Оглавление
В целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, соблюдения положений статей 122, 131 - 136 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) и статей 178 - 185 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки (далее - Инструкция).
2. Начальникам Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров В.И. Селезневу, Главного управления по борьбе с контрабандой С.А. Малышеву, Управления таможенных расследований и дознания А.П. Кизлыку, Управления по противодействию коррупции И.М. Морозову, начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить исполнение Инструкции.
3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 20 июня 2007 г. N 749 "Об утверждении Порядка взаимодействия подразделений таможенной инспекции, правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности таможенных органов при организации и проведении таможенных ревизий".
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
Приложение
к Приказу ФТС России
от 17 мая 2012 г. N 949
--------------------------------
<*> Под подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров понимаются подразделения таможенных органов, в функции которых входит проведение таможенных проверок.
I. Общие положения
1. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки (далее - Инструкция) разработана в целях повышения эффективности выявления, предотвращения, пресечения и профилактики нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и создания условий для полноты собираемости таможенных платежей.
2. Инструкция разработана в соответствии с:
Таможенным кодексом Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - ТК ТС);
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1, N 18, ст. 1721, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2, N 27 (ч. 1), ст. 2700, N 27 (ч. 2), ст. 2708, ст. 2717, N 46 (ч. 1), ст. 4434, ст. 4440, N 50, ст. 4847, ст. 4855, N 52 (ч. 1), ст. 5037; 2004, N 19 (ч. 1), ст. 1838, N 30, ст. 3095, N 31, ст. 3229, N 34, ст. 3529, ст. 3533, N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 9, ст. 13, ст. 37, ст. 40, ст. 45, N 10, ст. 762, ст. 763, N 13, ст. 1077, ст. 1079, N 17, ст. 1484, N 19, ст. 1752, N 25, ст. 2431, N 27, ст. 2719, ст. 2721, N 30 (ч. 1), ст. 3104, N 30 (ч. 2), ст. 3124, ст. 3131, N 40, ст. 3986, N 50, ст. 5247, N 52 (ч. 1), ст. 5574, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, ст. 10, N 2, ст. 172, ст. 175, N 6, ст. 636, N 10, ст. 1067, N 12, ст. 1234, N 17 (ч. 1), ст. 1776, N 18, ст. 1907, N 19, ст. 2066, N 23, ст. 2380, ст. 2385, N 28, ст. 2975, N 30, ст. 3287, N 31 (ч. 1), ст. 3420, ст. 3432, ст. 3433, ст. 3438, ст. 3452, N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4633, ст. 4634, ст. 4641, N 50, ст. 5279, ст. 5281, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 25, ст. 29, ст. 33, N 7, ст. 840, N 15, ст. 1743, N 16, ст. 1824, ст. 1825, N 17, ст. 1930, N 20, ст. 2367, N 21, ст. 2456, N 26, ст. 3089, N 30, ст. 3755, N 31, ст. 4001, ст. 4007, ст. 4008, ст. 4009, ст. 4015, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6034, ст. 6065, N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (ч. 1), ст. 896, N 18, ст. 1941, N 20, ст. 2251, ст. 2259, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 1), ст. 3582, ст. 3601, ст. 3604, N 45, ст. 5143, N 49, ст. 5738, ст. 5745, ст. 5748, N 52 (ч. 1), ст. 6227, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6248; 2009, N 1, ст. 17, N 7, ст. 771, ст. 777, N 19, ст. 2276, N 23, ст. 2759, ст. 2767, ст. 2776, N 26, ст. 3120, ст. 3122, ст. 3131, ст. 3132, N 29, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3635, ст. 3642, N 30, ст. 3735, ст. 3739, N 45, ст. 5265, ст. 5267, N 48, ст. 5711, ст. 5724, ст. 5755, N 52 (ч. 1), ст. 6406, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1, N 11, ст. 1169, ст. 1176, N 15, ст. 1743, ст. 1751, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2524, ст. 2525, ст. 2526, ст. 2530, N 23, ст. 2790, N 25, ст. 3070, N 27, ст. 3416, ст. 3429, N 28, ст. 3553, N 30, ст. 4000, ст. 4002, ст. 4005, ст. 4006, ст. 4007, N 31, ст. 4155, ст. 4158, ст. 4164, ст. 4191, ст. 4192, ст. 4193, ст. 4195, ст. 4198, ст. 4206, ст. 4207, ст. 4208, N 32, ст. 4298, N 41 (ч. 2), ст. 5192, ст. 5193, N 46, ст. 5918, N 49, ст. 6409, N 50, ст. 6605, N 52 (ч. 1), ст. 6984, ст. 6995, ст. 6996; 2011, N 1, ст. 10, ст. 23, ст. 29, ст. 33, ст. 47, ст. 54, N 7, ст. 901, ст. 905, N 15, ст. 2039, N 17, ст. 2310, ст. 2312, N 19, ст. 2714, ст. 2715, N 23, ст. 3260, ст. 3267, N 27, ст. 3873, ст. 3881, N 29, ст. 4289, ст. 4290, ст. 4291, ст. 4298, N 30 (ч. 1), ст. 4573, ст. 4574, ст. 4584, ст. 4585, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4598, ст. 4601, ст. 4605, N 45, ст. 6325, ст. 6326, ст. 6334, N 46, ст. 6406, N 47, ст. 6601, ст. 6602, N 48, ст. 6730, ст. 6732, N 49 (ч. 1), ст. 7025, ст. 7042, N 49 (ч. 5), ст. 7056, ст. 7061, N 50, ст. 7342, ст. 7345, ст. 7346, ст. 7351, ст. 7352, ст. 7355, ст. 7362, ст. 7366; 2012, N 6, ст. 621, N 10, ст. 1166, N 15, ст. 1723, ст. 1724, N 18, ст. 2126) (далее - КоАП России);
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027, N 30, ст. 3015, ст. 3020, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700, ст. 2706, N 27 (ч. 2), ст. 2708, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585, N 27, ст. 2711, N 49, ст. 4853; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 13, N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277, N 10, ст. 1070, N 23, ст. 2379, N 28, ст. 2975, ст. 2976, N 31 (ч. 1), ст. 3452; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 46, N 16, ст. 1827, N 18, ст. 2118, N 24, ст. 2830, ст. 2833, N 31, ст. 4008, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 49, ст. 6033, N 50, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6248; 2008, N 12, ст. 1074, N 24, ст. 2798, N 49, ст. 5724, N 52 (ч. 1), ст. 6226, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29, N 11, ст. 1266, ст. 1267, ст. 1268, N 18 (ч. 1), ст. 2145, N 26, ст. 3139, N 29, ст. 3613, N 44, ст. 5170, ст. 5173, N 45, ст. 5263, N 51, ст. 6161, N 52 (ч. 1), ст. 6422, ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4, N 8, ст. 780, N 11, ст. 1168, ст. 1169, N 14, ст. 1552, N 15, ст. 1756, N 17, ст. 1985, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2284, N 21, ст. 2525, N 27, ст. 3416, ст. 3427, ст. 3428, ст. 3431, N 30, ст. 3986, ст. 3989, ст. 4003, N 31, ст. 4164, ст. 4193, N 49, ст. 6412, ст. 6414, ст. 6419; 2011, N 1, ст. 16, ст. 39, ст. 45, ст. 46, N 7, ст. 901, N 13, ст. 1686, ст. 1687, N 15, ст. 2039, N 19, ст. 2712, N 23, ст. 3259, N 25, ст. 3533, N 29, ст. 4285, ст. 4286, N 30 (ч. 1), ст. 4598, ст. 4601, ст. 4605, N 45, ст. 6322, ст. 6323, ст. 6324, ст. 6334, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7349, ст. 7350, ст. 7361, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, ст. 1165, ст. 1166) (далее - УПК России);
Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332, N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 871, ст. 873, N 11, ст. 1255, N 12, ст. 1407, N 28, ст. 3489, ст. 3490, ст. 3491; 2001, N 11, ст. 1002, N 13, ст. 1140, N 26, ст. 2587, ст. 2588, N 33 (ч. 1), ст. 3424, N 47, ст. 4404, ст. 4405, N 53 (ч. 1), ст. 5028; 2002, N 10, ст. 966, N 11, ст. 1021, N 19, ст. 1793, ст. 1795, N 26, ст. 2518, N 30, ст. 3020, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 11, ст. 954, N 15, ст. 1304, N 27 (ч. 2), ст. 2708, ст. 2712, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4848, ст. 4855; 2004, N 30, ст. 3091, ст. 3092, ст. 