Оглавление
В целях совершенствования механизма контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, и в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что независимая идентификационная экспертиза проводится в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (далее именуются - товары и технологии), в целях экспортного контроля.
Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий (кроме экспертизы на предмет отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности, на основании обращений российских участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в проведении указанной экспертизы, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.
Отнесение товаров и технологий к продукции военного назначения и выдача соответствующих заключений осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в порядке, установленном этим Министерством.
2. Утвердить прилагаемые:
Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля;
Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации образовать экспертную комиссию для предварительного рассмотрения вопроса о предоставлении российским организациям специального разрешения на осуществление деятельности по проведению идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, включив в ее состав представителей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. При необходимости к участию в работе экспертной комиссии могут привлекаться представители других федеральных органов исполнительной власти.
4. Возложить на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации общее методическое руководство и осуществление государственного контроля за проведением работ в области независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, а также ведение реестра организаций, получивших специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению такой экспертизы.
Установить, что сведения, содержащиеся в указанном реестре, предоставляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации всем заинтересованным организациям и гражданам бесплатно на основании письменного запроса.
5. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлять анализ и обобщение передового опыта в области организации и проведения независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля для выработки предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию указанной деятельности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2001 г. N 477
1. Настоящие Правила устанавливают порядок получения российскими организациями независимо от формы собственности специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в целях экспортного контроля (далее именуется - экспертиза).
2. Решение о предоставлении российской организации специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации, образованной Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. N 96 "О Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 6, ст. 550), по представлению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
3. Организация, желающая получить специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы (далее именуется - организация - заявитель), представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации следующие документы:
а) письменное заявление о предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с указанием номенклатуры продукции, в отношении которой планируется осуществлять экспертизу, со ссылкой на соответствующие позиции (разделы) контрольных списков, утвержденных Президентом Российской Федерации, и коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Заявление организации - заявителя, находящейся в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти либо в отношении которой такой орган осуществляет единую государственную политику в соответствующей области науки и техники, подлежит согласованию с указанным федеральным органом исполнительной власти;
б) документ, содержащий обязательство организации - заявителя соблюдать установленные законодательством Российской Федерации порядок и условия проведения экспертизы. Обязательство должно быть подписано руководителем организации - заявителя;
в) копии:
уставных (учредительных) документов;
документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
справки о постановке на учет в налоговых органах;
лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (если таковая имеется);
бухгалтерской отчетности за предыдущий год и на последнюю отчетную дату;
инструктивно - методических документов, регламентирующих проведение экспертизы организацией - заявителем;
аккредитационных документов Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, подтверждающих техническую компетентность организации - заявителя в области метрологии, сертификации и идентификации продукции (если таковые имеются).
Копии документов должны быть заверены организацией - заявителем;
г) справка, содержащая сведения:
о включении организации в государственный реестр предприятий;
о характере производственной деятельности с указанием конкретных областей науки и техники, в которых данная организация специализируется, и основных видов выпускаемой ею продукции (работ, услуг);
об организационной и технической готовности к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, в том числе о численности и специализации экспертов, их квалификационном уровне, а также возможности передачи отчетных данных по электронным каналам связи.
4. Ответственность за полноту и достоверность представляемых организацией - заявителем сведений несут руководители этой организации.
5. Представление документов и информации, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, осуществляется организациями - заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
6. Документы, представленные организацией - заявителем для получения специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы, предварительно рассматриваются экспертной комиссией при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации в месячный срок с даты их поступления в Министерство.
Указанная экспертная комиссия вправе запрашивать через Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации у организации - заявителя дополнительную информацию, а также направлять своих представителей в эту организацию для проверки и уточнения на месте представленных ею сведений.
Результаты рассмотрения документов оформляются в виде экспертного заключения, в котором отражается готовность организации - заявителя к осуществлению деятельности по проведению экспертизы, а также даются рекомендации по предоставлению этой организации специального разрешения на осуществление указанной деятельности и определению срока его действия. Экспертное заключение подписывается членами экспертной комиссии или лицами, уполномоченными на то соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
7. На основании экспертного заключения Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в месячный срок подготавливает и вносит в Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации предложения о предоставлении или об отказе в предоставлении организации - заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы с необходимыми обосновывающими материалами.
