда социального обеспечения (в миллионах единиц национальной валюты)

2

18. Операции с нефинансовыми активами бюджета фонда социального обеспечения (в миллионах единиц национальной валюты)

31

19. Дефицит (профицит) бюджета фонда социального обеспечения (в миллионах единиц национальной валюты)

CSD

20. Доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты)

1

21. Расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты)

2

22. Платежи на обслуживание долга сектора государственного управления, выплачиваемые из консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты)

24

23. Операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты)

31

24. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты)

CSD

25. Средства национального (резервного) фонда на начало отчетного периода (в миллионах единиц национальной валюты)

26. Поступления в национальный (резервный) фонд в отчетном периоде (в миллионах единиц национальной валюты)

27. Использование национального (резервного) фонда в отчетном периоде (в миллионах единиц национальной валюты)

28. Средства национального (резервного) фонда на конец отчетного периода (в миллионах единиц национальной валюты)

II. Операции с финансовыми активами и обязательствами сектора государственного управления

29. Финансовые активы (в миллионах единиц национальной валюты)

32

30. Внутренние финансовые активы (в миллионах единиц национальной валюты)

321

31. Ценные бумаги, кроме акций (в миллионах единиц национальной валюты)

3213

32. Кредиты и займы (в миллионах единиц национальной валюты)

3214

33. Акции и другие формы участия в капитале (в миллионах единиц национальной валюты)

3215

34. Прочая дебиторская задолженность (в миллионах единиц национальной валюты)

3218

35. Внешние финансовые активы (в миллионах единиц национальной валюты)

322x

36. Ценные бумаги, кроме акций (в миллионах единиц национальной валюты)

3223

37. Кредиты и займы (в миллионах единиц национальной валюты)

3224

38. Акции и другие формы участия в капитале (в миллионах единиц национальной валюты)

3225

39. Прочая дебиторская задолженность (в миллионах единиц национальной валюты)

3228

40. Монетарное золото и СДР (в миллионах единиц национальной валюты)

323

41. Обязательства (в миллионах единиц национальной валюты)

33

42. Внутренние обязательства (в миллионах единиц национальной валюты)

331

43. Валюта и депозиты (в миллионах единиц национальной валюты)

3312

44. Ценные бумаги, кроме акций (в миллионах единиц национальной валюты)

3313

45. Кредиты и займы (в миллионах единиц национальной валюты)

3314

46. Прочая кредиторская задолженность (в миллионах единиц национальной валюты)

3318

47. Внешние обязательства (в миллионах единиц национальной валюты)

332

48. Валюта и депозиты (в миллионах единиц национальной валюты)

3322

49. Ценные бумаги, кроме акций (в миллионах единиц национальной валюты)

3323

50. Кредиты и займы (в миллионах единиц национальной валюты)

3324

51. Прочая кредиторская задолженность (в миллионах единиц национальной валюты)

3328

III. Долг сектора государственного управления

1. Долг центрального правительства

52. Внешний долг центрального правительства (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США))

53. Внешний долг центрального правительства (в миллионах единиц национальной валюты)

54. Внутренний долг центрального правительства (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США)

55. Внутренний долг центрального правительства (в миллионах единиц национальной валюты)

56. Условные долговые обязательства центрального правительства (в миллионах единиц национальной валюты) <**>

2. Долг региональных органов управления

57. Внешний долг региональных органов управления (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США))

58. Внешний долг региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

59. Внутренний долг региональных органов управления (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США))

60. Внутренний долг региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

61. Условные долговые обязательства региональных органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) <**>

3. Долг местных (муниципальных) органов управления

62. Внешний долг местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США))

63. Внешний долг местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

64. Внутренний долг местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц иностранной валюты ((эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США))

65. Внутренний долг местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты)

66. Условные долговые обязательства местных (муниципальных) органов управления (в миллионах единиц национальной валюты) <**>

4. Долг сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям

67. Внешний долг сектора государственного управления (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США))

68. Внешний долг сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты)

69. Внутренний долг сектора государственного управления (в миллионах единиц иностранной валюты (эквивалент объема долговых обязательств, выраженный в долларах США))

70. Внутренний долг сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты)

71. Условные долговые обязательства сектора государственного управления (в миллионах единиц национальной валюты) <**>

--------------------------------

<*> Классификационные коды, используемые в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (МВФ, 2014 год) для идентификации видов операций, других экономических потоков и позиций по запасам активов и обязательств.

<**> Информация предоставляется в аналитических целях.