Оглавление
В целях совершенствования работы ФТС России по реализации функции выработки государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере таможенного дела, обеспечения реализации положений Постановлений Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2006, N 23, ст. 2514, N 29, ст. 3251; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 14, ст. 1413, N 21, ст. 2459, N 49, ст. 5833; 2009, N 11, ст. 1302, N 12, ст. 1443, N 19, ст. 2346), от 5 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1240), от 5 марта 2009 г. N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1241), от 30 апреля 2009 г. N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2346) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы (далее - Регламент).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России обеспечить выполнение Регламента и в месячный срок:
1) обеспечить внесение изменений в положения о структурных подразделениях ФТС России в части наделения их функцией разработки (участия в разработке) проектов федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по направлениям деятельности структурных подразделений;
2) внести изменения в должностную инструкцию заместителя начальника структурного подразделения ФТС России, возложив на него обязанности по обеспечению участия структурного подразделения ФТС России в законопроектной работе ФТС России по направлениям деятельности структурного подразделения ФТС России.
3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 10 апреля 2008 г. N 396 "О Регламенте организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России К.Л. Чайку.
Настоящий Приказ вступает в силу со дня его подписания, за исключением раздела VIII Регламента, который вступает в силу с 1 сентября 2009 г.
Вр.и.о. руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
В.М.МАЛИНИН
Приложение
к Приказу ФТС России
от 17 июля 2009 г. N 1313
Регламент организации законопроектной работы Федеральной таможенной службы (далее - Регламент) разработан на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569, 2008, N 17, ст. 1883, N 24, ст. 2867, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738), и правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующих порядок реализации федеральными органами исполнительной власти функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере ведения.
Регламент определяет место и роль законопроектной работы в деятельности ФТС России, порядок ее организации, взаимодействия структурных подразделений ФТС России и устанавливает единый порядок подготовки проектов федеральных законов (далее - законопроекты) и проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию федеральных законов, а также участие ФТС России в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации (далее - палаты Федерального Собрания).
I. Общие положения
1. Законопроектная работа является одним из основных направлений деятельности, осуществляемой ФТС России в целях обеспечения эффективности нормативно-правового регулирования отношений в области таможенного дела, и заключается в планировании и организации разработки законопроектов, подготовке проектов заключений, официальных отзывов, поправок Правительства Российской Федерации на законопроекты, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию федеральных законов (далее - проекты нормативных правовых актов), а также в рассмотрении законопроектов и проектов нормативных правовых актов, поступающих в ФТС России из федеральных органов исполнительной власти или от субъектов права законодательной инициативы.
Законопроектная работа включает в себя также взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по осуществлению законопроектной деятельности.
2. Организация законопроектной работы, обеспечение взаимодействия ФТС России с Федеральным Собранием, Администрацией Президента Российской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации по направлению законопроектной работы осуществляется статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России.
3. Головным структурным подразделением ФТС России по организации законопроектной работы является Управление правового обеспечения законопроектной деятельности (далее - Управление).
4. В структурных подразделениях ФТС России (далее - структурные подразделения) ответственным за обеспечение участия в законопроектной работе и взаимодействие с Управлением является один из заместителей начальника структурного подразделения, на которого возложены обязанности по обеспечению участия структурного подразделения в законопроектной работе ФТС России по направлениям деятельности структурного подразделения.
II. Планирование законопроектной работы
5. Законопроектная работа осуществляется в соответствии с ежегодными планами организации законопроектной работы ФТС России (далее - Планы ФТС России).
6. Планы ФТС России разрабатываются Управлением на основе планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации (далее - планы Правительства), программ законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) на очередную сессию и предложений структурных подразделений.
7. Структурные подразделения направляют в Управление предложения о разработке законопроектов для включения в проект Плана ФТС России на следующий год до 1 декабря текущего года.
8. Предложения структурных подразделений о разработке законопроектов должны основываться на результатах мониторинга федерального законодательства и правоприменительной практики, анализа ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития государства и иных программных документов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также научных концепций развития российского законодательства.
