Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 12.12.2008 N 402
О Концепции формирования общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС

Оглавление

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ от 12 декабря 2008 г. N 402

О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС

Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) решил:

1. Утвердить Концепцию формирования общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС (прилагается).

2. Интеграционному Комитету ЕврАзЭС проинформировать Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств) о принятии указанной Концепции.

Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

От Республики Таджикистан

От Республики Узбекистан

Приложение
к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС
от 12 декабря 2008 г. N 402

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС

1. Общие положения

1.1. Концепция формирования общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС (далее - Концепция) разработана в соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 г. N 314.

1.2. Концепция представляет собой совокупность согласованных взглядов и скоординированных подходов государств - членов ЕврАзЭС к формированию общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС и определяет цели, основные задачи, принципы и направления взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС по формированию общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС.

1.3. Положения Концепции являются основой для разработки международных договоров и других правовых актов, а также межгосударственных целевых программ в вопросах формирования общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС.

1.4. Концепция разработана с учетом основных принципов и норм международного права и основывается на двусторонних и многосторонних межправительственных договорах.

1.5. Концепция основывается на экономических интересах государств - членов ЕврАзЭС.

1.6. Концепция направлена на создание условий, обеспечивающих энергетическую безопасность государств - членов ЕврАзЭС.

1.7. Концепция учитывает достигнутые договоренности и соглашения между государствами - членами ЕврАзЭС и третьими странами в области энергетики.

2. Термины и определения

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

2.1. Топливно-энергетический комплекс государств - членов ЕврАзЭС - совокупность отраслей экономики государств - членов ЕврАзЭС, обеспечивающих добычу, производство, транспортировку, хранение, переработку и использование всех видов энергоносителей.

2.2. Общий энергетический рынок государств - членов ЕврАзЭС - система торгово-экономических отношений в области энергетики, создаваемая на основе добросовестной конкуренции и взаимной выгоды.

Общий энергетический рынок включает в себя:

- общий электроэнергетический рынок;

- общий рынок нефти;

- общий рынок газа;

- общий рынок угля.

2.3. Общий электроэнергетический рынок государств - членов ЕврАзЭС - система отношений, связанная с куплей-продажей электроэнергии (мощности) и сопутствующих услуг, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров.

2.4. Общий рынок нефти государств - членов ЕврАзЭС - система отношений, связанная с куплей-продажей нефти и услуг в нефтяной сфере, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров.

2.5. Общий рынок газа государств - членов ЕврАзЭС - система отношений, связанная с куплей-продажей газа и услуг в газовой сфере, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров.

2.6. Общий рынок угля государств - членов ЕврАзЭС - система отношений, связанная с куплей-продажей угля и услуг в угольной сфере, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров.

2.7. Энергетическая безопасность государств - членов ЕврАзЭС - защищенность энергетического сектора государств - членов ЕврАзЭС от внутренних и внешних воздействий, процессов и факторов, ставящих под угрозу его устойчивое развитие.

3. Стратегические цели и задачи формирования общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС

Основными целями создания общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС является обеспечение:

- энергетической безопасности государств - членов ЕврАзЭС;

- потребностей внутреннего рынка государств - членов ЕврАзЭС в энергоресурсах;

- расширения экспортного потенциала государств - членов ЕврАзЭС;

- устойчивого роста национальных экономик.

Усилия государств - членов ЕврАзЭС по достижению этих целей будут направлены на:

- обеспечение эффективного использования энергетического потенциала государств - членов ЕврАзЭС и устойчивого развития общего энергетического рынка;

- формирование согласованных принципов таможенной, налоговой и тарифной политики государств - членов ЕврАзЭС в области энергетики;

- обеспечение энергетической безопасности каждого государства - члена ЕврАзЭС в рамках обеспечения общей энергетической безопасности государств - членов ЕврАзЭС с учетом технических возможностей;

- гармонизацию национального законодательства государств - членов ЕврАзЭС в области энергетики и создание правовых условий для формирования общего энергетического рынка;

- формирование и развитие инфраструктуры общего энергетического рынка, включая разработку и реализацию совместных программ и проектов;

- формирование и развитие технологической базы общего энергетического рынка;

- разработку нормативно-правового обеспечения формирования общего энергетического рынка.

4. Основные принципы формирования общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС:

- учет энергетических стратегий государств - членов ЕврАзЭС и уровней развития национальных энергетических рынков;

- равноправие, взаимная выгода и невмешательство в вопросы внутреннего управления отраслями энергетики национальных экономик;

- гармонизация национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры в энергетической сфере;

- поэтапная либерализация сферы энергетики, внедрение рыночных отношений и создание конкурентной среды в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы обеспечения спроса на энергоресурсы;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие топливно-энергетических комплексов государств - членов ЕврАзЭС.

