Оглавление
В целях совершенствования организационной структуры ФТС России и в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569), приказываю:
1. Утвердить Положение о Правовом управлении (Приложение).
2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, руководителям организаций, находящихся в ведении ФТС России, довести настоящий Приказ до сведения подчиненных должностных лиц и работников.
3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 17 января 2007 г. N 53 "Об утверждении Положения о Правовом управлении".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России С.О. Шохина.
Руководитель,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
Приложение
к Приказу ФТС России
от 20 июня 2007 г. N 744
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о Правовом управлении разработано на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459.
2. Правовое управление (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата ФТС России.
3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, а также настоящим Положением.
4. Структуру и штатную численность должностных лиц Управления утверждает руководитель ФТС России.
5. Управление возглавляет начальник Управления, который подчиняется непосредственно заместителю руководителя ФТС России, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя ФТС России, утверждаемым руководителем ФТС России. В отсутствие начальника Управления общее руководство Управлением осуществляет первый заместитель начальника Управления, а в его отсутствие - один из заместителей начальника Управления в соответствии с распределением обязанностей.
6. Начальник Управления назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России. Первый заместитель начальника Управления, заместители начальника Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.
7. Управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1) правовое обеспечение деятельности таможенных органов Российской Федерации;
2) обеспечение единообразия применения законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами;
3) обеспечение правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в судах и других органах;
4) руководство информированием о правовых актах в области таможенного дела и консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;
5) методическое обеспечение структурных подразделений центрального аппарата ФТС России и таможенных органов по правовым вопросам.
8. Отделы Управления действуют на основании положений, утверждаемых начальником Управления, разработанных на основании типового положения об отделе Управления центрального аппарата ФТС России. Руководство отделами осуществляют начальники отделов.
9. Должностные обязанности должностных лиц Управления устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России, и разработанными на основании типовых должностных инструкций и должностных регламентов.
10. Управление комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.
11. Работа Управления строится на основе планов работы ФТС России и планов работы Управления, принципах единоначалия и персональной ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.
12. Управление осуществляет свои функции как непосредственно, так и через структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации по направлениям деятельности Управления во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России, а также с федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, иными организациями и лицами.
13. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Управлении осуществляются согласно установленному порядку.
14. При осуществлении своей деятельности Управление соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.
II. Функции Управления
15. Управление выполняет следующие функции:
1) подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов нормативных правовых актов Минфина России, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе нормативных правовых актов, имеющих межведомственный характер;
2) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России заключения по проектам нормативных правовых актов, имеющих межведомственный характер, поступающим в ФТС России;
3) участвует в формировании планов деятельности ФТС России;
4) принимает участие в разработке предложений по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного дела и по уточнению полномочий ФТС России;
5) обобщает совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию;
6) дает заключения о соответствии законодательству Российской Федерации документов, подготавливаемых структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России и подчиненными ей таможенными органами;
7) проводит правовую экспертизу проектов нормативных и иных правовых актов ФТС России;
8) представляет по поручению руководства ФТС России в установленном порядке интересы ФТС России в Аппарате Правительства Российской Федерации и других органах;
9) координирует взаимодействие ФТС России, ее структурных подразделений с высшими судебными органами;
10) обобщает, анализирует и систематизирует разъяснения ФТС России и ее структурных подразделений по вопросам применения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечивает их единообразие;
11) подготавливает самостоятельно или совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России предложения об изменении, дополнении или отмене (признании утратившими силу) нормативных и иных правовых актов ФТС России;
12) обеспечивает структурные подразделения центрального аппарата ФТС России, таможенные органы информацией об изданных, отмененных, измененных, дополненных и утративших силу нормативных и иных правовых актах в области таможенного дела;
13) подготавливает для издания сборники, справочники, пособия и собрания нормативных и иных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию ФТС России;
14) осуществляет систематизированный учет, электронную обработку с помощью информационно-правовой системы "Таможня и право", хранение нормативных правовых актов и другой правовой информации по таможенному регулированию, а также правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов;
15) осуществляет обмен правовой информацией с другими организациями в соответствии с договорами о сотрудничестве в области информатизации;
16) осуществляет правовое обеспечение хозяйственной деятельности ФТС России;
17) проводит правовую экспертизу проектов государственных контрактов (договоров), соглашений, заключаемых ФТС России;
18) осуществляет методическое руководство по вопросам претензионной работы;
19) разрабатывает методические рекомендации по организации договорно-правовой работы в таможенных органах;
20) осуществляет рассмотрение и согласование проектов конкурсной документации, ведет работу в составе экспертных групп (комиссий) по рассмотрению заявок на участие в конкурсе, аукционе;
21) представляет в установленном порядке государственные интересы, интересы ФТС России и иных таможенных органов в судах;