9. Предложения структурных подразделений о разработке законопроекта должны содержать:
рабочее наименование законопроекта;
основание разработки законопроекта;
пояснительную записку, содержащую изложение предмета правового регулирования и основной идеи законопроекта;
основные положения законопроекта;
сведения об объемах финансирования законопроектных работ;
перечень структурных подразделений, ответственных за разработку законопроекта (далее - подразделения-соисполнители);
перечень заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
сроки представления законопроекта в Правительство Российской Федерации.
10. Управление с привлечением подразделений-соисполнителей анализирует действующее законодательство Российской Федерации в части, затрагиваемой законопроектом, уточняет причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), определяет пробелы в законодательстве Российской Федерации, устаревшие предписания либо множественность актов, регулирующих сходные правоотношения, и в зависимости от полноты и качества предоставленных материалов готовит предложения о включении данного законопроекта в проект Плана ФТС России на соответствующий год в целях дальнейшего направления предложения о его разработке в план Правительства или о необходимости разработки концепции законопроекта и о сроках ее подготовки.
11. При формировании проекта Плана ФТС России учитываются аналитические материалы о проблемах правоприменительной практики по направлению деятельности структурных подразделений.
Указанные материалы направляются в Управление всеми структурными подразделениями до 15 июня и до 15 декабря текущего года и содержат статистические данные, расчеты, прогнозные показатели, в том числе финансово-экономические, и предложения по решению выявленных проблем.
12. Проект Плана ФТС России до его представления на утверждение руководителю ФТС России подлежит обсуждению у статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России с участием заместителей начальников структурных подразделений, ответственных за обеспечение участия структурных подразделений в законопроектной работе по направлениям деятельности структурного подразделения (далее - уполномоченные лица).
13. План ФТС России утверждается руководителем ФТС России до 20 января соответствующего года. О ходе его исполнения Управление еженедельно информирует статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России.
14. Организация работы по исполнению Плана ФТС России рассматривается на ежегодном методическом семинаре по законопроектной работе, проводимом Управлением.
15. В отношении каждого законопроекта, включенного в План ФТС России, структурным подразделением, к компетенции которого относятся правоотношения, подлежащие регулированию (далее - головной исполнитель), составляется план-график его разработки (далее - План-график).
16. План-график утверждается статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России.
17. Ход исполнения Плана-графика контролируется Управлением и выносится на обсуждение со статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России.
18. Предложения по уточнению Плана ФТС России на очередной год рассматриваются в порядке, предусмотренном Регламентом для его разработки.
19. Если руководителем ФТС России или Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности принято решение о разработке концепции законопроекта, предложенного ФТС России в план Правительства, ее подготовка осуществляется структурным подразделением, направившим предложение о разработке соответствующего законопроекта, в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3335; 2004, N 35, ст. 3636; 2006, N 6, ст. 714; 2009, N 12, ст. 1443, N 13, ст. 2346).
20. Управление на основании Плана ФТС России формирует предложения в проект плана Правительства и обеспечивает их направление в Министерство юстиции Российской Федерации до 1 октября года, предшествующего планируемому периоду.
21. Предложения должны содержать:
рабочее наименование законопроекта;
наименование федерального органа исполнительной власти - головного исполнителя;
перечень федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей;
ориентировочные сроки рассмотрения законопроекта в Правительстве Российской Федерации и внесения его в Государственную Думу;
пояснительную записку, содержащую изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;
концепцию законопроекта и проект технического задания на его разработку в случае необходимости.
22. При необходимости оперативного законодательного регулирования правоотношений в установленной сфере ведения, во исполнение нормативных правовых актов и поручений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, а также по решению руководителя ФТС России внесение изменений в План ФТС России осуществляется решением руководителя ФТС России без внесения изменений в приказ ФТС России об утверждении плана организации законопроектной работы ФТС России на соответствующий год.
III. Разработка законопроекта
23. Головной исполнитель информирует Управление о ходе разработки законопроекта и о необходимости привлечения должностных лиц Управления для решения правовых вопросов. Подразделения-соисполнители по запросу головного исполнителя обеспечивают представление необходимых для разработки законопроекта материалов в течение десяти дней.