8. В случае принятия Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации решения об отказе в предоставлении организации - заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в 2-недельный срок письменно уведомляет об этом организацию - заявителя с обоснованием отказа.
9. Основанием для отказа в предоставлении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы является:
а) наличие в документах, представленных организацией - заявителем, недостоверной или искаженной информации;
б) отсутствие у организации - заявителя технических возможностей, необходимых для осуществления деятельности по проведению экспертизы;
в) нарушение организацией - заявителем таможенного законодательства Российской Федерации или законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.
10. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации вносит в 2-недельный срок с даты принятия Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации решения о предоставлении организации - заявителю специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы в реестр организаций, получивших специальное разрешение на осуществление такой деятельности (далее именуется - реестр), сведения об этой организации согласно приложению N 1.
В случае изменения сведений, внесенных в реестр, организация представляет в месячный срок в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации соответствующую информацию о таких изменениях.
11. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации выдает организациям, внесенным в реестр, свидетельство о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы (далее именуется - свидетельство) по форме согласно приложению N 2. Выдача свидетельства осуществляется в течение 5 дней после внесения организации в реестр.
Свидетельство оформляется в целях документального подтверждения получения организацией специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы в отношении товаров (группы товаров) и технологий, указанных в свидетельстве.
Срок действия свидетельства должен соответствовать сроку, на который Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации предоставила организации специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, но не может превышать 5 лет.
Передача свидетельства другому юридическому лицу запрещается.
Свидетельство теряет силу по истечении срока его действия, а также при ликвидации организации.
В случае изменения сведений, содержащихся в реестре, свидетельство подлежит переоформлению.
12. Свидетельство может быть аннулировано либо его действие может быть приостановлено на основании решения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации по представлению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
13. Действие свидетельства может быть приостановлено в случае:
а) нарушения организацией законодательства Российской Федерации;
б) несоблюдения организацией установленного порядка и условий проведения экспертизы.
14. Основанием для аннулирования свидетельства является:
а) подача организацией соответствующего заявления;
б) неоднократное или грубое нарушение организацией законодательства Российской Федерации.
15. Решение об аннулировании или о приостановлении действия свидетельства доводится Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации до сведения организации в письменной форме с соответствующим обоснованием в 10-дневный срок с даты его принятия.
В случае принятия решения о приостановлении действия свидетельства устанавливается срок устранения организацией обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Если в установленный срок организация не устранит указанные обстоятельства, свидетельство подлежит аннулированию.
Решение о возобновлении действия свидетельства принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации по представлению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Необходимым условием для принятия указанного решения является представление организацией в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства.
Решение о возобновлении действия свидетельства доводится Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации до сведения организации в 10-дневный срок с даты его принятия.
16. Аннулирование свидетельства, истечение срока его действия либо ликвидация организации влечет за собой исключение соответствующих сведений из реестра и возврат свидетельства его владельцем в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
17. Организации, получившие специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы, обязаны представлять в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации годовой отчет, содержащий следующие сведения:
а) общее количество экспертиз, проведенных за отчетный период, в том числе:
по договорам с российскими участниками внешнеэкономической деятельности;
по запросам контролирующих органов;
по запросам таможенных органов;
по запросам иных правоохранительных органов;
б) претензии, предъявленные к результатам экспертиз на момент представления отчета.
Годовой отчет подписывается руководителем организации или лицом, его замещающим, и удостоверяется печатью организации.
Отчет представляется в срок не позднее 40 дней после окончания календарного года.
