Оглавление
В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569), приказываю:
1. Утвердить Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой (Приложение).
2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений, оперативных таможен и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить доведение настоящего Приказа до сведения подчиненных должностных лиц.
3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 20.10.2004 N 177 "Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А. Завражнова.
Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ
Приложение
к Приказу ФТС России
от 30 октября 2006 г. N 1066
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о Главном управлении по борьбе с контрабандой разработано на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459.
2. Главное управление по борьбе с контрабандой (далее - Главное управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной таможенной службы, осуществляющим специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, дознание и производство неотложных следственных действий по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов (далее - преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов), а также по выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, организующим и осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
3. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, а также настоящим Положением.
4. Общее руководство оперативно-служебной деятельностью Главного управления осуществляет заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов.
5. Структуру и штатную численность сотрудников Главного управления утверждает заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов.
6. Главное управление возглавляет начальник Главного управления, который подчиняется заместителю руководителя ФТС России, курирующему оперативно-розыскную работу таможенных органов. В отсутствии начальника Главного управления общее руководство Главным управлением осуществляет первый заместитель начальника Главного управления, а в его отсутствие - один из заместителей начальника Главного управления в соответствии с распределением должностных обязанностей.
7. Начальник Главного управления назначается на должность и освобождается от должности заместителем руководителя ФТС России, курирующим оперативно-розыскную работу таможенных органов. Первый заместитель начальника Главного управления, заместители начальника Главного управления, начальники служб, входящих в структуру Главного управления, а также иные сотрудники Главного управления назначаются на должность и освобождаются от должности заместителем руководителя ФТС России, курирующим оперативно-розыскную работу таможенных органов, по представлению начальника Главного управления.
8. Главное управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1) защита экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;
2) осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
3) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации;
4) оперативное и методическое руководство оперативно-розыскной деятельностью оперативных таможен и оперативных подразделений таможенных органов;
5) осуществление общего и непосредственного руководства оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, контроль и координация такой деятельности в пределах компетенции Главного управления;
6) организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств, а также с международными правоохранительными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;
7) организация оперативного сопровождения и непосредственное оперативное сопровождение уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов;
8) осуществление профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возможных нарушений таможенного, налогового, административного и уголовного законодательства Российской Федерации со стороны участников внешнеэкономической деятельности;
9) организация контроля за осуществлением таможенными органами Российской Федерации оперативно-розыскной деятельности по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;
10) организация взаимодействия оперативно-розыскных подразделений с иными структурными подразделениями таможенных органов в вопросах борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов Российской Федерации;
11) участие в рассмотрении проектов нормативных и иных правовых актов Российской Федерации в части, касающейся компетенции ФТС России и правоохранительных органов Российской Федерации.
9. Главное управление выполняет мероприятия по иным направлениям деятельности, необходимость в которых обусловлена оперативной обстановкой, приказами и распоряжениями ФТС России.
10. Службы и отделы Главного управления действуют на основании положений, утверждаемых начальником Главного управления. Руководство службами и отделами осуществляют соответственно начальники служб и отделов.
11. Должностные обязанности сотрудников Главного управления устанавливаются должностными инструкциями, утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.
12. Главное управление комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.
13. Работа Главного управления строится на основе текущего и перспективного планирования оперативно-служебной деятельности с учетом планов работы ФТС России, распоряжений заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов, сочетания коллегиальности при обсуждении вопросов служебной деятельности и единоначалия в их решении, персональной ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.
14. Главное управление осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через оперативные таможни и оперативно-розыскные подразделения таможенных органов Российской Федерации по направлениям деятельности Главного управления и во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России, федеральными органами исполнительной власти и контролирующими органами.
15. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Главном управлении осуществляются согласно установленному порядку.
16. При осуществлении своей деятельности Главное управление соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.
II. Функции Главного управления
17. Главное управление выполняет следующие функции:
1) участие в пределах своей компетенции в разработке мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу, и их реализация.
2) организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности, формирование аппарата конфиденциальных источников, ведение дел оперативного учета по преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов;
3) борьба с экономическими преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;
4) борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ;
5) выявление и пресечение незаконного международного оборота прекурсоров через таможенную границу Российской Федерации;
6) борьба с контрабандой взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
7) борьба с контрабандой стратегически важных сырьевых товаров;
8) пресечение незаконного международного оборота культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
9) пресечение незаконного международного оборота объектов дикой флоры, фауны и их дериватов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
10) выявление и пресечение административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
11) взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также международными правоохранительными организациями;
12) организация контроля и инспектирования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов;
13) оперативно-аналитическое и оперативно-информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности;
14) осуществление оперативного мониторинга баз данных товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
15) организация ведения и ведение централизованных оперативно-справочных учетов и информационно-поисковых систем, оперативно-справочной работы;
16) сбор, обработка и выдача руководству ФТС России ведомственной статистики по направлениям оперативно-розыскной деятельности таможенных органов;
17) организация хранения и хранение документальных материалов, образующихся в результате оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов в соответствии с нормативными актами, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность таможенных органов;
18) реализация системы мер профилактики правонарушений со стороны участников внешнеэкономической деятельности и других юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, организация и контроль за проведением профилактической работы в оперативно-розыскных подразделениях таможенных органов;
19) содействие другим правоохранительным органам в проведении мероприятий по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, легализации доходов от преступной деятельности;
20) координация и контроль за осуществляемой таможенными органами Российской Федерации оперативно-розыскной деятельностью по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;
21) координация деятельности представительств ФТС России за рубежом в сфере исполнения международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок. Оказание представительствам ФТС России за рубежом методологической и практической помощи в реализации мер международного правоохранительного сотрудничества;
22) информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности оперативных таможен и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, осуществляющих борьбу с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, обобщение и анализ поступающей информации о состоянии оперативной обстановки, выявление признаков совершения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;
23) разработка и осуществление системы мер, направленных на повышение эффективности борьбы с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;
24) участие в проведении оперативно-технических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию контрабанды и иных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также выявлению и задержанию лиц, их совершивших;
25) организация и осуществление международных, межрегиональных и иных контролируемых поставок, контроль за их проведением. Осуществление координации и взаимодействия при проведении международных, межрегиональных и иных контролируемых поставок с иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
26) обобщение и анализ сложившейся практики осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными таможнями, оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов. Подготовка ориентировок, методических рекомендаций и указаний;
27) привлечение структурных подразделений таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, для проведения оперативно-розыскных мероприятий и операций по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также выявлению и задержанию лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
28) организация и осуществление во взаимодействии с другими правоохранительными органами мероприятий по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
29) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации;
30) организация, координация и контроль деятельности таможенных органов по оказанию содействия иным правоохранительным органам в борьбе с международным терроризмом;
31) организация планирования и контроль за выполнением планов, подготовкой отчетов по итогам оперативно-служебной деятельности в оперативных таможнях и оперативно-розыскных подразделениях таможенных органов;
32) организация в пределах своей компетенции разработки и исполнения программ и комплексных планов, проведения специальных операций по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, в том числе во взаимодействии с другими правоохранительными органами Российской Федерации;
33) участие в подготовке предложений по совершенствованию таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности. Участие в разработке и совершенствовании нормативных и иных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности оперативными таможнями и оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов;
34) оказание методической и практической помощи в организации информационно-аналитической работы и оперативного мониторинга в оперативных таможнях и оперативно-розыскных подразделениях таможенных органов;
35) взаимодействие в осуществлении возложенных на Главное управление функций с органами государственной власти Российской Федерации, контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;
36) обеспечение координации и взаимодействия с таможенными и правоохранительными органами иностранных государств, международными компетентными органами в подготовке и проведении совместных оперативных мероприятий, организация и осуществление информационного обмена;
37) контроль соблюдения законодательства Российской Федерации, прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудниками Главного управления, оперативных таможен и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов;
38) обеспечение своевременного рассмотрения поступающих в ФТС России предложений, заявлений, жалоб и сообщений должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;
39) обеспечение заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов, информацией о состоянии, ходе и результатах оперативно-розыскной деятельности оперативных таможен и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов при осуществлении ими борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;
40) участие в пределах своей компетенции совместно с Управлением собственной безопасности в обеспечении государственной защиты сотрудников Главного управления, их близких, лиц, оказывающих гласное и негласное содействие оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, а также потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов;
41) участие в составе следственных групп в расследованиях уголовных дел;
42) выполнение поручений следователя и дознавателя по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов;
43) осуществление поиска, накопления и анализа информации об оперативной обстановке в регионах деятельности таможенных органов, создание и использование централизованных оперативно-справочных учетов, собственных программных продуктов, информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения функций Главного управления, подготовка и направление на места ориентировок и методических указаний;
44) подготовка проектов правовых актов ФТС России по вопросам совершенствования оперативно-розыскной деятельности таможенных органов;
45) оказание содействия деятельности Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам Содружества Независимых Государств "RILO-Москва";
46) участие в согласовании назначения заместителей начальников региональных таможенных управлений по правоохранительной деятельности, начальников оперативных таможен и их заместителей, заместителей начальников таможен по правоохранительной деятельности, начальников оперативно-розыскных подразделений таможенных органов и их заместителей, сотрудников представительств ФТС России за рубежом, на которых возложена организация взаимодействия с таможенными и другими органами по вопросам правоохранительной деятельности;
47) организация подбора и расстановки кадров на службу в оперативно-розыскных подразделениях таможенных органов;
48) участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников оперативных таможен и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;
49) организация специальной учебы по вопросам оперативно-розыскной деятельности; прием квалификационных зачетов у сотрудников Главного управления на допуск к осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии с нормативными актами, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность таможенных органов;
50) подготовка предложений о привлечении в соответствии с установленным порядком для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления, научных и иных организаций, ученых и специалистов;
51) осуществление оперативного хранения документов, образовавшихся в ходе деятельности подразделений Главного управления.