24. По решению статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России создаются рабочие группы по разработке законопроекта с участием представителей подразделений-соисполнителей и должностных лиц Управления (далее - рабочая группа). Члены рабочей группы указываются в качестве разработчиков на титульном листе законопроекта.
25. Рабочая группа осуществляет разработку законопроекта, оказывает содействие при внутриведомственном согласовании, согласовании с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, при проработке законопроекта в Аппарате Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, а также при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания (включая экспертно-правовое сопровождение).
Рабочая группа осуществляет разработку проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ФТС России, подлежащих принятию в связи с данным законопроектом.
26. Координацию деятельности рабочих групп и контроль за соблюдением сроков подготовки законопроектов, а также проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации законопроекта, осуществляет Управление.
27. Начальник структурного подразделения - головного исполнителя по разработке законопроекта в дальнейшем включается в межведомственную рабочую группу по подготовке законопроекта, включенного в план Правительства.
28. К тексту законопроекта предъявляются следующие требования:
1) структура текста должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования;
2) законопроект, направленный на регулирование широкой сферы общественных отношений, может содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия закона, его регулятивное значение (положения нормативного характера в преамбулу не включаются);
3) определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в законопроекте, целесообразно размещать в начале текста;
4) нормативное содержание законопроекта в зависимости от предмета правового регулирования, его объема и формы должно иметь следующую структуру:
общие положения (предмет и основные принципы правового регулирования, соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему законодательству Российской Федерации и др.);
определение используемых понятий (если они не определены в действующем законодательстве Российской Федерации);
изложение конкретных правовых норм по регулируемому вопросу;
определение санкций за нарушение установленных правовых норм;
переходные и заключительные положения;
отдельная статья о вступлении закона в силу;
5) нормативные предписания оформляются, как правило, в виде статей, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами и наименование;
6) значительный по объему законопроект можно разделять на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование; разделы нумеруются римскими цифрами, главы, параграфы - арабскими;
7) статьи можно разделять на части с нумерацией арабскими цифрами, но без наименования, части статей можно разделять на пункты и подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита со скобкой, а также на абзацы (подпункты и абзацы начинаются со строчной буквы и заканчиваются точкой с запятой);
8) в кодифицированных актах можно выделять общую часть, содержащую положения общенормативного значения, и особенную часть, содержащую конкретные нормативные предписания;
9) содержание правовых норм должно быть логически последовательным, не допускающим различного толкования; следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией, не допускать использования эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитеты, метафоры, гиперболы и др.), не включать в законопроект положения ненормативного характера и бланкетные нормы;
10) в законопроекте, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие Конституции Российской Федерации, действующего федерального конституционного закона, федерального закона, следует обязательно указывать соответствующую статью Конституции Российской Федерации или реквизиты соответствующего акта;
11) положения об изменениях, дополнениях или признании нормативных правовых актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых актов в связи с принятием данного закона включаются в текст законопроекта отдельной статьей;
12) в заключительной главе или статье располагают заключительные и переходные положения законопроекта, в которых указывают:
порядок введения закона в действие;
поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о подготовке и принятии нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию закона, а также о приведении своих нормативных правовых актов в соответствие принятому закону;
порядок и условия применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие после вступления закона в силу.
29. Вместе с текстом законопроекта разрабатываются следующие материалы, необходимые для проведения процедуры межведомственного согласования законопроекта и его направления в Правительство Российской Федерации:
проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;
пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;
финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации), содержащее расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определяющее источники финансирования расходов по реализации будущего закона;
перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с данным законопроектом;
перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих изменению, приостановлению, признанию утратившими силу или принятию в связи с данным законопроектом (далее - перечень актов, необходимых для реализации закона).
30. Финансово-экономическое обоснование должно основываться на тщательном финансовом, экономическом, статистическом анализах, содержать расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определять источники финансирования расходов по реализации будущего закона.
Головной исполнитель по законопроекту согласовывает финансово-экономическое обоснование с Главным финансово-экономическим управлением.
31. Перечень актов, необходимых для реализации закона, включает в себя наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, сроки подготовки, а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головных исполнителях и соисполнителях по разработке указанных актов.
Указанный перечень подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо организациями при межведомственном согласовании законопроекта.
