Оглавление
В целях установления единого порядка подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок (далее - Инструкция).
2. Начальникам таможенных органов Российской Федерации и структурных подразделений ФТС России довести положения настоящей Инструкции до сведения всех заинтересованных должностных лиц и обеспечить контроль за ее неукоснительным выполнением.
3. Управлению таможенного сотрудничества (С.А. Федосов) своевременно информировать Главное управление по борьбе с контрабандой (В.М. Егоров) о заключении межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с зарубежными странами, предусматривающих обмен международными запросами.
4. Считать утратившим силу Приказ ГТК России от 17.04.2003 N 420 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок, а также ответов на запросы таможенных служб иностранных государств".
5. Заместителю руководителя ФТС России Н.А. Волобуеву осуществлять контроль за исполнением настоящего Приказа.
Руководитель,
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ
Приложение
к Приказу ФТС России
от 31 марта 2005 г. N 258
I. Общие положения
1. Инструкция о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок (далее - Инструкция) определяет порядок применения статьи 26.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) и статей 6, 7 и 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок.
2. Основными принципами, определяющими деятельность должностных лиц таможенных органов при исполнении настоящей Инструкции, являются:
законность;
обоснованность;
целесообразность;
оперативность.
3. Основанием для подготовки международных запросов является необходимость получения доказательств по делу об административном правонарушении или подтверждающих сведений по материалам оперативных проверок, а также наличие правовой базы сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран.
II. Информационное взаимодействие с таможенными службами иностранных государств
4. Обмен международными запросами правоохранительного содержания осуществляется через Федеральную таможенную службу в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Международной конвенцией о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.77, межправительственными соглашениями о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, Протоколом 2 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства от 24.06.94, межведомственными договоренностями ФТС России с таможенными службами иностранных государств и настоящей Инструкцией.
5. Перечень иностранных государств, с которыми по состоянию на 1 марта 2005 года заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, приведен в Приложении к настоящей Инструкции.
6. Обмен международными запросами осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией:
а) по делам об административных правонарушениях - через Управление таможенных расследований и дознания ФТС России (УТРД);
б) по оперативным проверкам - через службу "М" Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России (далее - служба "М" ГУБК).
7. Обмен международными запросами между таможенными службами государств - участников СНГ осуществляется согласно Единому порядку обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок, утвержденному решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 28.03.2002 N 5/34. При этом в случаях, когда международные запросы в таможенные службы государств - участников СНГ направляются через ФТС России, применяется порядок, установленный настоящей Инструкцией.
III. Требования к подготовке международных запросов по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств
8. Международные запросы в таможенные службы иностранных государств направляются по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.17, 16.18, 16.19, 16.21 КоАП России.
По иным делам международные запросы могут направляться только в случаях, вызванных необходимостью.
9. В запросе должна быть конкретно указана страна, таможенной службе которой адресуется обращение.
10. Запрос должен содержать просьбу предоставить документы или информацию, а не являться поручением на совершение отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства.
11. Не допускается направление запросов, содержащих вопросы, не относящиеся к предмету доказывания по делам.
12. В международном запросе указываются:
а) дата возбуждения дела;
б) дата совершения правонарушения (обнаружения для длящихся правонарушений);
в) сведения о лице, совершившем правонарушение;
г) описание обстоятельств совершенного правонарушения и возможная оценка его последствий;
д) квалификация правонарушения;
е) сроки административного расследования (рассмотрения) и давности привлечения лица к административной ответственности;
ж) каким образом полученные из таможенной службы иностранного государства документы (информация) повлияют на восполнение либо устранение пробелов или противоречий по делу;
з) принятые на территории Российской Федерации меры по сбору недостающих сведений и устранению противоречий, за получением и разрешением которых направляется запрос;
и) выполненные на территории Российской Федерации мероприятия по розыску невывезенного товара и (или) транспортного средства по делу об административном правонарушении, возбужденному по части 1 статьи 16.18 КоАП России;
к) аргументированные вопросы.
13. Запросы по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств направляются в УТРД.
УТРД в течение 5 рабочих дней принимает решение о целесообразности его направления в таможенную службу иностранного государства. Срок исполнения международного запроса может быть приостановлен, если для его направления необходимо затребовать из таможенного органа Российской Федерации дополнительные материалы или сведения.
При принятии решения о целесообразности направления международного запроса он направляется в службу "М" ГУБК, где в течение 10 рабочих дней со дня получения приводится в соответствие правовым актам о международном таможенном сотрудничестве, переводится на иностранный язык и направляется в таможенную службу соответствующего иностранного государства.
При принятии решения о нецелесообразности направления международного запроса УТРД возвращает запрос в таможенный орган с указанием мотивов отказа. Основанием для отказа в направлении запроса может являться также нарушение требований его оформления, установленных настоящим разделом Инструкции.
14. Ответ таможенной службы иностранного государства поступает в службу "М" ГУБК, где в течение 10 рабочих дней со дня поступления переводится на русский язык. Затем копия направленного международного запроса и оригинал ответа таможенной службы иностранного государства с его переводом передаются в течение 3 рабочих дней в УТРД для направления в таможенный орган, инициировавший международный запрос.
Ответ таможенной службы иностранного государства может быть сопровожден указаниями по дальнейшей организации расследования дела.
15. УТРД и ГУБК ведут учет и анализ отправленных международных запросов и полученных на них ответов.
IV. Требования к подготовке международных запросов в таможенные службы иностранных государств в связи с проведением оперативных проверок
16. Международные запросы в связи с проведением оперативных проверок в таможенные службы иностранных государств направляются таможенными органами Российской Федерации в службу "М" ГУБК только при наличии заведенных дел оперативного учета или подборок оперативных материалов, а также правоохранительными органами Российской Федерации в рамках межведомственного взаимодействия.