III. Права Главного управления
18. Главное управление для выполнения своих функций имеет право:
1) вносить на рассмотрение заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов, предложения по вопросам правового регулирования и осуществления деятельности Главного управления, в том числе предложения о создании в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком предприятий, организаций, учреждений и подразделений, необходимых для осуществления оперативно-розыскной деятельности;
2) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФТС России и в пределах компетенции таможенных органов оперативно-розыскную деятельность;
3) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению с юридическими и физическими лицами служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество физических лиц;
4) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих содействие таможенным органам;
5) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;
6) запрашивать и получать от структурных подразделений центрального аппарата ФТС России, таможенных органов Российской Федерации и организаций, находящихся в ведении ФТС России, необходимые статистические, аналитические, другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФТС России и Главного управления;
7) вести переписку с государственными органами по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, в случаях, определяемых руководителем ФТС России;
8) участвовать в работе совещательных и экспертных органов в рамках компетенции Главного управления;
9) представлять руководству ФТС России в установленном порядке материалы, необходимые для принятия решений о создании временных зон таможенного контроля, согласно законодательству Российской Федерации;
10) принимать участие в проведении таможенного контроля в формах и порядке, установленных таможенным законодательством Российской Федерации;
11) реализовывать в рамках своей компетенции программы развития таможенного дела в Российской Федерации;
12) согласовывать назначение на должность и освобождение от должности заместителей начальников региональных таможенных управлений по правоохранительной деятельности, начальников оперативных таможен и их заместителей, заместителей начальников таможен по правоохранительной деятельности, начальников оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, сотрудников представительств ФТС России за рубежом, на которых возложена организация взаимодействия с таможенными и другими органами по вопросам правоохранительной деятельности;
13) проводить в соответствии с утвержденными планами или по отдельным поручениям заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов, инспектирование деятельности подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
14) согласовывать проекты структур и штатных расписаний таможенных органов в части, касающейся оперативно-розыскных подразделений таможенных органов;
15) привлекать, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления, должностных лиц таможенных органов, специалистов и экспертов других федеральных органов исполнительной власти, научных и иных организаций;
16) пользоваться в соответствии с установленным порядком ведомственными информационными системами, иметь доступ к источникам и носителям информации, создавать и использовать собственные базы данных, необходимые для выполнения возложенных на Главное управление функций, создавать и использовать локальные информационные сети и автоматизированные системы обработки данных, с соблюдением необходимых мер по защите информации и исключения несанкционированного доступа к ней;
17) вносить предложения о структуре, содержании и наполнении информационных баз данных таможенных органов, а также автоматизированных систем обработки информации, применяемых при осуществлении таможенного контроля;
18) проводить мониторинг информационных ресурсов таможенных органов в целях сбора информации, имеющей отношение к вопросам оперативно-служебной деятельности Главного управления;
19) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации.
19. Должностные лица Главного управления имеют право беспрепятственно в любое время посещать все объекты таможенной инфраструктуры, а также постоянные и временные зоны таможенного контроля.
20. Должностные лица Главного управления имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие согласно порядку, предусмотренному Таможенным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами.
IV. Заключительные положения
21. Начальник Главного управления:
1) руководит деятельностью Главного управления на основе принципа единоначалия;
2) принимает участие в заседаниях коллегии ФТС России, совещаниях, проводимых руководством ФТС России, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления;
3) распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности за ведение работы на порученном участке;
4) обеспечивает подбор, расстановку кадров Главного управления, соблюдение служебной дисциплины;
5) создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц Главного управления и внедрения передовых приемов и методов работы;
6) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий сотрудникам Главного управления, назначении их на должность;
7) вносит предложения заместителю руководителя ФТС России, курирующему оперативно-розыскную работу таможенных органов, о поощрении должностных лиц Главного управления, наложении на них дисциплинарных взысканий;
8) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Главного управления;
9) утверждает положения о службах и отделах Главного управления;
10) вносит в соответствии с установленным порядком предложения заместителю руководителя ФТС России, курирующему оперативно-розыскную работу таможенных органов, о направлении должностных лиц Главного управления в служебные командировки по Российской Федерации и заграничные служебные командировки;
11) подписывает документы и организовывает в пределах своей компетенции проверку их исполнения на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации;
12) представляет Главное управление в государственных органах и различных организациях в соответствии с установленным порядком;
13) утверждает в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, постановления о заведении и прекращении дел оперативного учета, документы на проведение оперативно-розыскных и оперативно-технических мероприятий и установление отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие сотрудникам Главного управления на конфиденциальной основе, проведение профилактических мероприятий;
14) выносит постановления о представлении материалов оперативно-розыскной деятельности для использования в качестве доказательств в органы дознания, следствия и прокурорам по делам, находящимся в их производстве;
15) утверждает расходование выделенных финансовых средств на осуществление оперативно-розыскной деятельности;
16) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Начальник Главного управления несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Главное управление функций, в том числе за выполнение в рамках компетенции Главного управления программ, планов и показателей деятельности ФТС России.
23. Возложение на Главное управление функций, не предусмотренных настоящим Положением, кроме специальных (адресных) поручений заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов, не допускается.
И.о. начальника
Главного управления
по борьбе с контрабандой
А.А.УФРУТОВ