32. Согласованные (завизированные) в установленном порядке начальниками всех подразделений-соисполнителей (лицами, их замещающими) законопроект и материалы, указанные в пункте 25 Регламента, представляются на правовую экспертизу в Управление.
33. По результатам правовой экспертизы законопроекта, а также экспертизы, проводимой в соответствии с методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1241), Управление докладывает статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России о возможности направления законопроекта на межведомственное согласование.
34. Статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России принимает решение о доработке законопроекта, разработке проектов нормативных правовых актов, необходимых для его реализации, либо о направлении законопроекта в федеральные органы исполнительной власти и организации на согласование.
35. Головной исполнитель обеспечивает направление законопроекта, прошедшего внутриведомственное согласование, в федеральные органы исполнительной власти и организации на согласование с указанием срока его согласования (не более десяти дней).
36. В случае неполучения завизированного (в том числе с замечаниями) заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями законопроекта в 3-дневный срок с даты истечения установленного для согласования срока законопроект может быть внесен в Правительство Российской Федерации без согласований.
37. Письма федеральных органов исполнительной власти о рассмотрении законопроекта направляются статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России. В соответствии с его резолюцией Управление делами направляет головному исполнителю оригинал письма, а структурным подразделениям-соисполнителям - его копию по электронной почте.
38. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в соответствии с Правилами проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1240), законопроект и пояснительная записка к нему направляются головным исполнителем в Управление по связям с общественностью для размещения на официальном сайте ФТС России в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню направления законопроекта на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.
39. Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность устанавливается головным исполнителем при направлении в Управление по связям с общественностью и не может быть меньше срока, установленного для рассмотрения законопроекта в федеральных органах исполнительной власти и организациях.
40. Головной исполнитель является ответственным за учет результатов независимой экспертизы на коррупциогенность и обязан незамедлительно информировать о них Управление.
Если экспертные заключения в ФТС России не поступили в течение срока проведения независимой экспертизы, головной исполнитель информирует об этом Управление в последний день срока проведения независимой экспертизы.
41. О результатах межведомственного согласования законопроекта и независимой экспертизы на коррупциогенность Управление с участием уполномоченного лица головного исполнителя докладывает статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России, который принимает решение:
о проведении согласительного совещания с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организаций в целях поиска взаимоприемлемого решения;
об организации головным исполнителем доработки законопроекта в соответствии с замечаниями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций;
о дальнейшем направлении законопроекта на заключения, предусмотренные пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2313; 2006, N 23, ст. 2514, N 29, ст. 3251; 2007, N 32, ст. 4150; 2008, N 14, ст. 1413, N 21, ст. 2459, N 49, ст. 5833; 2009, N 11, ст. 1302, N 12, ст. 1443, N 19, ст. 2346) (далее - Регламент Правительства).
42. Головной исполнитель совместно с подразделениями-соисполнителями при необходимости осуществляет доработку законопроекта по представленным замечаниям и предложениям, а также по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность и обеспечивает проведение согласительных совещаний по законопроекту.
43. По результатам согласительных совещаний головным исполнителем составляются протоколы, в которых отражаются позиции участвующих в совещании заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и принятые решения. Протоколы подлежат подписанию руководителями (заместителями руководителей) согласующих органов и организаций. При этом в случае неполучения подписанного согласующими органами и организациями протокола согласительного совещания в 5-дневный срок с даты поступления в согласующий орган указанного протокола проект акта может быть внесен ФТС России в Правительство Российской Федерации с протоколом согласительного совещания без подписей руководителей (заместителей руководителей) согласующих органов и организаций.
44. Согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и завизированный статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России законопроект с приложением копий писем федеральных органов исполнительной власти и организаций-соисполнителей по законопроекту о согласовании законопроекта или протоколов согласительных совещаний с замечаниями направляется Управлением на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации.
45. Одновременно Управление обеспечивает направление законопроекта на заключение в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, а также в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в случаях и порядке, установленных пунктом 60 Регламента Правительства.
46. Управление докладывает о характере представленных заключений статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России, который принимает решение о доработке законопроекта или о его подготовке к внесению в Правительство Российской Федерации.