22) осуществляет сбор, анализ и обобщение судебной практики по делам с участием таможенных органов, представляет руководству ФТС России предложения по повышению эффективности работы правовых отделов таможенных органов по защите государственных интересов и интересов таможенных органов в судах, а также осуществляет контроль за эффективностью принимаемых мер реагирования на нарушения таможенными органами и их должностными лицами требований законодательства Российской Федерации, являющиеся причиной удовлетворения судами исков (заявлений, жалоб), предъявленных к таможенным органам;
23) принимает участие в работе ФТС России по рассмотрению обращений граждан и подготовке ответов заявителю;
24) осуществляет методическое руководство правовой работой, а также общее руководство информированием о правовых актах в области таможенного дела и консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в региональных таможенных управлениях, таможнях и организациях, находящихся в ведении ФТС России;
25) осуществляет контроль деятельности правовых подразделений региональных таможенных управлений, таможен и отдельных должностных лиц по правовой работе таможенных постов, ведет учет сведений об их кадровом составе;
26) проводит работу по повышению квалификации должностных лиц правовых подразделений региональных таможенных управлений, таможен и отдельных должностных лиц по правовой работе таможенных постов, в том числе организовывает и проводит совещания, семинары, стажировки;
27) оказывает должностным лицам центрального аппарата ФТС России, других таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции ФТС России;
28) обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (работу) в таможенные органы, решении вопросов, связанных с прохождением государственной службы (работы), привлечении должностных лиц и работников к ответственности и увольнении с государственной службы (работы);
29) участвует в работе по организации деятельности таможенных органов, их структурных подразделений и организаций, находящихся в ведении ФТС России, оптимизации их функций и структуры;
30) разрабатывает общие положения о региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах, принимает участие в разработке индивидуальных положений о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;
31) участвует в проведении служебных проверок в таможенных органах по фактам ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами таможенных органов;
32) разрабатывает формы отчетности для правовых подразделений таможенных органов;
33) редактирует проекты нормативных и иных правовых актов ФТС России;
34) визирует проекты нормативных и иных правовых актов ФТС России, заключения, представляемые на подпись руководителю ФТС России, а также иные документы в соответствии с инструкцией по делопроизводству в ФТС России;
35) проводит работу по отбору и направлению нормативных правовых актов ФТС России на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, организовывает сопровождение прохождения государственной регистрации, ведет учет таких актов.
III. Права Управления
16. Управление для решения возложенных на него функций имеет право:
1) получать для ознакомления и систематизированного учета поступающие в ФТС России нормативные и иные правовые акты и документы на бумажных и электронных носителях;
2) вносить на рассмотрение руководству ФТС России предложения по вопросам деятельности Управления;
3) давать заключения о необходимости подготовки нормативных и иных правовых актов ФТС России и Минфина России;
4) давать заключения о соответствии законодательству Российской Федерации документов, подготовленных структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России и таможенными органами Российской Федерации;
5) давать указания таможенным органам Российской Федерации об отмене или изменении правовых актов, содержащих положения, не соответствующие законодательству Российской Федерации;
6) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
7) запрашивать и получать от структурных подразделений центрального аппарата ФТС России, таможенных органов Российской Федерации и организаций, находящихся в ведении ФТС России, необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФТС России и Управления;
8) вести переписку с государственными органами по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в случаях, определяемых руководителем ФТС России;
9) участвовать в работе совещательных и экспертных органов в рамках компетенции Управления;
10) согласовывать назначение начальников правовых служб региональных таможенных управлений, входящих в их состав структурных подразделений, а также правовых отделов таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;
11) привлекать должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата ФТС России для подготовки проектов нормативных и иных правовых актов, других документов и осуществления подобных мероприятий;
12) привлекать для защиты государственных интересов, интересов ФТС России и иных таможенных органов в судах должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата ФТС России и таможенных органов Российской Федерации;
13) возвращать структурным подразделениям - соисполнителям на доработку нарушающие правила юридической техники и противоречащие законодательству Российской Федерации проекты нормативных и иных правовых актов и других документов, составлять заключения и справки о необходимости устранения выявленных в них противоречий;
14) получать необходимую консультативную помощь в суде, адвокатуре, юридических фирмах, других организациях, в том числе с оплатой их услуг за счет средств ФТС России;
15) участвовать в разработке и реализации программ повышения юридических знаний и навыков должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, в проведении занятий и семинаров по правовым вопросам в системе повышения квалификации и по другим формам обучения;
16) подготавливать предложения о привлечении в соответствии с установленным порядком для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;
17) участвовать в реализации программ развития таможенного дела в Российской Федерации, планов и показателей деятельности ФТС России;
18) пользоваться в установленном порядке ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;
19) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
IV. Особенности деятельности Управления
17. Управление осуществляет свою деятельность по следующим специальным направлениям, связанным с контролем соблюдения законности в таможенном деле:
1) обеспечение реализации права физических и юридических лиц на досудебное обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
2) контроль соблюдения законности при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, совершении ими действий (бездействия) при осуществлении ими функций в сфере таможенного дела;
3) организация и методическое руководство деятельностью таможенных органов по осуществлению контроля за законностью и обоснованностью решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела.