Приложение N 1
к Правилам получения российскими
организациями специального разрешения
на осуществление деятельности по
проведению независимой
идентификационной экспертизы товаров
и технологий в целях экспортного контроля
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЛУЧИВШЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НЕЗАВИСИМОЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Регистрационный номер
Дата регистрации
Полное и сокращенное наименование организации
Организационно - правовая форма
Юридический адрес, телефон (телефакс)
Сведения о государственной регистрации:
орган, осуществивший регистрацию
номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)
Учредители организации
Организации, входящие в состав юридического лица
Основные виды деятельности (краткая характеристика)
Категории продукции, в отношении которых организация получила специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы
Номер и дата выдачи лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
Реквизиты документа, на основании которого организации предоставлено специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению экспертизы
Срок действия специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы
Номер и дата выдачи свидетельства о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы
Реквизиты документа, на основании которого организация лишена специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы
Приложение N 2
к Правилам получения российскими
организациями специального разрешения
на осуществление деятельности по
проведению независимой
идентификационной экспертизы товаров
и технологий в целях экспортного контроля
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ СВИДЕТЕЛЬСТВО │ │ │ │ N ______________ │ │ о получении специального разрешения на осуществление │ │ деятельности по проведению независимой идентификационной │ │ экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля │ │ │ │________________________________________________________________│ │ (наименование организации) │ │________________________________________________________________│ │________________________________________________________________│ │ (адрес) │ │получил(а) специальное разрешение на осуществление деятельности│ │по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и│ │технологий в целях экспортного контроля в отношении│ │________________________________________________________________│ │ (указывается номенклатура продукции или дается ссылка │ │________________________________________________________________│ │ на перечень, являющийся приложением к свидетельству) │ │________________________________________________________________│ │ │ │Регистрация в реестре ___________________________ за N _________│ │ (число, месяц, год) │ │Свидетельство действительно до _________________________________│ │ (число, месяц, год) │ │Выдано на основании ____________________________________________│ │ (номер и дата принятия решения Комиссии │ │________________________________________________________________│ │ по экспортному контролю Российской Федерации) │ │ │ │Министр экономического развития │ │и торговли Российской Федерации ________________________ │ │ (Ф.И.О.) │ │ │ │"__" ____________ 20 г. М.П. │ │ │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение
к свидетельству N _ о получении
специального разрешения
на осуществление деятельности по
проведению независимой
идентификационной экспертизы товаров
и технологий в целях экспортного контроля
(Без свидетельства недействительно)
ПЕРЕЧЕНЬ продукции, в отношении которой __________________________________________________________________ (наименование организации) получено специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Министр экономического развития и торговли Российской Федерации ________________________ (Ф.И.О.) "__" ____________ 20 г. М.П.
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2001 г. N 477
I. Общие положения
1. В настоящем Положении определяются порядок и условия проведения независимой идентификационной экспертизы товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (далее именуются - товары и технологии), в целях экспортного контроля.
Установленные настоящим Положением требования, касающиеся независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, связанных с производством по уголовным делам, по делам об административных правонарушениях или о нарушении таможенных правил, применяются в той части, в которой они не противоречат уголовно - процессуальному законодательству, законодательству об административных правонарушениях и таможенному законодательству Российской Федерации.
2. Независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее именуется - экспертиза) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности (далее именуются - экспертные организации), в связи с обращениями российских участников внешнеэкономической деятельности, заинтересованных в проведении экспертизы, либо по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации (далее именуются - заказчики экспертизы).
3. Основной задачей экспертизы является установление принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю. В этих целях определяются:
1) общепринятое торговое (техническое) наименование товара или технологии, специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и др. в соответствии с терминологией, используемой в контрольных списках, утвержденных Президентом Российской Федерации;
2) область науки и техники, где применяются или могут быть применены товары или технологии, в том числе возможность их использования для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
3) соответствие товара или технологии заявляемым характеристикам и техническому описанию;
4) физический и химический состав товара или технологии; количественное соотношение содержащихся в нем компонентов; марка, сорт, тип, модель;
5) позиции контрольных списков, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает товар или технология.
4. Результаты экспертизы используются участниками внешнеэкономической деятельности для определения необходимости получения лицензии или иного предусмотренного законодательством Российской Федерации разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, а также правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации при принятии решений по вопросам, входящим в их компетенцию.
5. Убытки, причиненные заказчику экспертизы неправомерными действиями экспертной организации или в результате ненадлежащего исполнения этой организацией своих обязанностей, подлежат возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
II. Организация экспертизы
6. Экспертиза проводится экспертной организацией по запросу органа (должностного лица), производящего дознание, предварительное следствие или подготовку материалов об административном правонарушении, либо на договорной основе в соответствии с техническим заданием заказчика экспертизы.