47. Доработка законопроекта осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки законопроекта.
48. К законопроекту, вносимому ФТС России в Правительство Российской Федерации, прилагаются также все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам независимой экспертизы на коррупциогенность. В случае несогласия ФТС России с результатами независимой экспертизы на коррупциогенность, а также с результатами экспертизы на коррупциогенность, проведенной Министерством юстиции Российской Федерации, законопроект вносится с приложением пояснительной записки с обоснованием своего несогласия.
49. Завизированные в установленном порядке руководителями подразделений-соисполнителей (лицами, их замещающими), статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России законопроект и пакет документов к нему представляются Управлением на подпись руководителю ФТС России.
50. Законопроект с необходимыми материалами к нему, с приложением подлинников писем заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций-соисполнителей о согласовании законопроекта или протоколов согласительных совещаний и замечаний, а также заключений на законопроект, предусмотренных пунктом 60 Регламента Правительства, направляется в Правительство Российской Федерации.
51. Управление обеспечивает сопровождение законопроекта в Аппарате Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, палатах Федерального Собрания.
52. На любом этапе сопровождения законопроекта Управление вправе привлекать членов рабочей группы по разработке законопроекта и иных должностных лиц соответствующих подразделений-соисполнителей для решения проблем, возникающих в процессе его сопровождения.
IV. Организация работы по подготовке проектов заключений (официальных отзывов) Правительства Российской Федерации на законопроекты, поправок к законопроектам
53. Управление является головным исполнителем поручений Правительства Российской Федерации (писем Аппарата Правительства Российской Федерации) о подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок к законопроектам.
54. Управление с учетом мнений подразделений-соисполнителей, а также федеральных органов исполнительной власти и организаций-соисполнителей обеспечивает подготовку проектов заключений, официальных отзывов и поправок к законопроектам и направление их в Правительство Российской Федерации в соответствии с порядком и сроками, указанными в поручении Правительства Российской Федерации или установленными законодательством Российской Федерации.
55. Проект заключения (официального отзыва) Правительства Российской Федерации на законопроект должен содержать:
наименование законопроекта;
наименование субъекта права законодательной инициативы;
указание на соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
позицию Правительства Российской Федерации в отношении принятия (частичного принятия) или отклонения основных положений, отсрочки принятия, дня вступления в силу закона;
оценку перечня актов, необходимых для реализации закона.
56. Кроме того, проект заключения Правительства Российской Федерации должен содержать:
оценку положений законопроекта с учетом финансово-экономического обоснования;
указание на источники финансирования предполагаемых расходов, связанных с реализацией законопроекта;
прогноз социальных и экономических последствий принятия данного федерального закона.
57. Проект поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту, как правило, содержит изменения редакции статей, дополнение законопроекта конкретными статьями, предложения об исключении конкретных слов, пунктов, частей, статей или иной структурной единицы законопроекта, а также новую структуру законопроекта.
58. При подготовке проекта поправок Правительства Российской Федерации необходимо учитывать, что поправки не должны менять концепцию законопроекта.
59. Согласование проектов заключения, официального отзыва или поправок Правительства Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для согласования законопроектов.
V. Участие ФТС России в подготовке законопроектов, включенных в план Правительства, согласование законопроектов, поступающих на рассмотрение в ФТС России
60. В целях подготовки законопроектов, включенных в план Правительства, как правило, образуются рабочие группы, порядок создания и деятельность которых регламентируются Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2346).
61. Члены рабочих групп по разработке законопроектов, включенных в план Правительства, по которым ФТС России является соисполнителем, на постоянной основе отчитываются о результатах своей деятельности в составе указанных групп перед статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России и заместителями руководителя ФТС России, курирующими структурные подразделения, участвующие в разработке законопроекта.
62. При поступлении законопроекта в ФТС России на согласование из федеральных органов исполнительной власти и от субъектов права законодательной инициативы, определенных статьей 104 Конституции Российской Федерации, Управление делами обеспечивает направление законопроекта на рассмотрение статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России.
63. Головным исполнителем по согласованию законопроекта является структурное подразделение, в компетенцию которого входят правоотношения, подлежащие регулированию. По всем законопроектам, поступающим в ФТС России на согласование, Управление является соисполнителем, осуществляющим его правовую экспертизу.
