Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение Россельхознадзора о возможности включения китообразных (Cetacea), ластоногих (Pinnipedia), сиреновых (Sirenia), хищных (Carnivora - калан Enhydra lutris и белый медведь Ursus maritimus) в проект ветеринарного сертификата на экспорт морских млекопитающих из Российской Федерации в Китай и в рамках компетенции сообщает следующее.
Перечень видов животных и растений, попадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 03.03.1973) (далее - Конвенция СИТЕС), утвержденный на 19 Конференции Сторон Конвенции СИТЕС и действующий с 25.05.2024, опубликован на официальном сайте Конвенции СИТЕС (https://cites.org/eng/app/appendices.php).
Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден приказом Минприроды России от 24.03.2020 N 162.
При этом, в соответствии с пунктом 2 Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 N 13, добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, допускается в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединений, а также иных граждан, постоянно проживающих на данной территории в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и включенных на законных основаниях в одну из групп населения, указанных в части первой статьи 49 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 04.12.1975 N 986 (ред. от 26.05.1990) "О мероприятиях по обеспечению выполнения Соглашения о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г.", запрещена добыча (охота, отстрел, отлов) белых медведей, кроме случаев, предусмотренных Соглашением о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г., а также торговля в пределах страны, экспорт, импорт и доставку на территорию СССР белых медведей или любой их части, или полученной из них продукции, добытых в нарушение упомянутого Соглашения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.06.2023 N 83 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30" (далее - Решение N 83) установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение N 1 к указанному Решению), китов, дельфинов и морских свиней (млекопитающие отряда Cetacea).
Также сообщаем, что Конференцией Сторон Конвенции СИТЕС на 2024 год установлена нулевая экспортная квота на экспорт из Российской Федерации живых черноморских афалин, изъятых из дикой природы и экспортируемых в первую очередь в коммерческих целях.
В соответствии с Резолюцией Конвенции СИТЕС 5.10 (Rev. CoP 15) термин "коммерческие цели" должен быть определен как можно шире, с тем чтобы любая сделка, которая не является полностью "некоммерческой", рассматривалась как "коммерческая". При применении данного принципа к термину "преимущественно коммерческие цели" любое использование, некоммерческие аспекты которого не выражены явно, будет рассматриваться, как преимущественно коммерческие по своей природе.
В практике Конвенции СИТЕС по Резолюции Конференции Сторон Конвенции СИТЕС 5.10 (Rev. CoP 15) термин "использование в коммерческих целях" трактуется как использование "для получения экономической выгоды, будь то в денежной форме или иным образом, если цель направлена на продажу, обмен или предоставление услуги, или любой другой формы экономического использования или выгоды".
С учетом позиции Секретариата Конвенции СИТЕС, несмотря на то, что Резолюция 5.10 (Rev. CoP 15) затрагивает вопросы торговли видами, включенными в Приложение I Конвенции СИТЕС, смысл ее положений позволяет распространить их также на виды иных Приложений Конвенции СИТЕС. Таким образом, в случае экспорта черноморских афалин из Российской Федерации в "коммерческих целях", это будет противоречить нулевой экспортной квоте, установленной Конференцией Сторон Конвенции СИТЕС.
На основании вышеизложенного, экспорт с таможенной территории Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация) китов, дельфинов и морских свиней (млекопитающие отряда Cetacea) запрещен со дня вступления в силу Решения N 83 вне зависимости от целей экспорта.
Заместитель Руководителя
В.В.ЧЕРНЫШЕВ