7. В техническом задании (запросе) на проведение экспертизы указываются:
1) заказчик экспертизы (для юридических лиц - полное наименование и адрес; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, паспортные данные и местожительство);
2) наименование экспертной организации;
3) основания для экспертизы (обстоятельства, вызвавшие необходимость ее проведения). Для экспертизы, проводимой по договору с российским участником внешнеэкономической деятельности в отношении товара или технологии, являющихся предметом внешнеэкономической операции, указываются номер и дата контракта (договора, соглашения) или иного документа, на основании которого осуществляется такая операция, и иностранный получатель (конечный пользователь);
4) вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;
5) сроки проведения экспертизы;
6) материалы, предоставляемые в распоряжение экспертной организации (в том числе пробы <*> и образцы товаров <**>, а также сопроводительная документация, содержащая информацию, имеющую отношение к товару или технологии: техническое описание, государственные и отраслевые стандарты, технические условия, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация, фотографии, технические паспорта, документы с результатами приемочных и других испытаний при условии, что они проводились в испытательных лабораториях, аккредитованных в системе Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии либо техническими службами организации - изготовителя (разработчика), обладающими соответствующими полномочиями, и др.).
--------------------------------
<*> Под пробой товара понимается оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту.
<**> Под образцом товара понимается единица продукции, тождественная по структуре, составу и свойствам всей партии (серии) продукции.
8. В случае проведения дополнительной или повторной экспертизы к запросу или техническому заданию прилагаются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения экспертной организации о невозможности составления заключения), а также материалы, относящиеся к товару или технологии, ранее не представлявшиеся для экспертизы. Экспертиза товаров и технологий, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, проводится по общим правилам (как новая экспертиза) и не является ни дополнительной, ни повторной.
9. Экспертная организация имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительные материалы, относящиеся к товару или технологии, которые необходимы для их всесторонней и квалифицированной оценки.
10. Дополнительная экспертиза проводится в случае составления экспертной организацией неполного или недостаточно ясного заключения. Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех представленных экспертной организации товаров и технологий или не содержащее исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы. Проведение дополнительной экспертизы может быть поручено заказчиком экспертизы той же или другой экспертной организации.
В случае составления экспертной организацией необоснованного заключения или сомнений в его правильности может быть проведена (назначена) повторная экспертиза, поручаемая другой экспертной организации.
11. Пробы и образцы товаров, а также материалы, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы, опечатаны для обеспечения сохранности упаковки и пронумерованы. Подлинность документов, предоставляемых российскими участниками внешнеэкономической деятельности - заказчиками экспертизы в распоряжение экспертной организации, должна быть надлежащим образом удостоверена.
Количество проб и образцов товаров, необходимых для проведения экспертизы, предварительно согласовывается заказчиком экспертизы с экспертной организацией.
12. Экспертиза товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, проводится с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся указанные сведения, и только в экспертных организациях, получивших в установленном порядке соответствующую лицензию на право проведения работ с такими сведениями.
13. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертной организацией по согласованию с заказчиком экспертизы, исходя из трудоемкости предстоящих работ и с учетом объема предоставляемых для исследования материалов.
В случае обращения экспертной организации к заказчику экспертизы с требованием о предоставлении необходимых дополнительных материалов проведение экспертизы приостанавливается до получения запрашиваемых материалов или сообщения об отказе в их предоставлении.
Экспертиза, проводимая по запросу правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации, осуществляется в приоритетном порядке.
14. Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами экспертной организации в личных целях, а также передаваться третьим лицам, за исключением федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
15. Оплата стоимости услуг экспертной организации, а также возмещение иных расходов, понесенных ею в связи с проведением экспертизы, производятся за счет заказчика экспертизы в соответствии с заключенным с экспертной организацией договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
16. Экспертная организация обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы, выданных экспертных заключений и сообщений о невозможности составления заключения.
