Минприроды России рассмотрело обращения и сообщает.
В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закон N 89-ФЗ) обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров, упаковки на территории Российской Федерации и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров, в том числе товаров в упаковке, из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 N 2414 (далее - Перечень N 2414).
При этом производитель, импортер товаров самостоятельно определяют группу товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, в соответствии с наименованием товара, упаковки, кодом товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), наименованием позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), материалом упаковки, буквенным обозначением упаковки по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), цифровым кодом упаковки по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011).
Таким образом, обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров возникает у лица, осуществившего фактическое производство на территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров, упаковки, включенных в перечень N 2414.
Пунктами 8 и 9 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров, которые вывозятся из Российской Федерации, товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в Перечень N 2414, и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Информация о таких товарах должна быть указана в отчетности массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке, сведений о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковке, отчетности о массе товаров, упаковки, ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, правила представления которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2024 N 741.
В 2025 году за отчетный 2023 год отчетность о выполнении нормативов утилизации, а также расчет суммы экологического сбора осуществляется на основе сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в 2023 году, согласно сведениям, содержащимся в декларации за 2023 год, составленной в отношении товаров, упаковки, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3721-р.
В 2025 году за отчетный 2024 год представление отчетности о выполнении самостоятельной утилизации, а также расчет суммы экологического сбора осуществляются в отношении товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации в период с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г., в отношении товаров, упаковки, включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 N 2414.
В части представления отчетности о массе товаров и упаковки, исполнения обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования товаров, а также расчета и уплаты экологического сбора в отношении товаров и упаковки, на которые не распространяется действие эксперимента, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2024 N 750 "О проведении эксперимента в отношении отдельных групп товаров, в том числе товаров в упаковке", сообщаем.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения подпункта 2 пункта 2, пунктов 10 и 18 статьи 24.2-1, пункта 6 статьи 24.2-4, пунктов 3 и 12 статьи 24.5 Закона N 89-ФЗ не применяются до 01.01.2026, за исключением случая, предусмотренного частью 10 указанной статьи.
Таким образом, в отношении товаров, упаковки, не включенных в указанный эксперимент, и ввезенных из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, действуют те же правила, что и для товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, то есть до 15 апреля года, следующего за отчетным, импортеры обязаны представить в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров отчетность о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе об испорченном или о бракованном товаре, об упаковке, сведения о вывезенных из Российской Федерации товарах, упаковки, также в случае выполнения самостоятельной утилизации отчетность о выполнении самостоятельной утилизации, а в случае невыполнения самостоятельной утилизации частично или полностью - уплатить экологический сбор.
В части процедуры импорта товаров Минприроды России не уполномочено представлять позицию, поскольку не является уполномоченным органом в части регулирования ввоза товаров на территорию Российской Федерации.
Позиция Минприроды России не является официальным разъяснением обязательных требований в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях", поскольку в соответствии с указанной нормой федеральные органы исполнительной власти дают официальные разъяснения обязательных требований в отношении принятых ими нормативных правовых актов. При этом Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не является нормативным правовым актом, принятым Минприроды России.
Заместитель директора Департамента
экономики замкнутого цикла в сфере отходов
производства и потребления
В.В.РУДЕНКО