3096; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 1, ст. 13, N 30 (ч. 1), ст. 3104, N 52 (ч. 1), ст. 5574; 2006, N 2, ст. 176, N 31 (ч. 1), ст. 3452, N 50, ст. 5279; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 46, N 16, ст. 1822, ст. 1826, N 21, ст. 2456, N 31, ст. 4000, ст. 4008, ст. 4011, N 45, ст. 5429, N 49, ст. 6079, N 50, ст. 6246, ст. 6248; 2008, N 7, ст. 551, N 15, ст. 1444, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3601, N 48, ст. 5513, N 52 (ч. 1), ст. 6227, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29, N 7, ст. 788, N 18 (ч. 1), ст. 2146, N 23, ст. 2761, N 26, ст. 3139, N 30, ст. 3735, N 31, ст. 3921, ст. 3922, N 44, ст. 5170, N 45, ст. 5263, ст. 5265, N 51, ст. 6161, N 52 (ч. 1), ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4, N 8, ст. 780, N 14, ст. 1553, N 15, ст. 1744, ст. 1756, N 19, ст. 2289, N 21, ст. 2525, ст. 2530, N 25, ст. 3071, N 27, ст. 3431, N 30, ст. 3986, N 31, ст. 4164, ст. 4166, ст. 4193, N 41 (ч. 2), ст. 5192, ст. 5199, N 49, ст. 6412, N 50, ст. 6610, N 52 (ч. 1), ст. 6997, ст. 7003; 2011, N 1, ст. 10, ст. 39, ст. 54, N 11, ст. 1495, N 15, ст. 2039, N 19, ст. 2714, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. 1), ст. 4598, ст. 4601, ст. 4605, N 45, ст. 6334, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7343, ст. 7361, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, ст. 1166) (далее - УК России);
Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1 (ч. 1), ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, ст. 4011; 2008, N 18, ст. 1941, N 52 (ч. 1), ст. 6227, ст. 6235, ст. 6248; 2011, N 1, ст. 16, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7366) (далее - Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности");
правовыми актами ФТС России, регламентирующими действия должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки.
3. Инструкция определяет действия должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с правоохранительными подразделениями и подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки.
4. При организации и проведении таможенной проверки взаимодействие по направлениям деятельности Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) осуществляется между подразделением таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа и следующим подразделением таможенного органа (далее - подразделение по направлениям деятельности ГУБК):
на уровне ФТС России - ГУБК;
на уровне регионального таможенного управления - оперативным подразделением оперативной таможни;
на уровне таможни - оперативным подразделением таможни.
При организации и проведении таможенной проверки взаимодействие по направлениям деятельности Управления таможенных расследований и дознания (УТРД) осуществляется между подразделением таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа и следующим подразделением таможенного органа (далее - подразделение по направлениям деятельности УТРД):
на уровне ФТС России - УТРД;
на уровне регионального таможенного управления - подразделением дознания, подразделением административных расследований оперативной таможни;
на уровне таможни - подразделением дознания, подразделением административных расследований таможни.
При организации и проведении таможенной проверки взаимодействие по направлениям деятельности Управления по противодействию коррупции (УПК) осуществляется между подразделением таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа и следующим подразделением таможенного органа (далее - подразделение по противодействию коррупции):
на уровне ФТС России - УПК;
на уровне регионального таможенного управления - службой по противодействию коррупции регионального таможенного управления;
на уровне таможни - подразделением по противодействию коррупции таможни.