64. Головной исполнитель обеспечивает согласование законопроекта, в том числе с замечаниями, в 10-дневный срок с даты его поступления в ФТС России.
65. В согласительном совещании, которое проводит федеральный орган исполнительной власти, направивший законопроект на согласование, или Аппарат Правительства Российской Федерации в целях поиска взаимоприемлемого решения, от ФТС России обязательно участвует представитель головного исполнителя и Управления.
66. Протокол согласительного совещания подлежит подписанию в 5-дневный срок с даты его поступления в ФТС России.
67. Предложения о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, не оформленные в виде законопроектов, при поступлении в ФТС России рассматриваются в месячный срок в соответствия с общим порядком исполнения документов в ФТС России, если поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации не установлены иные сроки их рассмотрения.
VI. Разработка и участие в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию федеральных законов
68. В целях организации эффективного исполнения федерального закона ФТС России осуществляет подготовку и внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, обеспечивающих действие норм федерального закона (далее - проекты актов), организует проведение иных необходимых мероприятий, а также осуществляет рассмотрение поступающих в ФТС России на согласование из федеральных органов исполнительной власти проектов актов.
69. По проектам актов, головным исполнителем по разработке которых является ФТС России, Управление составляет план подготовки структурными подразделениями указанных проектов актов (далее - План подготовки проектов актов), в котором указываются: наименование проектов нормативных правовых актов, сроки подготовки, головной исполнитель и подразделения-соисполнители.
О ходе его исполнения Управление еженедельно информирует статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России.
70. Головным исполнителем по разработке проекта акта является структурное подразделение, к компетенции которого относятся правоотношения, подлежащие регулированию. Согласованный с заинтересованными структурными подразделениями План подготовки проектов актов утверждается статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России и направляется в структурные подразделения на исполнение.
71. В отношении каждого проекта акта, включенного в План подготовки проектов актов, головным исполнителем составляется План-график. Ход исполнения Плана-графика контролируется Управлением и выносится на обсуждение у статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России.
72. Подразделения-соисполнители по запросу головного исполнителя обеспечивают в трехдневный срок представление материалов, необходимых для разработки проекта нормативного правового акта, если головным исполнителем не установлены более сжатые сроки.
73. Разработке подлежит также пояснительная записка, содержащая необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений.
74. В случае, если подготавливаемый акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта.
75. В случае упоминания в проекте акта какой-либо организации в Правительство Российской Федерации вместе с проектом акта и иными документами, предусмотренными Регламентом, представляются также заверенные нотариально или ФТС России копии учредительных документов этой организации. Данное требование не распространяется на упоминаемые в проектах актов органы государственной власти и органы местного самоуправления.
76. Если проекты актов содержат поручения, в них должен быть указан срок их исполнения.
77. После принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации Управление информирует головного исполнителя о необходимости начала разработки и подготовки проекта акта к процедуре межведомственного согласования.
78. После принятия во втором чтении законопроекта, внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и содержащего нормы, для реализации которых необходимо принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, головной исполнитель обязан приступить к процедуре межведомственного согласования таких проектов.
79. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по законопроекту, внесенному иным субъектом права законодательной инициативы и для реализации которого необходимо принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, ответственным за согласование по которым является ФТС России, статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России определяется головной исполнитель и подразделения-соисполнители.
80. Порядок разработки в ФТС России проектов актов, включая процедуры межведомственного согласования, получения заключений, предусмотренных пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, сопровождение в Аппарате Правительства Российской Федерации, а также согласование проектов актов при их поступлении в ФТС России осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренном разделами III и V Регламента для разработки и согласования законопроектов.
VII. Взаимодействие ФТС России с палатами Федерального Собрания
81. Участие ФТС России в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания осуществляется в соответствии с решениями Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и по согласованию с полномочными представителями Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания.
82. Основными направлениями взаимодействия ФТС России с палатами Федерального Собрания являются:
сопровождение законопроекта, внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, по которому ФТС России являлась разработчиком или соисполнителем;
сбор и обобщение материалов о рассмотрении в палатах Федерального Собрания законопроектов, затрагивающих компетенцию таможенных органов.