Документация, связанная с проведением экспертиз, подлежит хранению экспертной организацией в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
III. Проведение экспертизы
17. Материалы, предоставляемые в экспертную организацию для проведения экспертизы, в установленном порядке регистрируются и передаются экспертам, назначаемым из числа работников экспертной организации, обладающих необходимыми познаниями в соответствующей области науки и техники и допущенных к проведению экспертизы по результатам аттестации.
Подбор экспертов, утверждение состава и порядка их деятельности осуществляются руководителем экспертной организации.
Для проведения экспертизы технически сложных товаров и технологий могут образовываться группы экспертов по отдельным направлениям экспертизы.
Экспертная организация по согласованию с заказчиком экспертизы вправе привлекать к проведению экспертизы ученых и специалистов, не являющихся штатными сотрудниками экспертной организации. Внештатные сотрудники экспертной организации осуществляют свою экспертную деятельность в соответствии с настоящим Положением.
К экспертизе товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, должны привлекаться только эксперты из числа штатных работников экспертной организации, имеющих соответствующий допуск к работе с указанными сведениями.
18. На руководителя экспертной организации возлагаются обязанности по обеспечению проведения экспертизы на основе неукоснительного соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативно - технических и инструктивно - методических документов, регламентирующих экспертную деятельность.
19. Руководитель экспертной организации:
1) получает направляемые в экспертную организацию материалы для проведения экспертизы;
2) утверждает график проведения экспертизы и дает поручение (в письменной форме) о ее проведении одному или нескольким экспертам;
3) разъясняет экспертам их права и обязанности, предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от составления заключения или за составление заведомо ложного заключения, если экспертиза назначена по уголовному делу;
4) обеспечивает предоставление экспертам необходимой дополнительной информации;
5) знакомится с ходом и результатами исследований, проводимых экспертами, оказывая им необходимую помощь научно - технического и методического характера, осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения экспертизы;
6) принимает меры по обеспечению защиты конфиденциальности сведений, представленных для экспертизы;
7) по завершении экспертизы проверяет полноту проведенного исследования, обоснованность сделанных экспертами выводов и правильность составления заключения;
8) направляет заключение экспертизы со всеми материалами заказчику экспертизы.
Руководитель экспертной организации вправе делегировать свои полномочия подчиненному ему должностному лицу.
20. При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований, установленных процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящим Положением, руководитель экспертной организации или уполномоченное им должностное лицо (далее именуются - руководитель экспертизы) в возможно короткий срок сообщает об этом заказчику экспертизы. Если заказчик экспертизы не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель экспертизы вправе по истечении одного месяца возвратить материалы без проведения экспертизы с приложением сообщения эксперта о невозможности составления заключения. Материалы могут быть возвращены одновременно с направлением письменного сообщения о неправильности их оформления, если устранение недостатков невозможно без получения дополнительных материалов.
21. Эксперт приступает к проведению экспертизы по получении письменного указания руководителя экспертизы вместе с техническим заданием (запросом) на проведение экспертизы и всеми поступившими материалами.
22. Эксперт имеет право:
1) производить необходимые наблюдения, измерения, анализы и расчеты;
2) знакомиться со всеми полученными экспертной организацией материалами, относящимися к товару или технологии;
3) заявлять руководителю экспертизы о необходимости предоставления заказчиком экспертизы дополнительных материалов, требующихся для всесторонней и объективной оценки товаров и технологий;
4) сообщать руководителю экспертизы о невозможности составления заключения в случае, когда требующие решения вопросы выходят за пределы его специальных познаний;
5) формулировать особое мнение, которое прилагается к заключению экспертизы.
23. Эксперт обязан:
1) проводить исследование и осуществлять всесторонний и объективный анализ представленных на экспертизу товаров, проб, образцов, документации и других материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить часть поставленных вопросов, указав в заключении на причины, сделавшие невозможным решение других вопросов;
2) обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения;
3) соблюдать установленные порядок и сроки проведения экспертизы;
4) обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных заказчиком экспертизы;
5) давать в необходимых случаях разъяснения по поводу своего заключения и выполненных им действий;
6) соблюдать правила техники безопасности при проведении экспертизы.