II. Взаимодействие подразделения таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по направлениям деятельности ГУБК таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки
5. В рамках взаимодействия в целях организации таможенной проверки подразделение по направлениям деятельности ГУБК направляет в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров информацию, которая может свидетельствовать о возможном нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, что могло повлечь за собой неуплату или неполную уплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.
Информация направляется:
в случае обеспечения возможности идентификации сведений о товарах, содержащихся в документах, представленных подразделением по направлениям деятельности ГУБК, со сведениями о товарах, заявленными при декларировании товаров, при условии установления фактического местонахождения лиц, у которых в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК ТС возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза;
в случае обнаружения данных об отсутствии в коммерческих документах на товары иностранного производства сведений о таможенном декларировании данных товаров либо отсутствии коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны, при условии установления фактического местонахождения лица, во владении и (или) пользовании которого находятся (находились) незаконно ввезенные товары.
Информация направляется с приложением комплекта документов (оригиналов либо заверенных в установленном порядке копий), содержащих соответствующие данные, подразделением по направлениям деятельности ГУБК в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров служебной запиской, содержащей следующие сведения (при их наличии в подразделении по направлениям деятельности ГУБК):
полное наименование лица (организационно-правовая форма для юридических лиц);
адрес государственной регистрации, сведения о месте фактического нахождения исполнительного органа лица;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причин постановки на учет (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
Подразделение таможенного контроля после выпуска товаров рассматривает представленную подразделением по направлениям деятельности ГУБК информацию и прилагаемые к ней материалы и в срок, не превышающий 7 (семи) рабочих дней после их получения подразделением таможенного контроля после выпуска товаров, направляет начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, докладную записку о целесообразности либо о нецелесообразности проведения таможенной проверки указанным таможенным органом либо направляет в подразделение по направлениям деятельности ГУБК служебную записку о направлении нижестоящему таможенному органу поручения о проведении таможенной проверки.
В случае, если в представленных материалах содержатся недостаточные сведения для принятия решения о наличии либо об отсутствии оснований для проведения таможенной проверки, подразделение таможенного контроля после выпуска товаров при рассмотрении материалов запрашивает у подразделения по направлениям деятельности ГУБК дополнительную информацию, необходимую для принятия начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, решения о проведении таможенной проверки.
При поступлении из ГУБК в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров данных, свидетельствующих о незаконном перемещении товаров на таможенную территорию Таможенного союза, с приложением в качестве обоснования коммерческих, транспортных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности, срок рассмотрения поступивших материалов, проведения аналитической и подготовительной работы и принятия начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, решения о проведении внеплановой выездной таможенной проверки или о нецелесообразности ее проведения не должен превышать 3 (трех) рабочих дней после получения таких материалов подразделением таможенного контроля после выпуска товаров.
6. Подразделение таможенного контроля после выпуска товаров в установленном порядке письменно информирует подразделение по направлениям деятельности ГУБК, представившее сведения, указанные в пункте 5 Инструкции:
- о целесообразности либо о нецелесообразности проведения таможенной проверки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня наложения соответствующей резолюции начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, на докладной записке подразделения таможенного контроля после выпуска товаров;
- о результатах проведения таможенной проверки в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня утверждения акта таможенной проверки начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим.
7. В рамках взаимодействия при проведении аналитической работы или при проведении таможенной проверки подразделение таможенного контроля после выпуска товаров направляет в подразделение по направлениям деятельности ГУБК мотивированный запрос о представлении необходимых в целях проведения таможенной проверки сведений.
Запрос направляется в случае наличия данных, которые могут свидетельствовать о признаках подготавливаемого или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, и (или) в случае наличия данных, которые могут свидетельствовать о возможном уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенном в крупном размере.