83. В целях сопровождения законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации, которые затрагивают компетенцию таможенных органов, Управление представляет информацию статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России о мероприятиях, проводимых в палатах Федерального Собрания, связанных с рассмотрением таких законопроектов.
84. Структурные подразделения в соответствии с поручением статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России обеспечивают участие своих должностных лиц в межведомственных рабочих группах, в рабочих группах и заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, в парламентских слушаниях и заседаниях "круглого стола" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
85. Сбор и обобщение материалов по законопроектам, затрагивающим компетенцию таможенных органов и внесенным иными субъектами права законодательной инициативы, Управление осуществляет на основании анализа примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию, календарей рассмотрения вопросов, постоянного мониторинга вносимых законопроектов.
86. Управление формирует перечень внесенных в Государственную Думу законопроектов по вопросам, относящимся к компетенции таможенных органов (далее - Перечень), на основе предложений структурных подразделений по примерной программе законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию.
87. Управление в соответствии с Перечнем, утвержденным статс-секретарем - заместителем руководители ФТС России, представляет тексты законопроектов в заинтересованные структурные подразделения для представления по ним в Управление заключений в 10-дневный срок.
88. В случае выявления законопроектов, затрагивающих компетенцию служащих органов, не вошедших в Перечень, Управление совместно со структурными подразделениями подготавливает заключение о необходимости сопровождения указанных законопроектов, о чем докладывает статс-секретарю - заместителю руководителя ФТС России.
VIII. Информационное обеспечение законопроектной работы
89. В целях осуществления правового мониторинга процесса разработки законопроектов, проектов актов, необходимых для реализации законопроекта (далее - документы), и оперативного получения информации о них в Управлении создается информационный банк данных, состоящий из двух разделов:
I. Проекты, разрабатываемые ФТС России.
II. Правоприменительная практика.
90. Раздел I "Проекты, разрабатываемые ФТС России" включает в себя подразделы:
проекты федеральных законов;
проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
91. В подраздел "проекты федеральных законов" включаются сведения:
о наименовании документа;
о разработчике документа;
о соисполнителях документа;
об основании разработки;
о субъекте права законодательной инициативы, профильных комитетах палат Федерального Собрания, стадии законодательного процесса (если законопроект внесен в Государственную Думу);
об этапе межведомственного согласования документа;
о результатах независимой экспертизы на коррупциогенность;
о заключениях, предусмотренных пунктом 60 Регламента Правительства;
о проводимых согласительных совещаниях по документу и их результатах;
о состоянии текста документа (по мере изменения его текста);
о действующих рабочих группах по документу;
о дате состоявшихся или подготавливаемых парламентских слушаний по теме документа;
о позиции (при наличии) Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания и Президента Российской Федерации относительно документа;
об иной информации о документе.
92. В подраздел "проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации", включаются сведения:
о наименовании документа;
о разработчике документа;
о соисполнителях документа;
об основании разработки;
об этапе межведомственного согласования документа;
о результатах независимой экспертизы документа на коррупциогенность;
о заключениях, предусмотренных пунктом 60 Регламента Правительства;
о состоянии текста документа (по мере изменения его текста);
о проводимых согласительных совещаниях по документу и их результатах;
об иной информации о документе.
93. Раздел II включает в себя следующую информацию:
аналитические материалы по проблемам правоприменительной практики;
справочные материалы о результатах работы рабочих групп по документам, парламентских слушаний и других рабочих встреч.
94. Управление по запросу структурного подразделения, поручению руководства ФТС России подготавливает справочные материалы о ходе разработки и согласования документов.
95. Управление обобщает аналитические материалы о проблемах правоприменительной практики по направлению деятельности структурных подразделений, направляемые в Управление структурными подразделениями в соответствии с пунктом 9 Регламента, и не позднее одного месяца со дня истечения квартала информирует статс-секретаря - заместителя руководителя ФТС России о наличии проблем правоприменительного характера, требующего решения на законодательном уровне.
Начальник Управления
правового обеспечения
законопроектной деятельности
О.А.ЩЕРБАКОВА