IV. Заключение экспертизы
24. По окончании проведения экспертизы составляется письменное заключение, в котором должны быть сделаны соответствующие выводы.
Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со своими специальными познаниями и несет за данное им заключение персональную ответственность.
При проведении экспертизы несколькими экспертами они до составления заключения совещаются между собой. Заключение подписывается всеми экспертами, имеющими одинаковую специальность, если они придут к общему мнению.
25. Экспертное заключение должно быть объективным и аргументированным и состоять, как правило, из трех частей: вводной, исследовательской (описательной) и выводов.
26. Во вводной части заключения указываются:
заказчик экспертизы;
характеристика экспертизы (первичная, дополнительная или повторная);
наименование экспертной организации;
сведения об эксперте (экспертах): фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность;
дата поступления материалов на экспертизу в экспертную организацию и дата составления заключения;
основания для проведения экспертизы;
поступившие на экспертизу материалы и другие объекты исследования, способ их доставки в экспертную организацию и вид упаковки, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты с указанием неизменяемых идентификационных признаков, если таковые имеются;
вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы;
ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, представленные экспертом, и результаты их рассмотрения.
При проведении дополнительной или повторной экспертизы во вводной части указываются первичные (предшествующие) экспертизы (когда, где и кем проведены), а также излагаются выводы первичной экспертизы по вопросам, требующим разрешения в ходе дополнительной или повторной экспертизы.
27. В исследовательской части заключения указываются:
состояние объектов экспертного исследования;
проведенные исследования и использованные материалы, приемы и методы;
результаты произведенных осмотров, замеров, анализов и расчетов;
ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним;
экспертная оценка результатов исследований.
Специальные термины должны разъясняться.
Если на некоторые из поставленных вопросов не представляется возможным дать квалифицированный ответ, в исследовательской части указываются причины этого и приводятся соответствующие рекомендации по проведению экспертизы другими специалистами.
При проведении дополнительной экспертизы в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы предшествующей экспертизы, если экспертом использовались результаты ранее проведенных исследований.
В исследовательской части заключения повторной экспертизы указываются причины расхождения выводов с результатами предшествующей экспертизы.
Исследовательская часть заключения экспертизы, проведенной экспертами, имеющими различные специальности, может излагаться в виде отдельных разделов с указанием фамилий экспертов. Обобщение и совместная оценка результатов отражаются в итоговом разделе исследовательской части.
28. Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на вопросы в той последовательности, в которой они изложены в вводной части заключения.
Выводы должны однозначно определять принадлежность (непринадлежность) товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю, а также содержать ответы по существу на каждый из поставленных вопросов либо указание на невозможность их решения по тем или иным причинам.
В случае возникновения у эксперта (экспертов) неустранимых сомнений в определении принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю, такой товар или технология признаются экспертной организацией подлежащими экспортному контролю.
Выводы об установленных в процессе проведения экспертизы обстоятельствах, по поводу которых эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые имеют значение для целей экспортного контроля, формулируются в конце заключения.
Выводы излагаются четко и ясно. Различное толкование не допускается.
При проведении экспертизы несколькими экспертами, специализирующимися в разных областях знаний, общие выводы подписываются экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему мнению, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. В этом случае каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других экспертов. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими экспертами, указав на это в обосновании своих выводов.
29. Заключение подписывается (утверждается) руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации.
30. Сообщение о невозможности составления заключения состоит, как правило, из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.
Сообщение о невозможности составления заключения подписывается (утверждается) руководителем экспертизы и удостоверяется печатью экспертной организации.
31. Копия заключения (сообщения о невозможности составления заключения) направляется экспертной организацией в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для осуществления государственного контроля за проведением экспертиз, анализа и обобщения их результатов. Указанное требование не распространяется на заключения экспертиз, проводившихся по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации имеет право запрашивать у экспертной организации дополнительные документы, на основании которых было выдано заключение (сообщение о невозможности составления заключения).
32. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая пробы и образцы товаров), с соответствующими пометками эксперта в упакованном и опечатанном виде подлежат возврату заказчику экспертизы вместе с заключением (сообщением о невозможности составления заключения).