8. Запрос направляется подразделением таможенного контроля после выпуска товаров в подразделение по направлениям деятельности ГУБК служебной запиской, содержащей следующие сведения:
сведения об основаниях проведения подразделением таможенного контроля после выпуска товаров аналитической работы или таможенной проверки и краткое изложение существа дела;
сведения о принятых подразделением таможенного контроля после выпуска товаров мерах по проверке информации о возможном уклонении от уплаты таможенных платежей и сбору недостающих сведений;
сведения о размере причиненного или предполагаемого материального ущерба;
обоснование невозможности получения необходимой информации без привлечения подразделения по направлениям деятельности ГУБК;
указание конкретных сведений, представление которых необходимо в целях проведения таможенной проверки.
9. Подразделение по направлениям деятельности ГУБК в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, принимает меры, направленные на сбор необходимых материалов с целью формирования процессуальных доказательств, пресечения противоправной деятельности и создания условий для полноты собираемости таможенных платежей, в том числе:
установление местонахождения исполнительного органа проверяемого лица (адрес фактического нахождения организации);
установление местонахождения проверяемого товара (склад, магазин и т.д.);
установление учредителей проверяемого лица;
установление фактического местонахождения должностных лиц проверяемого лица (генеральный директор, главный бухгалтер);
установление иных лиц, у которых в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК ТС возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Проведение указанных проверочных мероприятий должно осуществляться в срок, не превышающий срок, предусмотренный правовым актом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность таможенных органов.
Подразделение по направлениям деятельности ГУБК в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней после получения запроса, в письменном виде информирует подразделение таможенного контроля после выпуска товаров о наличии либо отсутствии оснований для исполнения запроса.
Подразделение по направлениям деятельности ГУБК по истечении 30 (тридцати) рабочих дней после получения запроса в письменном виде информирует подразделение таможенного контроля после выпуска товаров о ходе исполнения запроса, причинах неисполнения запроса в указанный срок и предполагаемых сроках исполнения запроса.
10. В случае выявления в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, признаков преступления должностное лицо подразделения по направлениям деятельности ГУБК составляет рапорт об обнаружении признаков указанного преступления в порядке, установленном Приказом ФТС России от 12 января 2007 г. N 23 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях" (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007, рег. N 9035) (с изменениями, внесенными Приказами ФТС России от 13 января 2012 г. N 23 (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2012, рег. N 23284), от 22 марта 2012 г. N 539 (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2012, рег. N 23907)) (далее - Приказ ФТС России от 12 января 2007 г. N 23), о чем после регистрации рапорта в Книге учета сообщений о преступлениях, форма которой утверждена в приложении N 1 к Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях, утвержденной Приказом ФТС России от 12 января 2007 г. N 23, уведомляет подразделение таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа.
В случае выявления в ходе проверочных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности по материалам подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов, должностное лицо подразделения по направлениям деятельности ГУБК направляет материалы, содержащие такие данные, в подразделение административных расследований для принятия мер в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Результаты таможенной проверки могут быть использованы подразделением по направлениям деятельности ГУБК в качестве доказательств о противоправной деятельности проверяемых лиц.
III. Взаимодействие подразделения таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по направлениям деятельности УТРД таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки
12. В рамках взаимодействия в целях организации таможенной проверки подразделение по направлениям деятельности УТРД в случае выявления при рассмотрении сообщений о преступлениях, производстве неотложных следственных действий либо при проведении административного производства данных, которые могут свидетельствовать о совершении иного преступления или административного правонарушения, для установления которого необходимо проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки, направляет информацию в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров.
Информация направляется с приложением комплекта документов (оригиналов либо заверенных в установленном порядке копий), содержащих соответствующие данные, подразделением по направлениям деятельности УТРД в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров служебной запиской, содержащей следующие сведения (при их наличии в подразделении по направлениям деятельности УТРД):
полное наименование лица (организационно-правовая форма для юридических лиц);
адрес государственной регистрации, сведения о месте фактического нахождения исполнительного органа лица;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причин постановки на учет (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
предложения о кандидатурах должностных лиц подразделения по направлениям деятельности УТРД для включения в состав комиссии по проведению таможенной проверки, а также о необходимости привлечения к проведению таможенного контроля иных должностных лиц таможенных органов, специалистов (экспертов).
Подразделение таможенного контроля после выпуска товаров рассматривает представленную подразделением по направлениям деятельности УТРД информацию и прилагаемые к ней материалы и в срок, не превышающий 7 (семи) рабочих дней после их получения подразделением таможенного контроля после выпуска товаров, направляет начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, докладную записку о целесообразности либо о нецелесообразности проведения таможенной проверки указанным таможенным органом либо направляет в подразделение по направлениям деятельности УТРД служебную записку о направлении нижестоящему таможенному органу поручения о проведении таможенной проверки.
В случае, если в представленных материалах содержатся недостаточные сведения для принятия решения о наличии либо об отсутствии оснований для проведения таможенной проверки, подразделение таможенного контроля после выпуска товаров при рассмотрении материалов запрашивает у подразделения по направлениям деятельности УТРД дополнительную информацию, необходимую для принятия начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, решения о проведении таможенной проверки.
13. Подразделение таможенного контроля после выпуска товаров в установленном порядке письменно информирует подразделение по направлениям деятельности УТРД, представившее сведения, указанные в пункте 12 Инструкции:
- о целесообразности либо о нецелесообразности проведения таможенной проверки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня наложения соответствующей резолюции начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, на докладной записке подразделения таможенного контроля после выпуска товаров;
- о результатах проведения таможенной проверки в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня утверждения акта таможенной проверки начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим.
14. В состав комиссии по проведению таможенной проверки включаются сотрудники подразделений по направлениям деятельности УТРД (в таможнях и оперативных таможнях - по согласованию с заместителем начальника таможенного органа, курирующего правоохранительную деятельность).
В случае отсутствия в таможенном органе, проводящем таможенную проверку, подразделения по направлениям деятельности УТРД в состав комиссии по проведению таможенной проверки по согласованию с вышестоящим таможенным органом включается должностное лицо подразделения по направлениям деятельности УТРД того таможенного органа, в котором такое подразделение имеется.
При проведении таможенной проверки региональным таможенным управлением в состав комиссии по проведению таможенной проверки включаются сотрудники подразделений по направлениям деятельности УТРД соответствующей оперативной таможни.
15. В ходе проведения таможенной проверки должностное лицо подразделения дознания, входящее в состав комиссии по проведению таможенной проверки, дает правовую оценку материалам таможенной проверки на предмет наличия достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления, в случае неполноты указанных материалов дает рекомендации по сбору и представлению дополнительных документов и сведений, необходимых для квалификации деяния как преступного.
В ходе проведения таможенной проверки должностное лицо подразделения административных расследований, входящее в состав комиссии по проведению таможенной проверки, дает рекомендации о сборе доказательств совершения административного правонарушения и дает правовую оценку материалам таможенной проверки на предмет наличия достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов.
16. При выявлении в ходе таможенной проверки (в случае создания комиссии по проведению таможенной проверки) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов, должностное лицо подразделения административных расследований, входящее в состав комиссии по проведению таможенной проверки, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП России.
17. При выявлении в ходе таможенной проверки (в случае, если комиссия по проведению таможенной проверки не создавалась) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов, когда его правовая оценка (квалификация деяния и (или) субъект административного правонарушения) не вызывает затруднения, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административном правонарушении и проводящее таможенную проверку, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП России.
При выявлении в ходе таможенной проверки, проводимой ГУТКПВТ (в случае, если комиссия по проведению таможенной проверки не создавалась), достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, производство по которому отнесено к компетенции таможенных органов, материалы проверки, содержащие такие данные, передаются в УТРД для принятия мер в соответствии с КоАП России.
18. При выявлении в ходе таможенной проверки (в случае, если комиссия по проведению таможенной проверки не создавалась) нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в случае, когда имеются сложности в определении квалификации деяния и (или) субъекта административного правонарушения в соответствии с КоАП России, все материалы с необходимыми пояснениями передаются в подразделение административных расследований для изучения на предмет установления данных, указывающих на возможное наличие события административного правонарушения. Материалы могут передаваться нарочным либо с использованием иных доступных средств связи (например, факсимильной, электронной почты) служебной запиской, рапортом.