5. Формирование общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС

5.1. Общий электроэнергетический рынок государств - членов ЕврАзЭС предполагает:

- обеспечение параллельной работы электроэнергетических систем государств - членов ЕврАзЭС, которая является технологической основой общего электроэнергетического рынка;

- предоставление в пределах технических возможностей электрических сетей для передачи (транзита) электрической энергии государств - членов ЕврАзЭС на условиях не менее благоприятных, чем для субъектов национальных рынков электроэнергии;

- создание условий по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов и электрической энергии;

- осуществление взаимной помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий на объектах электроэнергетики;

- разработку на основе принципов, закрепленных в настоящей Концепции и Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ, структуры, порядка организации, управления, функционирования и развития общего электроэнергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС, включая отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, а также правил функционирования общего электроэнергетического рынка на каждом из его этапов, в том числе правил трансграничной торговли электроэнергией (мощностью);

- гармонизацию и упрощение правил и процедур таможенного оформления и таможенного контроля электрической энергии;

- обеспечение взаимного обмена технологической информацией, в том числе почасовыми данными коммерческого учета;

- развитие и совершенствование объектов электросетевого хозяйства;

- создание совместных предприятий;

- проведение совместных научных исследований по развитию электроэнергетических комплексов государств - членов ЕврАзЭС;

- развитие взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС в области использования атомной и возобновляемых видов энергии;

- разработку и реализацию мер, направленных на ресурсо- и энергосбережение;

- обеспечение прозрачности естественно-монопольных видов деятельности, недискриминационных условий доступа к технологической (с учетом технологических ограничений и резервов мощности) и коммерческой инфраструктуре для всех участников общего электроэнергетического рынка.

5.2. Общий рынок нефти государств - членов ЕврАзЭС предполагает:

- создание условий для повышения эффективности совместных геологоразведочных работ;

- совместное освоение новых месторождений нефти;

- создание совместных предприятий;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС по созданию новых транспортных систем и реконструкции действующих, предназначенных для оптимизации и наращивания экспортных потоков нефти государств - членов ЕврАзЭС;

- формирование единых правил доступа в магистральную нефтепроводную систему государств - членов ЕврАзЭС и обеспечение транзита нефти по территории государств - членов ЕврАзЭС;

- разработку оптимальных транспортных маршрутов нефти;

- определение порядка организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти государств - членов ЕврАзЭС;

- определение порядка, условий и общих принципов сотрудничества в области развития нефтепроводного транспорта;

- определение этапов формирования общего рынка нефти государств - членов ЕврАзЭС;

- создание системы информационного обеспечения общего рынка нефти государств - членов ЕврАзЭС;

- покупку и продажу нефти на основе гражданско-правовых договоров;

- гармонизацию нормативно-правовой базы функционирования нефтяной отрасли национальных экономик;

- строительство новой, реконструкцию действующей межстрановой транспортной инфраструктуры и расширение ее пропускной способности;

- обеспечение на территориях всех государств - членов ЕврАзЭС права недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в нефтяной отрасли.

5.3. Общий рынок газа государств - членов ЕврАзЭС предполагает:

- создание условий для повышения эффективности совместных геологоразведочных работ;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества в части совместного освоения новых месторождений газа;

- создание совместных предприятий;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС по созданию новых транспортных систем и реконструкции действующих;

- разработку оптимальных газотранспортных маршрутов;

- создание условий по рациональному использованию газа;

- определение порядка организации, управления, функционирования и развития общего рынка газа государств - членов ЕврАзЭС;

- определение порядка, условий и общих принципов сотрудничества в области развития газопроводного транспорта;

- определение этапов формирования общего рынка газа государств - членов ЕврАзЭС;

- создание системы информационного обеспечения общего рынка газа государств - членов ЕврАзЭС;

- покупку и продажу газа и услуг в газовой сфере на основе гражданско-правовых договоров;

- гармонизацию нормативно-правовой базы функционирования газовой сферы национальных экономик;

- строительство новой, реконструкцию действующей межстрановой транспортной инфраструктуры и расширение ее пропускной способности;

- изучение возможности развития взаимовыгодного сотрудничества в следующих сферах:

- - извлечения из добываемого газа ценных компонентов (гелий, азот и др.);

- - реализации проектов по производству, транспортировке и поставке сжиженного газа;

- - строительства заправок автотранспорта компримированным и сжиженным газом.

- по мере развития интеграционных процессов на Евразийском экономическом пространстве Стороны совместно на основе единых подходов:

- - унифицируют национальные законодательства государств - членов ЕврАзЭС в области регулирования деятельности естественных монополий;

- - формируют правила доступа в магистральную газопроводную систему государств - членов ЕврАзЭС и обеспечение транзита газа по территории государств - членов ЕврАзЭС;

- - проводят согласованную политику в области формирования цен на газ и тарифов на его транспортировку.

5.4. Общий рынок угля государств - членов ЕврАзЭС предполагает:

- совместное освоение перспективных угольных месторождений;

- создание совместных угледобывающих и углеобогатительных, а также предприятий по производству горного оборудования;

- развитие существующих рынков угля и создание новых;

- повышение качества угольной продукции, развитие углеобогащения, проведение совместных научных исследований;

- принятие совместных мер по реконструкции и техническому перевооружению угледобывающих предприятий.

6. Заключительные положения

6.1. Реализация положений Концепции начинается с утверждения органами ЕврАзЭС Плана мероприятий по реализации Концепции (далее - План), в котором будут определены этапы и сроки ее реализации и перечень межправительственных соглашений, разрабатываемых в рамках данной Концепции.

6.2. Общая координация деятельности государств - членов ЕврАзЭС по выполнению Плана и мониторинг хода его реализации осуществляются Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС.