Оглавление
Во исполнение пункта 1 статьи 6 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В.ХРИСТЕНКО
Утверждена
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. N 144
1. Настоящая Методика разработана в целях реализации Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение).
Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены), являются рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2001 год), Статистика внешнего долга. Руководство для составителей и пользователей (2003 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).
2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов:
а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления;
б) долг сектора государственного управления;
в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).
3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:
"безусловные долговые обязательства" - денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:
кредитные соглашения и договоры, в том числе соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств;
займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;
"взносы (отчисления) на социальные нужды" - фактические или условно исчисленные поступления в фонд социального обеспечения от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от лиц, работающих не по договору найма, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени;
"внешний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внешним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"внутренний долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления, относимых в соответствии с законодательством государства-члена к внутренним долговым обязательствам, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления с учетом операций с нефинансовыми активами над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами с учетом операций с нефинансовыми активами);
"долг сектора государственного управления" - остаток на конкретную дату признанных и непогашенных безусловных внешних и внутренних долговых обязательств сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;
"консолидированный бюджет сектора государственного управления" - денежный фонд сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"операции с нефинансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов нефинансовых активов, включающих в себя основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и непроизведенные активы;
"операции с финансовыми активами" - операции (приобретение за минусом выбытия), приводящие к изменению запасов финансовых активов, включающих в себя финансовые требования, монетарное золото и специальные права заимствования (СДР), предоставляемые Международным валютным фондом в порядке распределения;
"сектор государственного управления" - органы государственного управления, включающие в себя центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;
"социальные трансферты" - текущие пособия, выделяемые из фонда социального обеспечения и (или) из бюджета центральных, региональных и местных (муниципальных) органов управления для покрытия нужд населения, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или иные семейные обстоятельства;
"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входит расчет макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития этих государств;
"уровень инфляции (индекс потребительских цен)" - изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами (населением) для непроизводственного потребления, рассчитываемое как отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;
"условные долговые обязательства" - сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);
"фиксированный набор потребительских товаров и услуг" - перечень репрезентативно отобранных товаров и услуг, потребляемых домашними хозяйствами (населением), с определенными количественными соотношениями составляющих его элементов, не меняющимися в течение заданного периода времени;
"финансовый год" - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;
"фонд социального обеспечения" - внебюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:
в Республике Беларусь - Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;
в Республике Казахстан - акционерное общество "Государственный фонд социального страхования";
в Российской Федерации - Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.
4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
,
где:
- дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренный в единицах национальной валюты;
- доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
- расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
- операции с нефинансовыми активами консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты.
Абзац исключен. - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2014 N 30.
Макроэкономический показатель, определяющий дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается по формуле:
,
где:
- дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
ВВП - объем валового внутреннего продукта в текущих ценах финансового года, измеренный в единицах национальной валюты.
5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
,
где:
- долг сектора государственного управления;
- долг центрального правительства (центральных органов управления);
- долг региональных органов управления;
- долг местных (муниципальных) органов управления.
Долг сектора государственного управления состоит из внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления.
В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.
Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.
Макроэкономический показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту рассчитывается как сумма значений показателей внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в процентах к объему валового внутреннего продукта:
,
где:
- долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
- внешний долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
- внутренний долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту.
Показатели внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в процентах к объему валового внутреннего продукта рассчитываются как сумма отношений номинальных объемов долга, выраженных в иностранной и национальной валютах заимствования, на последний день отчетного периода (финансовый год, квартал) к сумме квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала). При этом часть номинального объема внешнего и внутреннего долга на последний день отчетного периода (финансовый год, квартал), выраженная в иностранной валюте заимствования, делится на сумму квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте и пересчитанных в иностранную валюту заимствования по среднему квартальному курсу национальной валюты, рассчитанному национальными (центральным) банками государств-членов, а часть номинального объема внешнего и внутреннего долга на последний день отчетного периода (финансовый год, квартал), выраженная в национальной валюте заимствования, делится на сумму квартальных объемов валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте.
Уполномоченные органы государств-членов рассчитывают квартальный и годовой макроэкономический показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту в соответствии с настоящей Методикой.
По предложению государства-члена Евразийская экономическая комиссия самостоятельно рассчитывает макроэкономический показатель долга сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту на основе представляемой в соответствии с законодательством этого государства-члена в Евразийскую экономическую комиссию информации о номинальных объемах внешнего и внутреннего долга сектора государственного управления в валютах заимствования на последний день отчетного периода (финансовый год, квартал), квартальных объемах валового внутреннего продукта (за 4 предшествующих квартала), выраженных в национальной валюте, а также среднем квартальном курсе национальной валюты к иностранной валюте заимствования, рассчитанному национальным (центральным) банком этого государства-члена.
6. Методика расчета уровня инфляции (индекса потребительских цен) в государствах-членах основывается на международной методологии, изложенной в Руководстве по индексу потребительских цен: теория и практика (Международный валютный фонд, 2007 год).
Показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) в годовом выражении измеряется как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах декабря анализируемого года к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.
Для квартального мониторинга уровня инфляции (индекса потребительских цен) используется показатель, измеренный в годовом выражении как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах последнего месяца квартала текущего года к его стоимости в ценах аналогичного месяца предыдущего года.
В аналитических целях используется показатель уровня инфляции (индекса потребительских цен) за период с начала года, измеряемый как процентное отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах анализируемого месяца к его стоимости в ценах декабря предыдущего года.
Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.
При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в фиксированном наборе потребительских товаров и услуг, а также в долях (весах) потребления в общем объеме фиксированного набора потребительских товаров и услуг исходя из национальных особенностей потребления товаров и услуг домашними хозяйствами (населением) в государствах-членах.
7. Уполномоченные органы государств-членов представляют в Евразийскую экономическую комиссию информацию по показателям дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, долга сектора государственного управления, уровня инфляции (индекса потребительских цен), рассчитанным в соответствии с настоящей Методикой, а также в порядке и в сроки, установленные Порядком обмена информацией между уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссией в целях проведения согласованной макроэкономической политики, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 г. N 270.
В аналитических целях уполномоченные органы представляют в Евразийскую экономическую комиссию на постоянной основе ежеквартально (нарастающим итогом с начала года) информацию об операциях сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 1, об операциях с финансовыми активами сектора государственного управления, включающими операции с бюджетными кредитами, в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 2 и о долге сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 3.
Приложение N 1
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства
(форма)
СТРУКТУРА операций консолидированного бюджета сектора государственного управления
┌───────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐ │ Наименование │ Единица измерения │ │ ├─────────────┬───────────┤ │ │млрд. единиц │ в % к │ │ │национальной │ валовому │ │ │ валюты │внутреннему│ │ │ │ продукту │ └───────────────────────────────────────────────┴─────────────┴───────────┘ Бюджет центральных органов управления (федеральный (республиканский) бюджет) <*> доходы расходы в том числе социальные трансферты из них пенсии операции с нефинансовыми активами дефицит (профицит) Бюджет региональных органов управления <*> доходы расходы операции с нефинансовыми активами дефицит (профицит) Бюджет местных (муниципальных) органов управления <*> доходы расходы операции с нефинансовыми активами дефицит (профицит) Бюджет фонда социального обеспечения <*> доходы в том числе взносы (отчисления) на социальные нужды расходы в том числе социальные трансферты из них пенсии операции с нефинансовыми активами дефицит (профицит) Консолидированный бюджет сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям <**> доходы расходы операции с нефинансовыми активами дефицит (профицит) ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
--------------------------------
<*> Информация представляется по итогам финансового года. Расчет осуществляется в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).
<**> Информация представляется ежеквартально и по итогам финансового года. Расчет осуществляется в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).
Приложение N 2
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства
(форма)
СТРУКТУРА операций с финансовыми активами сектора государственного управления
┌───────┬─────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐ │ Код │ Наименование │ Единица Измерения │ │ <*> │ ├────────────┬──────────────┤ │ │ │ млрд. │ в % │ │ │ │ единиц │ к валовому │ │ │ │национальной│ внутреннему │ │ │ │ валюты │ продукту │ └───────┴─────────────────────────────────────┴────────────┴──────────────┘ 32 Финансовые активы 321 Внутренние 3212 Валюта и депозиты 3213 Ценные бумаги, кроме акций 3214 Кредиты и займы в том числе: бюджетам других уровней юридическим лицам-резидентам физическим лицам-резидентам 3215 Акции и другие формы участия в капитале 3218 Прочая дебиторская задолженность 322 Внешние 3222 Валюта и депозиты 3223 Ценные бумаги, кроме акций 3224 Кредиты и займы в том числе: юридическим лицам-нерезидентам иностранным государствам 3225 Акции и другие формы участия в капитале 3228 Прочая дебиторская задолженность 323 Монетарное золото и СДР ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
--------------------------------
<*> Код операций с финансовыми активами приведен в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).
Приложение N 3
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства
(форма)
СТРУКТУРА долга сектора государственного управления
┌───────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐ │ Наименование │ Единица измерения │ │ ├─────────────┬───────────┤ │ │млрд. единиц │ в % к │ │ │ валюты │ валовому │ │ │ │внутреннему│ │ │ │ продукту │ └───────────────────────────────────────────────┴─────────────┴───────────┘ Долг центрального правительства внешний: в иностранной валюте в национальной валюте внутренний: в иностранной валюте в национальной валюте Долг региональных органов управления внешний: в иностранной валюте в национальной валюте внутренний: в иностранной валюте в национальной валюте Долг местных (муниципальных) органов управления внешний: в иностранной валюте в национальной валюте внутренний: в иностранной валюте в национальной валюте Долг сектора государственного управления, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям внешний: в иностранной валюте в национальной валюте внутренний: в иностранной валюте в национальной валюте Условные долговые обязательства <*> ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────
--------------------------------
<*> Информация представляется в аналитических целях.