Должностное лицо подразделения административных расследований изучает представленные материалы и информацию и по результатам дает правовую оценку на предмет установления данных, указывающих на возможное наличие события административного правонарушения. В случае установления достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностное лицо подразделения административных расследований возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с КоАП России.
Если после изучения материалов должностное лицо подразделения административных расследований установит, что в них не содержатся достаточные данные, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, представленные документы возвращаются в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с требованиями правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок делопроизводства и работы архива в таможенных органах.
При неполноте собранных материалов и сведений, указывающих на возможное наличие события административного правонарушения, должностное лицо подразделения административных расследований в заключении указывает на действия и мероприятия, которые необходимо провести подразделению таможенного контроля после выпуска товаров в рамках своей компетенции для сбора недостающих доказательств. После сбора должностным лицом подразделения таможенного контроля после выпуска товаров недостающих сведений и информации в зависимости от установленных обстоятельств им совершаются действия, предусмотренные пунктом 17 или настоящим пунктом Инструкции.
19. В случае обнаружения в процессе проведения таможенной проверки признаков преступления должностное лицо, обнаружившее их и обладающее полномочиями на прием сообщений о преступлениях, незамедлительно составляет рапорт об обнаружении признаков указанного преступления в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях, утвержденной Приказом ФТС России от 12 января 2007 г. N 23.
В случае обнаружения в процессе проведения таможенной проверки признаков преступления должностное лицо, обнаружившее их и не обладающее полномочиями на прием сообщений о преступлениях, после консультации с подразделением дознания направляет докладную записку начальнику органа дознания или его заместителю. Докладная записка в обязательном порядке визируется председателем комиссии и начальником подразделения таможенного контроля после выпуска товаров.
В случае проведения таможенной проверки ГУТКПВТ должностное лицо, обнаружившее признаки преступления, предварительно консультируется с УТРД, в случае проведения таможенной проверки службой таможенного контроля после выпуска товаров регионального таможенного управления - с подразделением дознания соответствующей оперативной таможни, в случае проведения таможенной проверки подразделением таможенного контроля после выпуска товаров таможни - с подразделением дознания таможни.
20. К докладной записке прилагаются материалы таможенной проверки (копии документов должны быть заверены в соответствии с требованиями правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок делопроизводства и работы архива в таможенных органах).
Докладная записка должна содержать установленные к моменту ее составления данные о месте, времени, способе содеянного и лицах, подозреваемых в преступлении, а также юридическую квалификацию деяний и сведения о проходящих по материалам товарах и местах их хранения.
21. Начальник органа дознания или его заместитель рассматривает материалы, поступившие из подразделения таможенного контроля после выпуска товаров, дает им правовую оценку и принимает решение о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления в порядке, предусмотренном статьей 143 УПК России.
В случае отсутствия в представленных докладной запиской материалах достаточных данных, указывающих на признаки преступления, начальник органа дознания или его заместитель поручает подразделению таможенного контроля после выпуска товаров представить дополнительные документы либо направляет материалы для проведения дополнительной проверки в подразделение таможенного органа по направлениям деятельности ГУБК.
22. Должностное лицо, обнаружившее признаки преступления, должно принять все меры по обеспечению сохранности следов преступления и предметов, свидетельствующих о его совершении, до начала работы дознавателя.
23. После вынесения уполномоченным должностным лицом таможенного органа постановления по делу об административном правонарушении, возбужденному по результатам таможенной проверки, подразделение административных расследований в течение 3 (трех) рабочих дней направляет в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров копию такого постановления по делу об административном правонарушении.
24. При выявлении в ходе таможенной проверки данных, указывающих на возможное наличие события административного правонарушения, производство по которому отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, копии материалов таможенной проверки передаются подразделением таможенного контроля после выпуска товаров в эти органы в установленном порядке.
25. О результатах рассмотрения в порядке статей 144, 145 УПК России сообщения о преступлении, зарегистрированного в Книге учета сообщений о преступлениях в ходе либо по результатам таможенной проверки, подразделение дознания в течение 3 (трех) рабочих дней информирует подразделение таможенного контроля после выпуска товаров.
IV. Взаимодействие подразделения таможенного контроля после выпуска товаров и подразделения по противодействию коррупции таможенного органа при организации и проведении таможенной проверки
26. В рамках взаимодействия в целях организации таможенной проверки подразделение по противодействию коррупции направляет в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров информацию о данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию Таможенного союза с нарушением требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, что могло повлечь за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.
Информация направляется с приложением комплекта документов (оригиналов либо их копий, заверенных в соответствии с требованиями правовых актов ФТС России, устанавливающих порядок делопроизводства и работы архива в таможенных органах), содержащих соответствующие данные, подразделением по противодействию коррупции в подразделение таможенного контроля после выпуска товаров служебной запиской, содержащей следующие сведения (при их наличии в подразделении по противодействию коррупции):
полное наименование лица (организационно-правовая форма для юридических лиц);
адрес государственной регистрации, сведения о месте фактического нахождения исполнительного органа лица;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причин постановки на учет (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
предложения о необходимости привлечения к проведению таможенного контроля должностных лиц подразделения по направлениям деятельности УПК или иных должностных лиц таможенных органов, специалистов (экспертов).
Подразделение таможенного контроля после выпуска товаров рассматривает представленную подразделением по противодействию коррупции информацию и прилагаемые к ней материалы и в срок, не превышающий 7 (семи) рабочих дней после их получения подразделением таможенного контроля после выпуска товаров, направляет начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, докладную записку о целесообразности либо о нецелесообразности проведения таможенной проверки указанным таможенным органом либо направляет в подразделение по противодействию коррупции служебную записку о направлении нижестоящему таможенному органу поручения о проведении таможенной проверки.
В случае, если в представленных материалах содержатся недостаточные сведения для принятия решения о наличии либо об отсутствии оснований для проведения таможенной проверки, подразделение таможенного контроля после выпуска товаров при рассмотрении материалов запрашивает у подразделения по противодействию коррупции дополнительную информацию, необходимую для принятия начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, решения о проведении таможенной проверки.
27. Подразделение таможенного контроля после выпуска товаров в установленном порядке письменно информирует подразделение по противодействию коррупции, представившее сведения, указанные в пункте 26 Инструкции:
- о целесообразности либо о нецелесообразности проведения таможенной проверки в течение 3 (трех) рабочих дней со дня наложения соответствующей резолюции начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, на докладной записке подразделения таможенного контроля после выпуска товаров;
- о результатах проведения таможенной проверки в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня утверждения акта таможенной проверки начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим.
28. В случае получения подразделением таможенного контроля после выпуска товаров при проведении аналитической или подготовительной работы или при проведении таможенной проверки сведений о возможной причастности должностного лица таможенного органа к противоправной деятельности проверяемого лица либо о попытке склонения проверяемым лицом должностного лица таможенного органа к совершению преступления, а также об угрозах противоправного посягательства со стороны проверяемых лиц на жизнь, здоровье или имущество должностных лиц таможенных органов, а равно членов их семей и близких, подразделение таможенного контроля после выпуска товаров направляет в подразделение по противодействию коррупции служебную записку с приложением копий имеющихся материалов, подтверждающих данные сведения.
В случае, если в представленных материалах содержатся недостаточные сведения для принятия подразделением по противодействию коррупции решения в части, касающейся компетенции, подразделение по противодействию коррупции при рассмотрении материалов запрашивает у подразделения таможенного контроля после выпуска товаров дополнительную информацию.
29. Исключен. - Приказ ФТС России от 01.08.2012 N 1550.
V. Заключительные положения
29. Для обеспечения физической защиты должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль после выпуска товаров в форме выездной таможенной проверки, возможно привлечение в установленном порядке подразделения силового обеспечения таможенного органа.
Начальник
Главного управления
таможенного контроля
после выпуска товаров
В.И.СЕЛЕЗНЕВ