18. Для осуществления указанного направления деятельности Управление выполняет следующие специальные функции:
1) проверяет в связи с жалобами лиц и протестами прокуроров законность и обоснованность решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела; подготавливает проекты решений по жалобам и протестам на указанные решения, действия (бездействие);
2) проверяет в порядке ведомственного контроля законность и обоснованность решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, а также решений, принятых в порядке ведомственного контроля; подготавливает проекты решений об отмене (изменении) неправомерных решений таможенных органов и их должностных лиц;
3) осуществляет методическое руководство и организацию работы структурных подразделений центрального аппарата ФТС России по осуществлению ведомственного контроля деятельности таможенных органов;
4) согласовывает подготовленные структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России проекты решений об отмене или изменении не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
5) проводит проверку организации работы по контролю за соблюдением законности в таможенных органах, законности и обоснованности решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
6) осуществляет анализ состояния законности в таможенных органах и обобщение практики применения ими законодательства в сфере таможенного дела; выявляет причины и условия, способствующие совершению нарушений, принимает меры, направленные на их устранение; подготавливает (в том числе совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России) проекты нормативных правовых актов ФТС России, обзоры, информационные письма и рекомендации по вопросам контроля соблюдения законодательства в сфере таможенного дела и правоприменительной практики;
7) информирует физических и юридических лиц о порядке ведомственного обжалования, а также о практике рассмотрения таможенными органами жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела.
19. Для осуществления специальных функций Управление имеет право:
1) истребовать из таможенных органов в связи с жалобами лиц, протестами прокуроров, при осуществлении ведомственного контроля документы и сведения, касающиеся принятия таможенными органами и их должностными лицами решений, совершения действий или бездействия в сфере таможенного дела;
2) запрашивать в иных структурных подразделениях центрального аппарата ФТС России документы, заключения и другие сведения, необходимые для подготовки и принятия решений по жалобам лиц и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
3) при проведении проверок в таможенных органах:
а) знакомиться с журналами регистрации входящих документов, журналами регистрации результатов рассмотрения жалоб и протестов на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, делами по жалобам и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, перепиской подразделений таможенных органов по вопросам таможенного дела с физическими и юридическими лицами, материалами по принятию решений в порядке ведомственного контроля;
б) получать объяснения от должностных лиц таможенных органов о причинах и обстоятельствах принятия решений, совершения действий (бездействия) в сфере таможенного дела, вынесения решений по жалобам и протестам прокуроров на такие решения, действия (бездействие);
4) инициировать в соответствии с установленным порядком проведение служебных проверок по фактам ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностными лицами таможенных органов;
5) отменять или изменять в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения в сфере таможенного дела, а также принимать необходимые меры в отношении неправомерных действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
6) запрашивать сведения в государственных органах, предприятиях, учреждениях и иных организациях (в том числе посредством обращения в их структурные подразделения), а также готовить ответы на поступающие от них запросы по вопросам контроля соблюдения законодательства в сфере таможенного дела.
20. Заместитель начальника Управления, курирующий вопросы контроля соблюдения законности, обладает правом принимать от имени ФТС России решения по жалобам лиц и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, решения в порядке ведомственного контроля об отмене или изменении не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации решений в сфере таможенного дела, а также принимать необходимые меры в отношении неправомерных действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.
21. В случае отсутствия заместителя начальника Управления, курирующего вопросы контроля соблюдения законности, решения по жалобам и протестам прокуроров на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела, а также решения в порядке ведомственного контроля принимают должностные лица, уполномоченные на это руководителем ФТС России.
V. Заключительные положения
22. Начальник Управления и другие должностные лица Управления несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов нормативных и иных правовых актов законодательству Российской Федерации.
23. Начальник Управления:
1) руководит деятельностью Управления на основе принципа единоначалия;
2) принимает участие в заседаниях коллегии ФТС России, совещаниях, проводимых руководством ФТС России, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Управления;
3) распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности за ведение работы на порученном участке;
4) обеспечивает подбор, расстановку кадров Управления, соблюдение служебной дисциплины;
5) создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц Управления и внедрения передовых приемов и методов работы;
6) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий и классных чинов должностным лицам Управления, назначении их на должность, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;
7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Управления;
8) утверждает положения об отделах Управления;
9) вносит согласно установленному порядку руководству ФТС России предложения о направлении должностных лиц Управления в служебные командировки по Российской Федерации и заграничные служебные командировки;
10) подписывает документы и организовывает в пределах своей компетенции проверку их исполнения на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации;
11) представляет Управление в государственных органах и различных организациях в соответствии с установленным порядком;
12) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Начальник Управления несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Управление функций, в том числе за выполнение в рамках компетенции Управления программ, планов и показателей деятельности ФТС России.
25. Возложение на Управление функций, не предусмотренных настоящим Положением, кроме специальных (адресных) поручений руководителя ФТС России, не допускается.
Начальник
Правового управления
А.Б.СТРУКОВ