17. В международном запросе, направляемом в рамках оперативной проверки, обязательно должны быть указаны причина направления запроса, краткое изложение существа дела, размер причиненного или предполагаемого материального ущерба, перечень конкретных действий, выполнение которых запрашивается, принятые на территории Российской Федерации меры по сбору недостающих сведений, обоснование невозможности получения необходимой информации на территории Российской Федерации и др.
18. При принятии решения о направлении международного запроса службой "М" ГУБК в течение 10 рабочих дней международный запрос приводится в соответствие правовым актам о международном таможенном сотрудничестве, переводится на иностранный язык и направляется в таможенную службу соответствующего иностранного государства.
При принятии решения об отказе в направлении международного запроса служба "М" ГУБК возвращает международный запрос в таможенный орган с указанием мотивов отказа.
19. Ответ таможенной службы иностранного государства поступает в службу "М" ГУБК, где в течение 10 рабочих дней со дня поступления переводится на русский язык и пересылается в таможенный орган, направивший международный запрос.
20. Служба "М" ГУБК ведет учет и анализ отправленных международных запросов и полученных на них ответов.
21. В случае необходимости получения срочной оперативной информации региональные таможенные органы, руководители которых внесены в списки контактных лиц, могут направлять запросы в рамках проведения оперативных проверок в страны дальнего зарубежья с обязательным последующим направлением в адрес службы "М" ГУБК копий соответствующих запросов и полученных по ним ответов.
22. Международные запросы, поступающие из других правоохранительных органов Российской Федерации, исполняются службой "М" ГУБК в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями об информационном обмене.
V. Исполнение международных запросов таможенных служб иностранных государств
23. Международные запросы таможенных служб иностранных государств, поступающие в ФТС России, обрабатываются в службе "М" ГУБК и направляются в десятидневный срок в оперативные таможни либо таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, для организации исполнения.
В зависимости от существа запроса к его исполнению могут привлекаться подразделения административных расследований и дознания.
Срок исполнения международного запроса не должен превышать одного месяца.
24. Служба "М" ГУБК может самостоятельно исполнять запросы таможенных служб иностранных государств, а также обращаться в иные структурные подразделения ФТС России, министерства и ведомства Российской Федерации на предмет получения информации (консультаций) и документов, требуемых для исполнения запроса.
25. При необходимости уточнения у таможенной службы иностранного государства обстоятельств международного запроса служба "М" ГУБК может продлить срок обработки международного запроса на 10 рабочих дней.
26. В случае возникновения необходимости срок исполнения международного запроса таможенным органом может быть продлен по мотивированному заключению на 15 рабочих дней с уведомлением службы "М" ГУБК. Продление исполнения международного запроса на срок до 30 рабочих дней производится только в исключительных случаях по письменному разрешению службы "М" ГУБК.
27. Территориальный таможенный орган исполняет международный запрос с учетом установленных сроков и направляет свой ответ вместе с полученными материалами проверки в службу "М" ГУБК.
28. Служба "М" ГУБК в течение 10 рабочих дней осуществляет подготовку ответа и направляет его в таможенную службу иностранного государства.
29. В случае возникновения у службы "М" ГУБК необходимости уточнения информации у территориального таможенного органа срок подготовки ответа в таможенную службу иностранного государства может быть продлен на 15 рабочих дней.
30. В случае, если в поступившем международном запросе таможенной службы иностранного государства содержатся сведения, указывающие на наличие явных признаков преступления или административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации, территориальный таможенный орган принимает меры, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем незамедлительно информирует службу "М" ГУБК.
VI. Заключительные положения
31. В международном запросе по делам об административных правонарушениях, а также в связи с проведением оперативных проверок, по возможности, указываются полные названия контрагентов внешнеторговой сделки (продавца, покупателя, грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика), их юридические и фактические адреса, телефоны, факсы. Названия и адреса зарубежных контрагентов, установочные данные на руководителей необходимо указывать на русском и иностранном языках.
32. К запросу обязательно должны быть приложены имеющие отношение к сделке документы (копии таможенных деклараций, счетов (инвойсов), транспортных документов, контрактов и т.п.).
33. При подготовке запросов необходимо учитывать особенности работы с отдельными таможенными службами иностранных государств, содержащиеся в методических рекомендациях ФТС России по подготовке международных запросов по делам о нарушении таможенных правил.
34. Переписка с таможенными службами иностранных государств ведется по почте. В отдельных случаях допускается передача международного запроса факсимильной связью или электронной почтой с обязательной досылкой по почте.
Начальник
Управления таможенных
расследований и дознания,
генерал-майор
таможенной службы
А.А.ШАБУНИН
Начальник Главного
управления по борьбе
с контрабандой,
генерал-майор
таможенной службы
В.М.ЕГОРОВ
Приложение
к Инструкции о порядке
подготовки международных запросов
по делам об административных
правонарушениях и в связи
с проведением оперативных проверок
ПЕРЕЧЕНЬ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, С КОТОРЫМИ ИМЕЮТСЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ (ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 МАРТА 2005 ГОДА)
Соглашения вступили в силу Соглашения не вступили в силу Аргентина Бельгия Болгария Греция Бразилия Колумбия Великобритания КНДР Венгрия Мексиканские Соединенные штаты Германия Чили Дания Израиль Индия Испания Иран Италия Китай Румыния Литва Латвия Македония Монголия Норвегия Нидерланды Польша Словакия США Турция Финляндия Франция Чехия Швеция Эстония Югославия Республика Корея
Австрия - обмен международными запросами осуществляется в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.94.
Страны СНГ (запросы регламентируются Единым порядком обмена информацией по запросам таможенных служб государств - участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок, утвержденным решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 28.03.2002 N 5/34).